Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России
Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России во многом связаны или с вниманием к молодежи со стороны руководства, или умением найти «общий язык» руководителей служб с местной администрацией. Так, при общей координации деятельности различных ведомств Комитетом по делам молодежи мэрии г. Новосибирска успешно реализуется около десятка городских молодежных программ, включающих как работу по месту жительства, социальную защиту и занятость молодежи, так и профилактику преступности, предупреждение распространения наркотических и токсикоманических веществ в молодежной среде. Применяя во многом инновационные методы организации социальной работы в социальной работе с молодежью, в г. Новосибирске выделяют следующие направления:
— создание новых принципов городской политики по отношению к детям и управленческого механизма их реализации;
— разработка методов профилактики преступности среди подростков и молодежи, приемов медико-психологической и социально-педагогической коррекции отклоняющегося поведения, оказание социальных услуг и ликвидация репрессивного механизма в работе с подростками;
— создание среды обитания и общения молодого человека, основываясь на работе клубов по месту жительства и т. н. клубов общения, в том числе, для молодежи с ограниченными возможностями;
— создание оптимальных условий для временного трудоустройства подростков, в том числе в организации общественных работ на муниципальном уровне.
К особенностям развития социальной работы в Новосибирске относится опережающая деятельность молодежных структур — комитет (ранее отдел) по делам молодежи был образован решением 1-й сессии городского Совета народных депутатов 4 июня 1990года, т.е. данное решение состоялось задолго до принятия какого-либо федерального законодательного акта, определяющего молодежную политику как одно из направлений деятельности государственных органов. В этот период наряду с формированием структуры отделов по работе с молодежью была проделана работа по разделению .компетенций со структурами образования, здравоохранения, культуры и спорта. Во взаимодействии с этими органами управления выработан жизнеспособный механизм реального кооперирования в вопросах, касающихся защиты интересов детей, подростков и молодежи. От вышеперечисленных ведомств в ведение Комитета по делам молодежи переданы вопросы разработки и создания необходимых условий, координации и контроля:
— в области образования — внешкольная и социальная работа; — в области эдравоохранения — социальная адаптация, проблемы наркомании, полового воспитания и т. п.;
— в области спорта — раэвитие детского физкультурного движения по месту жительства, молодежный туризм, нетрадиционные виды спорта;
— в области культуры — развитие и поддержка всех форм молодежной культуры, проведение массовых молодежных мероприятий, финансовая поддержка детских творческих коллективов, организация системы молодежных и детских музыкальных фестивалей и конкурсов.
Как структурное подразделение мэрии Комитет по делам молодежи несет ответственность за организацию по физическому и духовному развитию подростков по месту жительства, летнего труда и отдыха подростков на территории города, за создание условий занятости молодежи, координацию работы по профилактике правонарушений и оказание социальных услуг подрастающему поколению.
В сферу профессиональных интересов комитета входят также вопросы социальной защиты молодежи, создание условий социальной адаптации молодых инвалидов и детей-сирот, развитие молодежной культуры, заучили и инновационной деятельности молодежи, поддержка программ различных детских и молодежные общественных объединений.
С мая 1991 года Комитету по делам молодежи даны полномочия по координации решений наиболее острых проблем детства, по реализации инновационных проектов в области здравоохранения, образования, досуга, спорта, культуры, касающихся молодых людей. В целях осуществления этой функции при Комитете созданы несколько координационных советов, в состав которых вошли специалисты, руководители различных служб и подразделений мэрии, в частности:
— координационный совет по охране прав молодежи и социальной адаптации;
— координационный совет по предупреждению употребления и распространения наркотических и токсикоманических веществ в молодежной среде;
координационный совет (в качестве экспертного органа) по поддержке молодежных и детских общественных объединений.
Данный пример свидетельствует об уже сложившейся системе социальной работы с молодежью. Деятельность молодежных служб осуществляется во взаимодействии со многими учреждениями в той или иной мере занимающимися решением проблем молодежи. Поддержка со стороны мэрии позволяет обеспечить финансирование детских и молодежных программ с привлечением как, бюджетных, так и внебюджетных средств. С целью самофинансирования социальных служб и молодежных программ широко используется хозрасчетная деятельность с использованием и таких форм как проведение аукционов, лотерей, телемарафонов и т.п.
Аналогичные примеры можно привести и по другим регионам, однако они свидетельствуют скорее об исключительных ситуациях, чем о складывающейся системе социальной работы с молодежью в России. Наряду с вышеизложенными встречаются и противоположные примеры, когда выделяемых средств хватает лишь на содержание аппарата ведомств по делам молодежи и немногочисленных социальных служб.
Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в период индустриализации социальной работы с молодежью должно быть уделено:
во-первых, разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды с ее жестокостью, насилием, алкоголем, наркотиками и т. п.;
во-вторых, в связи с “неразвитостью гражданского общества” России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам (вопреки теории социальной работы) при всяческой поддержке общественных формирований и молодежных инициатив. Ибо в настоящий момент деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а т. н. гражданские инициативы все еще остаются уделом одиночек-энтузиастов.
В этих условиях особую актуальность представляет использование новейших зарубежных технологий по социальной работе с молодежью, которые, в частности, в практике и литературе получили тaкoe обобщающее понятие как «мобильная социальная работа с молодежью».
Сущность такого метода, как “мобильная социальная работа”, связана с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая сама по себе не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, это — рокеры, «бритоголовые», футбольные болельщики («фаны»), представители радикальных группировок, наркоманы. Принцип мобильной социальной работы состоит в установлении взаимоотношений и взаимодействий, чтобы проникнуть в мир молодежи, склонной к правонарушениям.
Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах скопления «тусовок» молодежных группировок осуществляли «поисковую» деятельностью по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных центров и ведомств, консультационных пунктов непосредственно на улицы к неблагополучной молодежи.
Обострение такой социальной проблемы, характерной для западной цивилизации, как увеличение числа бездомных среди молодежи, не имеющей ни работы, ни профессии, ни нормального жилья, и склонной к противоправному поведению, к наркомании и проституции, привело к быстрому распространению социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве, сохранив при этом свое англоязычное звучание — “стритворк” streetwork).
В настоящее время мобильная социальная работа встречается в самых разнообразных формах: это предоставление молодым людям различных возможностей альтернативного проведения свободного времени, организация спортивных мероприятий, представляющих собой контролируемые формы агрессии — американский футбол, бокс или восточные единоборства; работа т. н. “автобусов любви” на вокзалах, где собирается большое количество наркоманов и простигуток и т. д.
В социальной работе с молодежью необходимо особенно учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, понимаемый как определенный способ ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь могут быть найдены самые неожиданные решения — от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.
Другим важным направлением в социальной работе является апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эти новые методы способствовали снятию табу и разоблачению имеющихся сексуальных злоупотреблений в семье. В ФРГ существует около 200 домов-приютов для женщин и девушек — жертв сексуальных злоупотреблений. Такие приюты позволяют женщинам находить временное пристанище, реагировать на необходимость своевременного вмешательства в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы.
Находиться же в этих приютах могут не только женщины — жертвы насилия, но и их дети. Допуск мужчин абсолютно исключен. Деятельность женских домов-приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления, и здесь во многом реализуются принципы антиавторитарного воспитания английского педагога Александра С. Нейла.
Литература
1. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним США (Общественные условия, учреждения и организации). Попытка структурного анализа /Пер, с нем. — М.: Институт молдежи, 1991.
2. Бондарь Л.А. Социальная работа и молодежные организации: Конспекты лекций. — М.: Институт молодежи, 1993.
3. В помощь организатору социальных служб, работающих с молодежью (методическое пособие). » Волгоград: 1994.
4. Государственная молодежная политика в городе Новосибирске: Опыт работы Комитета по делам молодежи мэрии. — Новосибирск, 1993.
5. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. Ч.1-4. 1 Общ. ред. и сост. В.А.Луков. — М.: Институт молодежи, 1995.
6. Западные молодежные субкультуры 80-х годов; Научно-аналитический обзор. — М.: ИННОН АН СССР, 1990.
7. Леонтович К.Ф. Любительское объединение как средство социализации подростков и молодежи: Методическое посо6ие. — М ., 1991.
8. Международные документы по молодежной политике. — М.: Институт молодежи, 1993. 298 с.
9. Молодежная политика: международный опыт: Учебное пособие. — М.: Институт молодежи, 1992.
10. Молодежное движение в России: Документы федеральных органов Российской Федерации и программные документы молодежных объединений: Специальный выпуск № 1-2, 1995 Информационного бюллетеня “Молодежная политика” М.: Институт молодежи, «Социум», 1995.
11 .Молодежь: будущее России. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995.
12. Молодежь в современном российском обществе: Hаучная сессия Института молодежи. 22-23 февраля 1995 года/ /Редактор-составитель В.К.Криворученко. — М.: Институт молодежи, 1995.
13. Молодежь и рынок: Материалы межвузовской научно-практической конференции (19 декабря 1994 г., г. Волгоград) — М.: Институт молодежи, 1995.
14. Молодежь России: тенденции, перспективы /Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. — М.: Молодая гвардия, 1993.
15. О работе государственных органов по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями (сборник материалов и документов). Вып. 1 . — М.: Институт молодежи, 1995.
16. Подросток: проблемы социальной адаптации / Составитель и редактор В.К.Криворученко. — М.: Института молодежи,1995.
17. Социальные службы для молодежи: Материалы и документы. — М.: Институт молодежи, 1995.
18. ФРГ: молодежь и молодежная политика (60 80-е годы) / Отв. ред. Н. С.Черкасов. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990.