Понятие «клиент социальной работы».

В соответствии с признанным международным сообществом определением практической социальной работы клиентом социальных служб может быть практически каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию. Однако, чаще всего под понятием «клиент» понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в специфической помощи и поддержке, адаптации, реабилитации, а иногда и коррекции. Это:

  • дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшиеся жесточайшему обращению, оставшиеся без надзора (в 2004г. от рук родителей в нашей стране погибло 2 тыс. детей);
  • беспризорные, подвергшиеся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающие социально обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита;
  • дети-инвалиды;
  • дети из числа беженцев;
  • дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении;
  • женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию;
  • лица, занимающиеся проституцией;
  • лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам;
  • лица, отбывающие и отбывшие наказание в учреждениях системы ГУИН и спец.лечебных учреждениях;
  • лица пожилого и старческого возраста;
  • инвалиды;
  • беженцы, вынужденные эмигранты;
  • лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф;
  • лица — участники боевых действий;
  • лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма;
  • безработные;
  • лица без определенного места жительства.

Таким образом, понятие «клиент», с точки зрения практики социальной работы, многомерно.

Уникальность социальной работы и ее отличие от других профессий, предназначенных для оказания помощи людям, в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающего их мира. Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания народу с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают по истине уникальной.

К тому же клиенты не находятся в вакууме. Их непосредственное окружение также оказывает на них свое влияние. В непосредственное окружение могут входить друзья, семья, работники школы, работодатели, соседи и все те, кто просто хочет оказать помощь, как профессиональную, так и непрофессиональную, непосредственно, от всего сердца, руководствуясь своими знаниями и жизненным опытом. Вследствие того, что непосредственное окружение также вносит свой вклад в решение проблемы, необходимо в интегральное понятие клиента социальной работы включить и непосредственных участников этого социального окружения, и участникам которого можно будет прибегнуть в ходе работы с клиентом. В подходах к клиенту социальной работы необходимо иметь представление как об общих проблемах, объединяющих обращающихся за помощью к социальному работнику людей, входящих в обобщенное понятие «клиент», так и о специфических проблемах каждого клиента, составляющего ту или иную целевую группу социальной работы.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *