Социальная коррекция и терапия
Социальная коррекция — это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения. Компенсирование заключается в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентации, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.
Коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, будет направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в коррекционной работе с лицами, отбывшими срок наказания.
Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно-ориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное во всем и опираться на него.
Коррекция и терапия — тесно связанные технологические социальные процедуры, имеющие в своем арсенале общие методы. Исходя из начального смысла слова «терапия», что означает уход, забота, лечение, можно предположить, что «социальная терапия» означает врачевание каких-то социальных явлений, отношений и т. п. Российский энциклопедический словарь социальной работы, изданный в 1997 г., трактует понятие «терапия социальная» как целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.
«Процесс практического воздействия», — это процесс предполагающий изменение в лучшую сторону, или же процесс лечения. Каким же образом можно лечить социальные болезни? Характер и содержание мер социально-экономического и организационно-воспитательного воздействия будут определяться спецификой социальных отношений или социальных действий и показателями социального диагноза. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае должны использоваться не просто необходимые, а еще и допустимые с точки зрения права и морали методы и способы решения социальных проблем.
Решение социальных проблем всегда связано с воздействием на человека, его поведение, деятельность, психику. Это объясняет, какую важную роль в арсенале социальной терапии играют методы психотерапевтического воздействия.
Психотерапия — система лечебного воздействия на психику, а через нее на весь организм человека. В научной литературе принято различать понятие «психотерапия» в узко медицинском смысле, как метод лечения, и более широком, включающем в себя организацию труда и быта, профилактику психотерапевтических факторов и т. д.
Психотерапия давно уже вышла за пределы клинического лечения. Она применяется в работе кабинетов семейных отношений и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб. Широко используют отдельные методы психического воздействия в спорте, на производстве, при подготовке различных экспедиций. Многие методы психического воздействия давно взяты на вооружение служителями религиозных культов, политиками, экономистами.
Психотерапия может осуществляться при непосредственном контакте психотерапевта с клиентом или опосредованно:
с помощью звукозаписи, радио, телефона, телевидения, посредством печатного слова, произведений искусства, музыки, но, как показывает опыт, наиболее эффективным психотерапевтическим воздействием обладает живое слово и непосредственное общение. Главное в работе психотерапевта не изготовление для клиента «психических протезов», а стремление раскрыть перед ним его резервные скрытые возможности. Это требует соблюдения, на наш взгляд, ряда важных условий:
• выбор психотерапевтических методов базируется на правильном диагнозе и соответствующей оценке диагностики заболевания;
• нет «хороших» и «плохих» методов психотерапии, они должны применяться своевременно, с учетом особенности психики и диагностики заболевания, самостоятельно или в комбинации, сменяя, дополняя или усиливая друг друга;
• психотерапия не эффективна, а иногда вредна без обратной связи с клиентом;
• даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной, личностно и социально ориентированной.
Существует множество классификаций методов психотерапии. Следует различать методы и формы (техники) психотерапии. Под методом понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера заболевания. Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения. Так, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы, беседы с группой или в форме лекции.
Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему. или направление в психотерапии. В настоящее время наибольшее распространение получили такие направления, как психоаналитическое, бихевиористское, экзистенционально-гуманистическое. Из большого количества методов психотерапии в практике социальной работы широко применяются: суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная, игровая, рациональная психотерапия, самовнушение. Все чаше используют психоанализ, трансактный анализ, гештальт-терапию и др.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные в практике социальных служб методы.
Самовнушение тесно связано с такими понятиями, как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует множество. В частности, А.С. Ромен определяет самовнушение как «…волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости к его реализации». Самовнушение может быть непроизвольным и произвольным. В первом случае оно предполагает дополнительные усиленные, несущие большой эмоциональный заряд факторы, во втором — необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном. Существует множество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении.
Аутогенная тренировка, основателем которой считается немецкий психолог И.Г.Шульц, сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Это упорядоченное использование специальных упражнений и психологической релаксации, преодоление стрессовых состояний для ускоренной мобилизации духовных возможностей может быть рекомендовано и применено не только к клиентам социальных служб, но и к их работникам в целях повышения продуктивности труда, улучшения контроля за своим эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, развития способности к пониманию психического состояния других.
Поведенческая психотерапия основана на принципах бихевиоризма. Главное — это изменение поведения клиента под воздействием позитивного стимула. Психотерапевт обучает клиента таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь.
К методам поведенческой терапии можно отнести социальный тренинг, тренинг уверенности в себе и другие, осуществляемые в группе. Целью временных групп является выработка такого поведения, которое приемлемо не только для индивида, но и для общества в целом. Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности, уверенности в себе.
Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, логическую аргументацию.
Одна из ее главных задач — создание в сознании клиента правильного представления о заболевании или проблеме и выработке разумного адекватного отношения к этому. Эмоциональная окраска болезненных переживаний может наложиться на личностные особенности клиента, и задача психотерапевта — правильно, доступно трактовать характер, причины возникновения и прогноза заболевания. Причиной многих социальных проблем часто бывает конфликт личности со средой, который не всегда можно быстро выявить. Используя приемы рациональной психотерапии, аргументируя или опровергая положения, связанные с представлениями клиента о возникшей проблеме, можно прояснить истинную суть конфликта и осуществить коррекцию взглядов клиента на причины, ход и пути его разрешения. Несомненным достоинством рациональной психотерапии является участие клиента в процессе осуществления психотерапевтического воздействия.
Групповая психотерапия — это лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой средой. Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели. По характеру можно выделить:
• семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и другими родственниками;
• групповую психотерапию в условиях совместной деятельности;
• игровую психотерапию.
Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и социальной адаптации.
Малая группа — это общество в миниатюре, в котором также могут проявляться такие социальные факторы как социальное влияние и давление партнеров. Преимущество терапевтической группы — это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и цели. В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, так как у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе.
Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих зарубежных программ лечения алкоголизма. Главную терапевтическую роль в них играют так называемые консультанты — люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Подобные программы предполагают желание человека следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой.
Различные терапевтические методы часто используются в сочетании с трудотерапией, которая рассматривается как лечение занятостью. Хорошо организованный труд — это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организует структурированную микросреду. Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дает дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдавших алкоголизмом и наркоманией.
Многообразие методов терапии и коррекции определяет широкий спектр их использования в практической деятельности различных социальных служб.
ЛИТЕРАТУРА
Беличева СА. Основы превентивной психологии. — М., 1993.
Богданович В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. — СПб., 1994.
Кондрашенко Б.Т„ Донской Д.И. Общая психотерапия. Учеб. пособие. — Минск, 1997.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокорреки-цонные группы: теория и практика. / Пер. с англ. — М., 1990.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Холостоеой ЕЛ., Павлова А.М. — М., 1997.
Технология социальной работы. 4.1. Учебное пособие для вузов (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Л.Я. Циткилова, — Новочеркасск — Ростов н/Д, 1998.