Гендер и социальная политика
Традиционно социальная политика рассматривается как часть внутренней политики любого государства, выраженная в его социальных программах и мероприятиях, регулирующая, как правило, отношения в обществе в интересах социума в целом. Основная цель данной политики — гармонизация общественных отношений, создание гарантированных условий для жизни граждан, обеспечение справедливости в обществе.
На протяжении веков в различных общественных системах существовали разные подходы к пониманию сущности и механизмов реализации социальной политики. Однако в последние десятилетия все большее число исследователей формируют свои идеи вокруг тезиса о «глобализации социальной политики и социализации глобальной политики». Основой для этого являются рассуждения о том, что на современном этапе развития экономики изучение социальной политики конкретной страны приобретает над-на-циональный характер, что бросает вызов традиционным подходам к анализу социальной политики и выходит за пределы интересов одной нации.
Эта тенденция достаточно четко прослеживается в тематике различных международных форумов последнего десятилетия, проводимых на самом высоком уровне. Например, в исследовании Международной организации труда (МОТ) 1993 г. делается вывод о том, что социальное благополучие и внутренняя политика в более общем понимании — могут рассматриваться как стремительно развивающийся транснациональный бизнес, в котором мировые стандарты и общая постановка проблем играют роль экспансии программ отдельных государств… что в итоге позволяет выявить нормативные модели и организации, связывающие национальные общества. Примеры подобного подхода прослеживаются, например, в документах Всемирного Конгресса по социальному развитию (1995 г., Копенгаген).
Поскольку человек рождается, развивается и действует в определенной социальной среде, различают макросреду, то есть общественно-экономическую систему в целом, и микросреду — непосредственное окружение человека (его семья, коллектив в котором он учится или работает, формальные или неформальные группы).
И хотя в своем современном виде социальная политика сформировалась в начале нынешнего века, ее различные формы, а фактически и разные подходы к пониманию того, что есть ее сущность, появились одновременно с появлением государства. Например, общественные банив Древнем Риме и Греции способствовали профилактике инфекционных заболеваний и эпидемий, хотя, разумеется, социальная роль этих заведений не ограничивалась только медицинскими задачами. Киевский князь Владимир в 996 г. издает Устав, в соответствии с которым была определена выплата «десятины» на содержание церквей, предписывая последним на эти средства заботиться о больных и калеках и строить больницы.
Можно говорить о нескольких подходах к определению социальной политики, не забывая о том, что это понятие не поддается какому- то исчерпывающему определению. Мы будем иметь ввиду не социальную политику вообще, а те действия, которые предпринимает государство в обществе:
— социальная политика формирует (в лице государства) цели развития общества и показывает механизмы достижения этих целей;
— социальная политика, главным образом, направлена на обеспечение жизнедеятельности нетрудоспособного населения общества;
— социальная политика должна исправлять негативные социальные последствия, которые могут возникнуть в обществе в результате стихийных бедствий, войн, социальной и экономической нестабильности.
Социальная политика, исходя из этимологии понятия «социальный», является синонимом понятия «общественный», а следовательно термин «социальная политика» приравнивается к термину «общественная политика», что на практике означает исполнение функций общественного регулирования. Такая точка зрения впервые была изложена в работе немецкого исследователя Цви-денека «Социальная политика» (1911 г.), в которой автор определял социальную политику, как выполнение «общественных действий по решению проблем, затрагивающих все общество.»
В более поздних трактовках понятия «социальная политика» было предложено еще одно понимание, суть которого заключалась в том, что в качестве объекта социальной политики рассматривается какой-то определенный класс или социальная группа и, следовательно, социальная политика общества формируется, исходя из интересов данного класса или социальной группы.
Существует и еще один подход, рассматривающий социальную политику в качестве регулятора благосостояния общественных групп, когда государство принимает на себя ответственность за всех. Он нашел свое воплощение, например, в теории «государства всеобщего благосостояния».
Каждая из предложенных позиций содержит долю истины, и каждая не потеряла своей актуальности и на сегодняшний день. Изучение этих и других точек зрения позволяет прийти к выводу, что главное в социальной политике государства — поддержание равновесия в обществе, так сказать, в «штатном режиме», но особенно — в экстремальных ситуациях. При таком подходе — социальная политика — это воспроизводство тех социальных ресурсов государства, из которых данное общество черпает свою силу и тем самым воспроизводит себя. При этом государство не механически воспроизводит эти ресурсы, а обязано находить наиболее эффективные пути для этого.
Каким образом и с помощью каких механизмов можно добиться данной цели?
Во-первых, путем предоставления населению социальных гарантий, за соблюдение которых государство принимает на себя определенные обязательства. В известном смысле можно утверждать, что число социальных гарантий и их набор — это показатель цивилизованности общества, который может быть выражен с математической точностью. Например, сравнение показателей состояния социальной сферы современного российского государства с показателями системы, существовавшей до 1991 г. будет не в пользу первого, особенно если учесть, что многие социальные гарантии сейчас только декларируются.
Во-вторых, через перераспределение материальных средств, в результате которого достигается определенный уровень жизни как общества в целом, так и каждого его члена. Здесь наиболее явно прослеживается связь между социальной и экономической политикой государства.
В-третьих, с помощью обеспечения определенного качества жизни общества, благосостояния населения в целях снятия социальной напряженности. Это фактически означает удовлетворение материальных и нематериальных потребностей человека. Социально гарантированный минимум удовлетворения потребностей — это водораздел между социальной и экономической потребностью, определение той части общественных ресурсов, которые образуют коллективные блага бесплатного пользования.
И, наконец, в-четвертых, путем перераспределения государством доходов населения и юридических лиц через налоговую систему. Если еще совсем недавно налоги были неким абстрактным понятием для граждан СССР, то теперь каждый гражданин России, по крайней мере, формально, включен в эту систему в соответствии с действующим законодательством.
Под социальной политикой понимается также и систематическое воздействие государства на различные сектора социальной сферы, особенно в условиях переходных обществ. Важной чертой социальной политики является жесткая взаимосвязь отдельных ее направлений. Например, реформы в здравоохранении влияют не только непосредственно на состояние здоровья, но и на рынок труда, систему пенсионного обеспечения и, наконец, на национальную безопасность. Поэтому при прогнозировании эффективности социальной политики и ее последствий необходимо учитывать изменения не только в сфере, непосредственно являющейся объектом ее приложения, но и в других областях жизни.
Бесспорно, что главная роль в формировании и осуществлении социальной политики принадлежит государству, его представительным и исполнительным органам, между действиями которых прослеживается как тесная взаимосвязь, так и четкое разграничение полномочий. Государственное вмешательство (в любой форме) требует тщательного анализа возможных последствий воздействия государства на социальные процессы — слишком велика вероятность «незапланированных результатов». Определенное значение имеет и социальная деятельность предприятий или фирм. Значительна роль и других институтов гражданского общества — общественных, профсоюзных организаций, а также партий и общественных движений. Именно равнодействующая усилий государственных и негосударственных структур придает механизму социальной политики смешанный характер и прямо влияет на ее эффективность.
Есть еще ряд условий, которые необходимо соблюдать при формировании социальной политики государства. Всегда должен быть учтен баланс между текущими и перспективными интересами общества, между совпадающими и несовпадающими интересами различных социальных групп, между общественными и личными интересами граждан. Своевременно снимая возникающие противоречия и учитывая неизбежность «платы» за социальный прогресс, государство всегда стоит перед сложным выбором — удовлетворению интересов каких социальных групп отдать предпочтение на каждом конкретном этапе. Иными словами, один из главных вопросов социальной политики — это вопрос о социальных приоритетах, то есть тех социальных задачах, которые признаются всем обществом на данном этапе его развития как первоочередные и требующие немедленного решения.
Социальная политика реализуется через социальные программы и социальные мероприятия. Любая социальная программа представляет собой систему мероприятий, направленных на решение определенной общегражданской проблемы. Кроме того, обязательное условие для осуществления государством социальной политики — необходимое законодательство. В России основы законодательства, действующего ныне в этой области, заложены Конституцией Российской Федерации 1993 г. и конкретизированы в других федеральных законах и местных законодательных актах. Хотя следует иметь в виду, что законодательная база сформирована далеко не полностью, и это создает затруднения для деятельности государства в рассматриваемой сфере.
Организационные и финансовые формы реализации социальной политики государства также многообразны: по сути, любая страна пытается решить эти проблемы по-своему.
Сейчас, когда Россия пытается найти свою собственную модель будущего развития, очень важно знать и понимать, что уже сделано в этом направлении в мире. К примеру, американская модель, основанная на идеологии индивидуализма и личной социальной ответственности, является плодом исторического развития именно этой страны. Поэтому ее прямое заимствование без учета особенностей России, имеющей 70-летний опыт господства государства в социальной сфере и доминирования идеологии патернализма, представляется малопродуктивным. В то же время вызывает несомненный интерес опыт западноевропейских стран, а также Японии, имеющих более близкие к нам ориентиры и традиции в социальной политике.
Несмотря на значительное разнообразие социальных программ, которые принимаются и реализуются в европейских странах, между ними есть много общего. Прежде всего, это идея государства благосостояния. В специальной литературе содержится множество определений государства благосостояния.
Сейчас же только заметим, что именно в идеологиях получили свое концентрированное выражение дифференцированные подходы к социальной политике, государству благосостояния. Критерием разграничения того или иного подхода является как раз оценка авторами роли государства в социальном развитии общества. Двумя полярными точками зрения традиционно являются воззрения «правых» и «левых», между которыми лежит широкий спектр теорий, в основном опирающихся на традиции социал-демократии. В последнее время появились новые перспективы в оценке государства благосостояния, связанные с уже оформившимися новыми движениями, отстаивающими права или различных категорий населения общества (например, женщин) или демонстрирующие иной взгляд на современный миропорядок (например, представители движения зеленых). Общий мотив новых подходов — традиционная социальная политика не смогла обеспечить равное включение различных групп и слоев в жизнь общества, преодолеть дискриминацию и неравенство, а потому, мол, надо искать другие варианты, которых, опять же, много.
В Российской Федерации в наиболее обобщенном виде можно выделить три основных направления социальной политики: прямая поддержка тех, кто нуждается в ней, через систему социального обеспечения; регулирование занятости населения и развитие трудовых ресурсов страны; предоставление социальных услуг гражданам страны через систему здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Социальная сфера сегодня — это тема и больная, и актуальная не только потому, что она волнует миллионы людей, но и потому, что именно здесь накопилось много нерешенных вопросов, требующих безотлагательного решения. Социальная ситуация определяется сегодня в первую очередь последствиями экономического кризиса. В интересующем нас анализе это — спад производства, падение спроса на рабочую силу, инфляция, обесценивание доходов и сбережений граждан, безработица, изменение качества рабочей силы. В какой мере возможен тендерный подход к социальной политике и возможен ли он вообще?
Есть несколько вариантов. С одним из них вы можете познакомиться, прочитав книгу Гилиан Паскаль «Социальная политика: новый феминистский анализ», которая сейчас переводится на русский язык и в которой отражены социальные изменения в занятости женщин, образовании, политике. В книге анализируется изменение моделей социального обеспечения. Традиционная модель теряет устойчивость, но изменения, происходящие в системе социального обеспечения происходят значительно медленнее, чем те изменения, которые происходят на рынке труда или в семье. Будем называть этот путь теоретическим.
Есть и другой путь, который я определяю как практический. И для меня характерным признаком этого практического пути явилась последняя специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН: «Женщины-2000: равенство между полами, развитие и мир в XXI веке», проходившая в июне 2000 г. в Нью-Йорке. В день открытия выступила Министр Португалии по делам равноправия Мария де Болем Розерия, которая одновременно озвучивала и позицию Совета Европы, суть которой сводилась к следующему — вопрос о положении женщин находится в системе национальных приоритетов большинства европейских стран. И дело не только в том, что на программы по улучшению положения женщин в Португалии, например, выделяются десятки миллионов долларов, что в Греции уполномоченный по равноправию есть в каждом районе страны, а скорее, в общем настрое на положительный результат. И это очень обидно, так как сама практика равноправия была впервые во всей полноте реализована в нашей стране. Пусть не все удалось сделать так, как задумывалось, но сам пример Советского Союза привлек миллионы сторонников и стал неким трамплином для мирового сообщества. Представители делегации Японии раздавали на Генеральной Ассамблее брошюру, которая называется «Основной Закон для достижения гендерного равенства в обществе». Обратите, пожалуйста, внимание на последний раздел — Национальные механизмы по продвижению тендерного равенства в стране. И на последнюю страницу — кто издатель — Управление по тендерному равенству. Офис Премьер-министра. Правительство Японии. А это означает только одно, что для государства тендерное равенство не абстрактная, а вполне конкретная проблема, которая может быть решена.
Социальная политика должна быть понятна и мужчинам, и женщинам. И, учитывая ограниченность когнитивных способностей человека, можно предположить, что существует некий порог, после которого изменения на макроуровне перестают восприниматься индивидом, и тогда он начинает игнорировать или отторгать проводимую государством социальную политику. В таком случае дальнейшее наращивание усилий государства в этом направлении будет приводить только к незапланированным результатам. Можно также утверждать, что для разных социальных групп порог восприятия социальной политики неодинаков. Шансы на реализацию будут выше у тех направлений социальной политики, которые люди понимают и обсуждают с большей готовностью. Социальная политика воспринимается гражданином через осознание тех решений, которые принимает государство. В свою очередь сущность государственного управления проявляется, прежде всего, в механизмах формирования и принятия решений. При этом должны быть соблюдены некоторые обязательные условия:
— в принимаемых решениях должны быть учтены прошлые обязательства государства перед своими гражданами, а также и возможные последствия
реализуемых шагов, и таким образом обеспечена преемственность между прошлым, настоящим и будущим;
— процесс принятия решений исследуется, прежде всего, с позиций нормативной и поведенческой теории, что предполагает, с одной стороны, постоянный поиск оптимальных решений (на основе использования различных моделей, операций и других рациональных средств), с другой — учет всех многообразных факторов, влияющих на принятие решений в каждой конкретной ситуации;
— в принятии государственных решений участвует большое число субъектов, применяются разнообразные технологии, решаются задачи самых различных уровней сложности;
— принятие государственных решений формируется под влиянием множества факторов, характерных для социокультурных традиций данного общества, определенных природой и структурой государства, а также организацией административной среды на всех уровнях решения.
В проведении той или иной политики, и как следствие, в выработке тех или иных решений задействованы все элементы структуры государственных органов: центр — регион — отдельная территория, а также затрагиваются интересы различных отраслей и ведомств, организаций, групп влияния и, наконец, отдельных лиц, заинтересованных в принятии определенных решений.
Сложность управления механизмом принятия решений связана с тем, что само государство в этом процессе выступает одновременно, по крайней мере, на трех основных уровнях.
Во-первых, в качестве субъекта политического руководства обществом. Его главная цель — поддержание политической стабильности, проведение некоторой политической линии. В условиях кризиса может обостряться борьба правящих элит, что не только не способствует усилению государственной власти, а может наоборот, ослаблять государственность. При этом принимаемые решения становятся аргументом борьбы за власть между различными группами.
Во-вторых, государство выступает органом макроэкономического регулирования и управления обществом. В этом случае главным уже является не власть, а обслуживание населения и функционирование общества как единого целого. Поэтому важнейшим ориентиром для принятия государственных решений становится закон, который должен гарантировать эффективность государственного управления на всех уровнях. И здесь, в плане реализации принимаемых решений, на ведущие позиции выходит государственная администрация, а отношения управляющих и управляемых, становятся ведущими.
В-третьих, само государство выступает в виде определенной административной структуры, как совокупность иерархически соподчиненных организаций. На этом уровне в значительной степени проявляет себя технология принятия решений, в которой реализуются определенные аппаратные законы и правила.
И хотя каждый из этих уровней поддерживает свой баланс во взаимоотношениях с обществом, ведущей тенденцией должна быть, при всей ее противоречивости, единая система межуровневого взаимодействия. Только тогда можно говорить о государственной политике, а анализ соотношений различных уровней управления позволит определить, где именно сосредоточен центр выработки государственных решений. Не менее важна последовательность этапов принятия решений. Существуют несколько отличающихся друг от друга подходов к определению этих этапов, которые в концентрированном виде могут быть сведены к трем основным:
(1) подготовительный, (2) принятие решений, (3) реализация решений.
Гендерные изменения здравоохранения. Существуют ли тендерные различия в состоянии здоровья мужчин и женщин? Есть ли существенные тендерные отличия в показателях заболеваемости и смертности? Насколько образ жизни влияет на различия в здоровье, и чья жизнь в этом отношении более предсказуема: мужчины или женщины? На эти вопросы не так легко найти однозначные ответы. Попытаемся это сделать.
Наиболее ошеломляющее различие, которое зафиксировано в любых статистических сборниках, в любой стране — это то, что продолжительность жизни женщин во всем мире значительно выше, чем у мужчин. Исключение составляют всего несколько стран, в которых женщины и мужчины живут одинаковое число лет или даже мужчины — дольше. По данным ООН таких стран всего четыре: Бангладеш, Индия, Мальдивы и Непал. Мы не будем рассматривать причины того, почему именно в этих странах сложилась такая демографическая картина. Важен сам факт: такие страны есть. Однако общая тенденция — совершенно иная. Из анализа таблиц, объединенных общим названием «Контроль за осуществлением целей МКНР (Международная конференция по народонаселению и развитию, 1994, Каир): отдельные показатели» следует, что «мужские» показатели смертности превышают «женские» во всех возрастных группах и по основным причинам смертности, таким как сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные опухоли, несчастные случаи.
Мужчины в России живут в среднем на 12-15 лет, а женщины — на 6-9 лет меньше, чем, например, в странах Западной Европы. А самой большой проблемой с начала 90-х годов остается высокий уровень преждевременной смертности населения. Нельзя не отметить и огромную — более 12 лет —разницу в средней продолжительности жизни женщин (73,1 года) и мужчин (61,0 год). Такой разницы нет больше ни в одной стране мира. Это является свидетельством не только демографического, но и социального неблагополучия. Более подробно эта тема отражена в работах И.А. Калабихиной и И.В. Корховой.
Женщины чаще болеют и становятся инвалидами, но их проблемы со здоровьем обычно менее серьезны, чем у мужчин, или, если быть более точными, они меньше угрожают их жизни, нежели те, которыми страдают мужчины. По наблюдениям Л. Вербругге (1985) «мужчины и женщины изначально страдают одними и теми же заболеваниями; тендерные же различия наблюдаются в частоте возникновения проблем и поступи смерти». Так, например, по результатам американских исследований, сердечно-сосудистые заболевания являются одной из основных причин смертности для женщин старше 66 лет, но они же — «убийца номер один» для мужчин около 40.
На продолжительность жизни мужчин оказывают неблагоприятное влияние по крайней мере два основных фактора: биологический и социальный, точнее — социально-психологический. С биологической точки зрения, организм мужчины имеет некоторые особенности или ограничения. И как следствие, более высокие показатели смертности мужчин в пренатальном и неонатальном периоде. Хотя процентное соотношение колеблется из года в год, вероятность смертности среди мальчиков (по данным американских исследований) в пренатальном периоде выше, чем у девочек, примерно на 12%, а среди новорожденных — на 130%). В детстве организм мальчика более уязвим, чем организм девочки, что проявляется задолго до того, как они начинают в полной мере испытывать воздействие различных социальных ролей в обществе. Несчастные случаи, например, вызывают больше смертей среди мужчин, чем среди женщин. Предполагается, что мужчины агрессивнее как в игре, так, в дальнейшем, и в работе. Высокие показатели смертности от несчастных случаев среди мужчин можно частично отнести и за счет того, что их работа чаще связана с опасными видами деятельности, с так называемой «работой повышенного риска».
Например, по данным Страховой компании «Метрополитен» наиболее опасной работой в США является ныряние за губками, затем следуют гонки на мотоциклах, хождение по канату, работа в сталелитейной промышленности, рубка леса, охрана быков, работа подрывников, шахтеров и государственных полицейских. Кстати, опасно быть также и Президентом США, по статистике, не всем из них посчастливилось насладиться всей полнотой нормальной жизни.
Еще одним фактором, который вносит свой вклад в более высокие показатели смертности среди мужчин, может служить конкуренция на работе и напряжение, связанное с работой. Образ жизни бизнесмена или специалиста, сориентированного на карьеру, его погоня за «успехом в жизни» является характерной чертой мужчины среднего класса американского общества и рассматривается как серьезная составляющая возможности стресса среди этой группы мужчин.
Американские страховые компании относят мужчин-специалистов среднего возраста к группе риска, особенно тех, кто курит, имеет избыточный вес и склонен работать сверхурочно.
В России ситуация несколько иная: в нашей стране женщины чаще, чем в США выбирают профессии повышенного риска, и многие женщины испытывают стресс в связи с продвижением по служебной лестнице. Выборочный опрос Российских страховых кампаний показывает, что учет профессий повышенного риска не предусмотрен при заключении страхового договора.
Следующая проблемная группа — тендерные различия в показателях заболеваемости. Если проанализировать результаты медицинских обследований учащихся московских школ, то заметен значительно больший охват мальчиков, чем девочек. Мальчикам предстоит служить в армии, а потому им оказывается повышенное внимание. Поэтому с определенным допущением можно сказать, что элементы дискриминации закладываются уже с детства — со стороны работников здравоохранения девочкам уделяется меньше внимания. В то же время у 75% девочек по окончанию школы имеются хронические заболевания (опрос родителей девочек 11-14 лет в одной из московских школ показал, что ни одной из них не было рекомендовано, например, посещение детского врача гинеколога, хотя по рассказам родителей проблемы были, но на них или не обращали внимание или пытались обойтись своими знаниями и опытом). Может быть, это одна из причин того, что в зрелом возрасте у женщин отмечаются более высокие показатели заболеваемости.
Американские исследователи провели анализ данных Национального центра медицинской статистики США и выявили, что у женщин регистрируется особо высокие показатели острых заболеваний, а именно инфекционных и паразитных, а также нарушения респиративных и пищеварительных функций. Единственной острой патологией, чаще фиксируемой среди мужчин, являются травмы. У женщин показатели острой патологии, не связанные с беременностью, в одиннадцать раз выше, чем у мужчин. У мужчин более высокие уровни заболеваемости раком в молодом и преклонном возрасте; у женщин наиболее высокая заболеваемость приходится на возрастную группу от 20 до 55 лет. Общая тенденция такова: среди женщин больше распространены хронические патологии, которые не являются ведущими причинами смертности. Мужчины в большей степени страдают такими хроническими заболеваниями, которые могут прервать жизнь человека. Женщины активнее пользуются услугами здравоохранения. И это утверждение верно даже в тех случаях, когда пользование услугами по родовспоможению и наблюдению беременности исключаются из анализа. На этом основании Роберт Вилсон полагает, что при рассмотрении различий между мужчинами и женщинами можно говорить об обратном соотношении между смертностью и заболеваемостью. Женщины чаще болеют, но живут дольше. Мужчины реже болеют, но раньше умирают. Однако существует вероятность того, что на самом деле женщины болеют не чаще, чем мужчины, а просто, в силу разных обстоятельств, более чутко относятся к своему организму и при проявлении дискомфорта спешат устранить его. Это предположение может быть верным уже потому, что когда мы обращаемся к анализу хронических заболеваний, исследователи не находят существенных различий в жалобах со стороны мужчин и женщин.
На мой взгляд, наиболее интересный аспект изучения различий в здоровье у мужчин и женщин связан с изменениями в образе жизни. Было время, когда жизнь мужчин и женщин была, как говорится, предсказуемой, «потому что для мужчин был типичен один тип поведения, а для женщин — другой. В силу этого гендерные различия в видах деятельности, целях и продолжительности жизни принимались как само собой разумеющиеся и могли прогнозироваться в той или иной степени. Однако, уже упоминавшаяся работа Вербруге указывает на важные изменения в образе жизни американцев, которые могут привести к существенному выравниванию показателей смертности среди полов. Автор справедливо говорит, что на продолжительность жизни женщин влияет их профессиональная занятость. Например, в сравнении с 50-ми годами женщины все чаще работают на рабочих местах, которые раньше считались исключительно мужскими, употребляют больше алкоголя и курят больше сигарет.
А вот доказательства изменений в заболеваемости раком легких имеются уже сегодня. До окончания Второй мировой войны, американские женщины практически не курили. В 1961 году рак легких стоял на восьмом месте среди заболеваний, служащих причиной смертности среди женщин, а к началу восьмидесятых годов он стал уже занимать второе место. То есть, с 1960 по 1983 годы темпы роста смертности от рака легких среди женщин составляли 6,2% в год. Национальный центр медицинской статистики США связывал этот факт со старением групп женщин — активных курильщиц. В Америке, как известно, объявлена суровая война курильщикам. На самолетах американских авиакомпаний запрещено курить во время всего полета, даже если это рейс Москва — Нью-Йорк (9 часов), не курят на работе и в общественных местах. В гостинице вы будете жить на определенном этаже, потому что при регистрации у вас обязательно спросят, курите Вы или нет. Из личных наблюдений могу заметить, что прошедшие 10 лет (первый раз я была в США в 1990 году, последний совсем недавно, в июне 2000 года) существенно изменили картину — курильщиков стало заметно меньше и особенно среди мужчин. По данным все того же Национального центра медицинской статистики, доля курящих женщин с 1960 до середины 1980-х оставалась неизменной, где-то на уровне 30% и только с 1985 году численность курящих женщин понемногу начала снижаться. В настоящее время в результате того, что часть мужчин бросила курить, число курящих мужчин и женщин в США практически сравнялась. В то же время в нашей стране только среди выпускников школ курят 53% юношей и 28% девушек; курят 60% мужчин и 15% женщин в возрастной группе 20-69 лет. Злоупотребление алкоголем также является одним из ведущих факторов кризиса состояния здоровья населения нашей страны. При этом следует отметить, что в структуре больных алкоголизмом за последние 10 лет значительно увеличился удельный вес женщин, в динамике очевидно, что если в начале 80-х годов соотношение между числом больных алкоголизмом мужчин и женщин было 1:10 , то в 1995 году это соотношение уже было 1:6. Специалисты считают, что перспективы лечения алкоголизма у женщин хуже, чем у мужчин — отношение общества к женщинам значительно жестче и нетерпимее, а потому они стараются скрыть свое состояние, позднее обращаются за помощью, если обращаются вообще.
Еще одна проблемная группа связана с тендерными различиями в психических заболеваниях. Большинство исследований, посвященных изучению «истинных» уровней распространенности психических расстройств (имеются ввиду те, которые подлежат лечению), с разбивкой по половому признаку указывают на то, что:
— отсутствуют четкие различия по полу в уровнях заболеваемости шизофренией;
— показатели общего настроения и состояния тревожности устойчиво выше у женщин независимо от места и времени;
— показатели личностных нарушений устойчиво выше у мужчин независимо от времени и места.
Эти результаты исследований Брюса и Барбары Доренвенд опровергают утверждения о том, что психические нарушения чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, и что изменение роли полов в жизни американского общества способствует более широкому распространению психических заболеваний среди женщин. Те же Доренвенды указывают — заболеваемость в зависимости от пола остается неизменной, хотя и проявляется по-разному: у женщин выше склонность к депрессии и тревожности, в то время как мужчины чаще страдают от нарушений личности. Примечательно, что эти нарушения характерны для всего двадцатого столетия и не зависят от изменения роли полов.
Следует также отметить, что ухудшение окружающей среды и изменение климата, новые болезни, общественные беспорядки, экономическая нестабильность угрожают здоровью жизни и безопасности любого человека, будь то мужчина или женщина. Именно социально-экономическое состояние социума в 50% является важнейшим фактором, детерминирующим состояние здоровья населения. Негативные явления распространяются очень быстрыми темпами и в широких масштабах. Однако, к счастью, не менее быстрыми темпами расширяются и возможности людей в вопросах охраны здоровья, совершенствуются технологии медицинской помощи и тем самым достигается социальный прогресс. И в этом наше спасение и в чем-то гарантия, что у каждого человека есть шанс быть здоровым. Другое дело, каковы возможности для его реализации.
Обратимся к таблице приоритетов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), обозначенных в период ее образования еще в 1948 г. За прошедшие годы многое изменилось, но по-прежнему, состояние здоровья матери и ребенка — один из приоритетов деятельности ВОЗ. Почему? Причин много, но все-таки, некоторые из них мы, видимо, можем назвать, что называется, сходу. Среди них главный… — матери и дети — это большинство населения в любой стране, а дети, к тому же — это будущее нации и общества. Можно дополнить их и другими. Например тот факт, что большинство болезней, которые приводят к смертности и патологиям у детей или которые возникают в период беременности, могут быть предотвращены, диктует необходимость тендерных измерений здравоохранения, начиная с возраста мальчиков и девочек. Именно поэтому социальные усилия в любом обществе направлены прежде всего на сохранение их здоровья.
Здоровье можно рассматривать как бы с двух сторон: на уровне популяции (в этом случае, прежде всего, работают показатели смертности и заболеваемости) и на уровне индивида (речь идет об индивидуальных характеристиках здоровья). При анализе этих показателей мы обнаруживаем парадоксальную ситуацию: популяционный индикатор значительно ниже у мужчин, однако все показатели индивидуального здоровья значительно ниже у женщин. Тендерные измерения здравоохранения могут оказать неоценимую услугу в понимании задач общественного здравоохранения. Низкие характеристики индивидуального здоровья женщин связаны с высокими биологическими (продолжение рода) и социальными (выживание в сложных условиях) нагрузками, а следовательно общество должно обратить внимание именно на помощь женщинам в этом направлении; плюс найти необходимые технологии (возможно, через те же СМИ), которые заставили бы женщин относится к собственному здоровью как к наивысшей ценности, данной им от рождения, и требовать от государства соблюдения гарантированных прав на медицинское обслуживание. Та же цель стоит и перед мужским населением страны, но задачи и технологии сохранения их здоровья будут несколько другими. И одна из основных задач — увеличение средней продолжительности жизни мужчин и снижение смертности среди мужского населения в трудоспособных возрастах. Разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами на фоне сокращения рождаемости может превратить наши города в некие сообщества одиноких женщин после 60, что собственно говоря уже происходит в сельской местности, где демографическое старение выражено ярче (в целом по России в 1999 году доля лиц пенсионных возрастов среди мужчин составляла 13,3%, среди женщин — 27,5%, т. е. почти в 2 раза выше; в городе показатель демографического старения — 19,9% в сельской местности — 23,2%).
Кроме того, низкие показатели здоровья женщин самым непосредственным образом сказываются на здоровье детей. И здесь статистика безжалостна: основными в структуре младенческой смертности являются причины, связанные со здоровьем матери: доля нормальных родов в 1996 году составила только 34%; заболевания, возникающие на первой неделе жизни младенцев — свыше 40%, врожденные аномалии — 25%. Смертность детей первого года жизни в России в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах.
Индивидуальное здоровье — это один уровень здоровья женщин и мужчин, некий «индивидуальный потенциал», состоящий из набора различных факторов. Здоровье населения (или популяции) — уровень другой, хотя взаимодействие этих уровней — очевидно. В совокупности они образуют единый ресурс здоровья общества. Включение тендерного подхода в анализ состояния и прогнозирования здоровья позволит полнее ответить на многочисленные вопросы: кто выигрывает или проигрывает в уровне смертности, при наличии или отсутствии каких заболеваний это происходит и в каких возрастах? какие факторы личного или общественного порядка оказывают влияние на эти процессы и каковы последствия этого воздействия для мужчин и для женщин? Ответы на эти вопросы позволят корректировать политику государства в области охраны здоровья граждан, исходя из естественно существующего социального неравенства, которое существовало и будет существовать — общество всегда будет разделено на две большие социальные группы: мужчин и женщин.