Девиантное поведение как следствие жестокого обращения в семье

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами, не только наносит непоправимый вред их здоровью, не имеет также тяжелые социальные последствия. До 10% детей-жертв насилия погибают, у большинства развиваются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере, что делает их непроизводительными членами общества и влечет необходимость общественных затрат на их лечение и содержание.

Как узнать, что ребенок подвергается жестокому обращению, как помочь ему?

Нижеприведенные индикаторы и дефиниции различных форм жестокого обращения с детьми являются первым шагом на пути создания эффективной системы выявления факта насилия, оказания помощи детям и их защиты. Они предназначены для педагогов, а также для родителей. При их составлении использован опыт многолетней практической деятельности служб медико-психологической, социальной и правовой помощи детям пострадавшим от насилия, накопленный как за рубежом, так и в нашей стране.

Основополагающим документом при работе над настоящими дефинициями явилась «Конвенция о правах ребенка», из положений которой следует, что ребенок должен быть защищен от всех форм жестокого обращения, пренебрежения его интересами и эксплуатации. Как указано в Конвенции, ребенком «является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», поэтому определения любых форм насилия над ребенком относятся к указанному возрастному периоду.

Различают 4 основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми:

1.Физическое насилие

2.Сексуальное насилие или развращение

3.Психическое (эмоциональное) насилие

4.Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная

жестокость)

I. Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные (требующие медицинский помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

К физическому насилию относятся также телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Особенности внешнего вида ребенка и характер травм, позволяющих

заподозрить физическое насилие:

— множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог) и различную давность (свежие и заживающие) развития;

— задержка физического развития (пониженное питание, отставание в росте, обезвоживание для маленьких детей);

— признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпи).

Основные типы травм при физическом насилии:

— на теле — синяки, ссадины, ожоги от прижигания сигаретами, горячими жидкостями или предметами, раны, специфические следы ремня;

— на голове — кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах;

— повреждения внутренних органов травматического характера.

Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется гематомами без наружных признаков повреждения. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить

физическое насилие:

Младший школьный возраст

— стремление скрыть причину повреждений и травм;

— одиночество, отсутствие друзей;

— боязнь идти домой после школы.

Подростки

— побеги из дома;

— суицидальные попытки;

— делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;

— употребление алкоголя/наркотиков.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

— противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать -объяснения;

— позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

— перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;

— неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений, в сторону их преуменьшения или преувеличения;

— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

— невнимание к ребенку, неоказание ему эмоциональной поддержки, лишение ласки;

— поведенческие признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.);

— высказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

— повествование о том, как их наказывали в детстве.

II. Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Таким образом, сексуальным насилием или развращением является не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий, включая:

— мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;

— введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;

— сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей, вовлечение в проституцию;

— несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка;

— маструбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;

— эксбиционизм — демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком;

— вуавризм — подглядывание за раздеванием детей, купанием или нахождением в туалете, а также принуждение детей раздеваться.

К сексуальному насилию относятся случаи сексуальных действий между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

а) не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого;

б) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и другие

последствия, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

— повреждение генитальной, анальной или оральной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждение кожи груди или бедер;

— расширение ануса;

— следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

— заболевания, передающиеся половым путем;

— беременность;

— повторные или хронические инфекции мочевого тракта;

— резкое изменение веса (потеря или прибавка);

— вагинальные кровотечения;

— психосоматические расстройства.

Особенности поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

Младшие школьники

— низкая школьная успеваемость;

— замкнутость, стремление избегать контактов;

— изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей);

— ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

— несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

— стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Подростки

— депрессия;

— побеги из дома или институциональных учреждений;

— низкая самооценка;

— суицидальные попытки или высказывания;

— сексуализированное поведение;

— употребление алкоголя/наркотиков;

— проституция или беспорядочные половые связи;

— жалобы на боли в животе.

III. Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воздействие, вызывающие у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить

эмоциональное насилие:

— задержка физического и умственного развития;

— наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология);

— нервные тики;

— энурез;

— печальный внешний вид.

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить

эмоциональное насилие:

— беспокойство или тревожность;

— нарушение сна;

— длительно сохраняющееся подавленное состояние;

— агрессивность;

— склонность к уединению;

— чрезмерная уступчивость и заискивающие угодливое поведение;

— эксцентричность поведения;

— суицидальные угрозы и попытки;

— неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых;

— плохая успеваемость в школе;

— низкая самооценка;

— нарушение аппетита.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:

— оскорбления, брань, обвинения, публичное унижение ребенка;

— отказ в утешении, когда он действительно испуган или подавлен;

— постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;

— негативная характеристика ребенка;

— отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным

родственником;

— перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

IV. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается их эмоциональное состояние, или появляется угроза для его здоровья и развития.

Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать:

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка);

— отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждений, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Заброшенными могут быть не только дети, проживающие в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Особенности внешнего вида и клинические симптомы, позволяющие заподозрить пренебрежение интересами ребенка:

— низкий рост или отставание в физическом развитии;

— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

— утомленный сонный вид, опухшие веки;

— низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном питании (например, во время пребывания в больнице);

— задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребенке;

— выраженная пеленочная сыпь;

— обезвоживание (для грудных детей);

— повторные повреждения от случайных травм или отравлений;

— частая заболеваемость вялотекущими хроническими и инфекционными заболеваниями;

— частая госпитализация в отделения неотложной или скорой помощи.

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежение к нему:

— постоянный голод и/или жажда;

— кража пищи;

— стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

— требование ласки и внимания;

— подавленное настроение, апатичность;

— пассивность;

-.агрессивность и импульсивность;

— делинквентное или антиобщественное поведение, вплоть до вандализма;

— плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить;

— неразборчивое дружелюбие;

— регрессивное поведение;

— низкая школьная успеваемость;

— низкая самооценка;

— самостимулирующее поведение.

Причину насилия над детьми некоторые ученые видят в их подчиненном положении в обществе, когда они являются объектом демонстрации родителями своей воли, постоянно подвергаются контролю и манипуляциям, служат удовлетворению потребности взрослых в комфорте и удовольствии. Проблема требует глубокого комплексного исследования с участием психологов, медиков, социологов, юристов. Жестокость по отношению к ребенку в выраженных формах подлежит моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако, учителю желательно предварительно обсудить подобные факты со школьным психологом, чтобы не причинять ребенку еще большего вреда. К тому же сами насильники в семье в большинстве случаев нуждаются в помощи медиков и психологов.

Жестокое обращение с детьми формирует малообразованных, социально-дезадаптированных личностей, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Важным социальным последствием насилия по отношению к детям является воспроизводство самой жестокости.Таким образом, выявление фактов жестокого обращения с детьми в семье — это важный этап профилактики девиантного поведения подростков.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *