Девиантное поведение как следствие жестокого обращения в семье
Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами, не только наносит непоправимый вред их здоровью, не имеет также тяжелые социальные последствия. До 10% детей-жертв насилия погибают, у большинства развиваются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере, что делает их непроизводительными членами общества и влечет необходимость общественных затрат на их лечение и содержание.
Как узнать, что ребенок подвергается жестокому обращению, как помочь ему?
Нижеприведенные индикаторы и дефиниции различных форм жестокого обращения с детьми являются первым шагом на пути создания эффективной системы выявления факта насилия, оказания помощи детям и их защиты. Они предназначены для педагогов, а также для родителей. При их составлении использован опыт многолетней практической деятельности служб медико-психологической, социальной и правовой помощи детям пострадавшим от насилия, накопленный как за рубежом, так и в нашей стране.
Основополагающим документом при работе над настоящими дефинициями явилась «Конвенция о правах ребенка», из положений которой следует, что ребенок должен быть защищен от всех форм жестокого обращения, пренебрежения его интересами и эксплуатации. Как указано в Конвенции, ребенком «является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», поэтому определения любых форм насилия над ребенком относятся к указанному возрастному периоду.
Различают 4 основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми:
1.Физическое насилие
2.Сексуальное насилие или развращение
3.Психическое (эмоциональное) насилие
4.Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная
жестокость)
I. Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные (требующие медицинский помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
К физическому насилию относятся также телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Особенности внешнего вида ребенка и характер травм, позволяющих
заподозрить физическое насилие:
— множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог) и различную давность (свежие и заживающие) развития;
— задержка физического развития (пониженное питание, отставание в росте, обезвоживание для маленьких детей);
— признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпи).
Основные типы травм при физическом насилии:
— на теле — синяки, ссадины, ожоги от прижигания сигаретами, горячими жидкостями или предметами, раны, специфические следы ремня;
— на голове — кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах;
— повреждения внутренних органов травматического характера.
Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется гематомами без наружных признаков повреждения. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить
физическое насилие:
Младший школьный возраст
— стремление скрыть причину повреждений и травм;
— одиночество, отсутствие друзей;
— боязнь идти домой после школы.
Подростки
— побеги из дома;
— суицидальные попытки;
— делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
— употребление алкоголя/наркотиков.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
— противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать -объяснения;
— позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
— перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;
— неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений, в сторону их преуменьшения или преувеличения;
— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
— невнимание к ребенку, неоказание ему эмоциональной поддержки, лишение ласки;
— поведенческие признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.);
— высказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
— повествование о том, как их наказывали в детстве.
II. Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Таким образом, сексуальным насилием или развращением является не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий, включая:
— мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
— введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;
— сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей, вовлечение в проституцию;
— несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических материалов с целью стимуляции ребенка;
— маструбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
— эксбиционизм — демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком;
— вуавризм — подглядывание за раздеванием детей, купанием или нахождением в туалете, а также принуждение детей раздеваться.
К сексуальному насилию относятся случаи сексуальных действий между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
а) не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого;
б) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и другие
последствия, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
— повреждение генитальной, анальной или оральной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждение кожи груди или бедер;
— расширение ануса;
— следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
— заболевания, передающиеся половым путем;
— беременность;
— повторные или хронические инфекции мочевого тракта;
— резкое изменение веса (потеря или прибавка);
— вагинальные кровотечения;
— психосоматические расстройства.
Особенности поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
Младшие школьники
— низкая школьная успеваемость;
— замкнутость, стремление избегать контактов;
— изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей);
— ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
— несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
— стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Подростки
— депрессия;
— побеги из дома или институциональных учреждений;
— низкая самооценка;
— суицидальные попытки или высказывания;
— сексуализированное поведение;
— употребление алкоголя/наркотиков;
— проституция или беспорядочные половые связи;
— жалобы на боли в животе.
III. Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воздействие, вызывающие у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.
Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить
эмоциональное насилие:
— задержка физического и умственного развития;
— наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология);
— нервные тики;
— энурез;
— печальный внешний вид.
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить
эмоциональное насилие:
— беспокойство или тревожность;
— нарушение сна;
— длительно сохраняющееся подавленное состояние;
— агрессивность;
— склонность к уединению;
— чрезмерная уступчивость и заискивающие угодливое поведение;
— эксцентричность поведения;
— суицидальные угрозы и попытки;
— неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых;
— плохая успеваемость в школе;
— низкая самооценка;
— нарушение аппетита.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:
— оскорбления, брань, обвинения, публичное унижение ребенка;
— отказ в утешении, когда он действительно испуган или подавлен;
— постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
— негативная характеристика ребенка;
— отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным
родственником;
— перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
IV. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается их эмоциональное состояние, или появляется угроза для его здоровья и развития.
Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать:
— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка);
— отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждений, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Заброшенными могут быть не только дети, проживающие в семье, но и находящиеся на государственном попечении.
Особенности внешнего вида и клинические симптомы, позволяющие заподозрить пренебрежение интересами ребенка:
— низкий рост или отставание в физическом развитии;
— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
— утомленный сонный вид, опухшие веки;
— низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном питании (например, во время пребывания в больнице);
— задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребенке;
— выраженная пеленочная сыпь;
— обезвоживание (для грудных детей);
— повторные повреждения от случайных травм или отравлений;
— частая заболеваемость вялотекущими хроническими и инфекционными заболеваниями;
— частая госпитализация в отделения неотложной или скорой помощи.
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежение к нему:
— постоянный голод и/или жажда;
— кража пищи;
— стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
— требование ласки и внимания;
— подавленное настроение, апатичность;
— пассивность;
-.агрессивность и импульсивность;
— делинквентное или антиобщественное поведение, вплоть до вандализма;
— плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить;
— неразборчивое дружелюбие;
— регрессивное поведение;
— низкая школьная успеваемость;
— низкая самооценка;
— самостимулирующее поведение.
Причину насилия над детьми некоторые ученые видят в их подчиненном положении в обществе, когда они являются объектом демонстрации родителями своей воли, постоянно подвергаются контролю и манипуляциям, служат удовлетворению потребности взрослых в комфорте и удовольствии. Проблема требует глубокого комплексного исследования с участием психологов, медиков, социологов, юристов. Жестокость по отношению к ребенку в выраженных формах подлежит моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако, учителю желательно предварительно обсудить подобные факты со школьным психологом, чтобы не причинять ребенку еще большего вреда. К тому же сами насильники в семье в большинстве случаев нуждаются в помощи медиков и психологов.
Жестокое обращение с детьми формирует малообразованных, социально-дезадаптированных личностей, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Важным социальным последствием насилия по отношению к детям является воспроизводство самой жестокости.Таким образом, выявление фактов жестокого обращения с детьми в семье — это важный этап профилактики девиантного поведения подростков.