Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Программа реабилитации — это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога. Во многих странах такой программой руководит один специалист. Это может быть человек, работающий по любой из перечисленных выше профессий, но во всех случаях — это куратор, который отслеживает и координирует реабилитационную программу. Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи в отношении успешного выполнения программы. Последняя может разрабатываться как на полгода, так и на более короткие сроки, в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

По прошествии срока, на который была рассчитана программа, специалист, координирующий услуги для ребенка и всей семьи, встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи, а также то, чего достичь не удалось. Необходимо также обсудить все положительные и негативные незапланированные моменты, случившиеся в процессе выполнения программы. После этого родителями вместе со специалистом (командой специалистов) разрабатывается программа реабилитации на следующий период.

Что же представляет собой программа реабилитации? Это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов по развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), прячем мероприятия обязательно охватывают и других членов семьи. Это может касаться образования для родителей, психологической поддержки семьи, помощи семье в организации отдыха, восстановления сил. На каждый период программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов. Допустим, необходима программа, которая будет включать следующее мероприятия:

— медицинские (оздоровление, профилактика);

— специальные (образовательные, психологические, психотерапевтические, социальные), направленные на развитие общей или точной моторики, языка и речи, умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом н с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить и такие мероприятия, как организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний н навыков родителями и всеми теми, кто близок ребенку.

После того, как программа разработана и начато выполнение мероприятий, осуществляется мониторинг, то есть регулярное отслеживание хода событий. Такой контроль производится в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором (или, как еще можно его назвать, координатором услуг) и родителями. Если возникают какие-нибудь трудности, куратор содействует родителям, помогает преодолевать преграды, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая, где это нужно, права ребенка и семьи. В случае необходимости куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

Как можно заметить, речь идет, во-первых, о междисциплинарной команде специалистов, а не о череде кабинетов или учреждений, в которые по порядку обращается семья с ребенком, а во-вторых, об участии родителей в процессе реабилитации. Обеспечение именно такого участия и представляет собой наиболее сложную проблему. В социальной работе с детьми-инвалидами важно исходить из следующего принципа: детям удается достичь гораздо больших результатов в реабилитационном процессе в целом, когда родители и специалисты становятся партнерами и работают вместе над решением поставленных задач.

Некоторые специалисты отмечают, что родители сами порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом. На первый взгляд, ребенок-инвалид должен привлекать к себе все силы и все внимание семьи. Однако этого может и не произойти в зависимости от конкретных обстоятельств каждой семьи, когда по значимости верх могут взять другие факторы:

бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты, иные проблемы. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители относятся к реабилитационным услугам в первую очередь как к возможности получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.

При всем этом важно помнить, что несмотря на отдельные примеры, на которых строятся предубеждения специалистов, большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка. На Западе подход социально-реабилитационной работы, предполагающий участие родителей, тоже достаточно молод: этой идее немногим более десятка лет. При этом те, кто применяет этот подход на практике, убеждаются в его преимуществах по сравнению со старой моделью, когда внимание и все усилия специалистов направлялись лишь на ребенка. Зачастую специалисты, считающие себя единственными и главными экспертами, не проявляли интереса к мнению родителей, например, о том, чему, где и как те хотели бы учить своего ребенка.

Взаимодействовать с родителями гораздо сложнее, чем избегать или игнорировать их. Нужно быть готовым к трудности и разочарования. Однако усилия специалистов, которые смогли привлечь родителей к социально-реабилитационной деятельности, правильно мотивировали их и обучили нужным знаниям и навыкам, создадутся сторицей. В противном случае результат работы с ребенком может быть нулевым: отсутствие взаимодействия специалистов и родителей намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг: об этом может рассказать любой педагог школы-интерната для детей с ограниченными возможностями или специалист реабилитационного центра. В то же время снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работников (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может быть сложным делом.

Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — такие понятия обычно используются, чтобы определить характер взаимодействий. Остановимся на последнем понятии, партнерстве, поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям с особыми потребностями в их индивидуальном и социальном развитии. Партнерство — это такой стиль отношений, который позволяет ставить общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Среди принципов работы с родителями есть требование учитывать разнообразие семейных стилей в родительских стратегий. Нет одинаковых родителей. Даже супруги в одной и той же семье могут весьма отличаться друг от друга по своим установкам и ожиданиям. Поэтому то, что оказалось удачным в работе с одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать от семей одних и тех же, единообразных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Нужно быть готовым слушать, наблюдать и уметь договариваться, достигать компромисса.

Если ребенок может принимать участие в диалогах специалистов и родителей, следует переходить от «дуэта» к «трио»: пусть в принятии решения по поводу ребенка принимает участие он сам вместе со специалистами и родителями, ведь его точка зрения может очень сильно отличаться от мнения взрослых, а может неожиданно предложить новый подход к проблеме. Таким образом ребенок становится еще одним партнером, и представления о потребностях детей обогащаются тем, что думают об этом сами дети.

Успех любого партнерства основан на взаимном уважении участников взаимодействия. Если один партнер подозрительно или недоверчиво относится к другому, их контакт вскоре нарушится. Еще один принцип связан с равноправием партнеров, поскольку ни один из них не является более важным или значительным, чем другой.

Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, этим предоставляется возможность родителям высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает мать или отца, что им нравится в их детях, для родителей это порой бывает одним из редких случаев проявления интереса со стороны не к порокам, а к достоинствам ребенка. Во-вторых, такая информация помогает в разработке и мониторинге индивидуальных реабилитационных планов. Наконец, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия — залог успешной коммуникации.

Следует поощрять родителей на обмен знаниями, на признание успехов ребенка, развивать понимание важности тех или иных занятий, приветствовать предложения и инициативу. При злоупотреблении позицией эксперта, односторонней передачи знаний, существует риск увеличить зависимость родителей от профессиональной помощи, уменьшить их самостоятельность и уверенность в себе. Социальный работник должен в известной мере делиться своими чувствами, быть открытым, тогда и родители не будут стеснены в его присутствии. Разумеется, принятие решений долно быть совместным: с родителями и в команде специалистов.

Опыт, практика, образование и тренинг призваны сформировать у специалиста по социальной реабилитации следующие навыки, необходимые для установления партнерства с родителями детей-инвалидов:

— избегать однообразия и приветствовать разнообразие слушать, наблюдать и достигать договоренности;

— спрашивать столь же часто, как спрашивают его, быть искренним в чувствах, чтобы родители могли доверять ему;

— спрашивать «зачем» и отвечать «зачем»;

— не предпринимать ничего в одиночку.

В работе с родителями можно наметить пять разновидностей, или тактик, в зависимости от того, взаимодействует ли реабилитолог с одной семьей или с группой родителей, непосредственно или на дистанции, или развивается сеть контактов между семьями, чтобы они могли поддерживать друг друга иногда и без участия социального работника. Впрочем, некоторые тактики подходят одним родителям больше, чем другим. Как сказал Аристотель, «когда в твоей власти что-то сделать, то в твоей же власти это и не делать».

1. Непосредственная работа с конкретной семьей

— Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и при этом:

— обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры;

— встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;

— интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;

— спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста);

— отвечает на вопросы родителей;

— наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;

— демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем;

В рамках этой же тактики родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его:

• родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);

• специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию;

• специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком;

• специалист снимает на видео родителей с ребенком, затем анализирует результаты;

• показывает родителям видео-примеры, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.

• Социальный работник организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье, например, со службой миграции.

• Дает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами.

• Родители посещают заседания комиссии (или сессии команды специалистов) по поводу их ребенка.

• Социальный работник (самостоятельно или организуя других специалистов) помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома.

• Социальный работник организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана.

• Предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания

• Передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому

• Показывает родителям папку с материалами по их ребенку и обсуждает с ними ее содержание

— Приглашает родителей в класс, где проводятся занятия привлекает их к помощи в проведении занятий, приглашает их в комнату персонала.

— Организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах

Опосредованная работа с конкретной семьей

— Информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и специалисты вносят записи, например, каждую неделю или две;

— Домашний дневник наблюдений анализируется при встрече со специалистом;

— Результаты реабилитации представляются в отчетах (например, раз в полгода);

— Социальный работник, привлекая других специалистов, организует письменные извещения, информацию для родителей;

— Контакты по телефону;

— Родители берут в библиотеке книги или в видеотеке фильмы на дом по рекомендации специалиста;

— Родителям выдаются на дом специальные игры или учебные пособия;

— Родители заполняют вопросники, карты или схемы развития способностей ребенка;

— Рекомендуются игры и занятия, которые могут проводиться родителями на дому;

— Рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха:

— Родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку;

— Родителям посылаются или выдаются на дом тексты выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечень упражнений;

— Предлагаются телепрограммы, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.

Непосредственная работа с группой родителей

— Встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;

— Выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;

— Организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, тренировка последующих практических занятий на дому;

— Организация специального курса для родителей по той или иной тематике;

— Показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;

— Организация открытого урока или занятия со специалистом;

— Открытый день или вечер в реабилитационном центре;

— Организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов;

— Привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий — праздников, фестивалей;

— Помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, на спортивные состязания; в окрестные школы, магазины);

— Интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях;

Опосредованная работа с группой родителей

— Предоставление родителям информационных проспектов услуг, описания квалификации персонала, расписания работы специалистов, содержания занятий;

— Информационный буклет о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам;

— Подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;

— Организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или «уголке» для родителей;

— Подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;

— Подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного Плана, того, как интерпретируются результаты;

— Выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных фрагментов;

— Рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах;

— Подготовка видеопрограммы для родителей;

— Организация стенда или доски объявлений в комнате, где родители ожидают детей

— Написание статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет;

— Подготовка учебного пособия или руководства для родителей.

Развитие контактов между семьями

— Способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей;

— Организовать посещение опытным родителем семьи, где появился ребенок, требующий реабилитационных услуг;

— Помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителей;

— Участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;

— Приглашать отцов помогать с починкой или наладкой оборудования;

— Добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;

— Добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией;

— Помогать родителям организовывать клубы по интересам и мероприятия для детей.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как она, в основном, всегда и приходит на консультацию, и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.

Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Свои визиты социальный реабилитолог должен планировать так, чтобы хотя бы иногда дать отцу возможность встретиться и поговорить с ним. Желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям сразу, когда специалист передает письменные пожелания, звонит по телефону или встречается. Некоторым отцам бывает легче говорить, особенно о своих переживаниях, с мужчиной, поэтому они могут быть скованы в разговоре с женщиной (не секрет, что повсюду в мире социальная работа — женская профессия). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел так же, как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка и содействовать в этом матери ребенка-инвалида.

Для того, чтобы лучше справляться с трудностями оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:

— Работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных.

— Обмен опытом, привлечение знаний и умений сослуживцев. Сверстники-коллеги также могут быть мощным ресурсом. Организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи, находить совместное решение проблемы, станет серьезной помощью в профессиональной деятельности.

— Сейчас растет число публикаций по социальной работе, формируется также видеотека. Можно использовать эти ресурсы для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации их родителям34.

Шесть компонентов присутствует в любой успешной практике взаимодействия специалистов и родителей, в частности, в той ее сфере, которая касается посещений семьи на дому:

— Регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости: раз в неделю, в две недели или в 6 недель);

— Акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии, не на недостатках;

— Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;

— Семья — в центре внимания, к работе привлекаются не только родители, но и другие члены семьи, родственники;

— Внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и всей семье);

— Организация групп поддержки, где обсуждают результаты проблемы (обычно такая группа включает разных специалистов:

социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).

Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.

Литература:

1.Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М. 1991.

2.Исцеление. Альманах. Вып.2. (Для врачей, педагогов и родителей детей с неврологической инвалидностью). М. 1995.

3.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами ней-ро- и патопсихологии.М. 1994.

4.Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М. 1985.

5.Воспитание слабовидящего ребенка в семье. Пособие для родителей.М. 1986.

6. «Дорога — это то, как ты идешь по ней…» Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка. Учебное пособие под ред. В.Н.Ярской, Е.Р.Смирновой. Саратов: Изд-во По-волж. фил. Рос. уч. центра. 1996.

7.Преодолевая барьеры инвалидности. М. Ин-т соц. работы. 1997.

8.Проектирование развития учреждений социального обслуживания. М.1996.

9-Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х тт. М. 1997.

Ю.Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокуль-турные аспекты. Саратов. 1996.

11.Справочное пособие по социальной работе. М. 1997.

12.Теория и практика социальной работы: методические материалы. М.1997.

13.McConkey R. Working with parents. A practical guide for theachers and therapists. Cambridge: Brookline Books, 1985;

14-Hanvey C., Philpot T. Practising social work. London/New York: Routledge, 1994.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *