Отношения ювентологии с другими дисциплинами: проектный анализ
Отметим наиболее важные возможные общие аспекты взаимоотношений ювентологии с отдельными смежными областями знаний.
Во-первых, указанные дисциплины могут представлять науке о молодежи свои общие и частные теории и концепции, свои понятийные аппараты, свое иное существенное специфическое содержание, структуру и т. д.
Во-вторых, смежные науки способны поставлять ювентологии богатый эмпирический материал, многообразные данные, которые послужат для нее очень важной предпосылкой развития собственной эмпирической и теоретической базы. В свою очередь, она должна быть способной представить этим наукам свои научные результаты.
В-третьих, названные дисциплины вместе с тем могут транслировать ювентологии и свои методологии и методики изучения, которые в рамках последней должны корректироваться в соответствии с предметом ее исследования. Ювентология и в этом отношении может оказаться достойным партнером других наук при серьезных усилиях ее разработчиков.
В-четвертых, каждая из наук ищет и более или менее эффективно находит свои пути сближения теории с практикой; в силу чего, вступая в будущем в опосредованные и непосредственные контакты с ювентологией, они неизбежно будут помогать и ей, как и она им, в решении этой труднейшей проблемы, ибо служение обществу, применение на практике полученных результатов было, есть и будет важнейшим предназначением науки.
А теперь перейдем к непосредственному описанию проектных отношений ювентологии с другими областями знаний.
Взаимоотношения науки о молодежи с естествознанием в первую очередь должны выйти на биологию. И это понятно, поскольку представители новых поколений наряду с более старшими по возрасту членами общества относятся к высшему типу живых организмов на Земле. Так как биология изучает все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой, то именно эта наука выступает исходным научным базисом при исследовании подрастающих поколений. Биология и ее многочисленные «дочерние» дисциплины играют весьма важную роль в познании человека, в том числе молодого возраста, в понимании его места и роли в природе. Биология, в свою очередь, служит основой медицины. Она занимает особое место среди постоянно и быстро растущего комплекса прикладных наук. Ее специальные дисциплины, решающие проблемы лечения и укрепления здоровья подростков, юношей и девушек, молодых людей, в том числе беременных женщин и рожениц. Медицинские науки, непосредственно связанные со здоровьем молодежи, безусловно, будут тесно взаимодействовать с ювентологией.
На границе биологии и медицины развиваются анатомия и физиология человека, без которых невозможно серьезное и всестороннее изучение новых поколений людей. Столь же существенное значение для ювентологического анализа представляет антропология – переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории. Рассмотрением образа жизни растений, животных и людей, в том числе людей молодого возраста, их взаимоотношениями и взаимодействиями с окружающей средой занимается экология. Предметом генетики являются закономерности наследственности и изменчивости как всего живого, так, разумеется, и человека. Закономерности исторического развития природы и человека как биологического вида исследует эволюционное учение, основы которого заложил Ч. Дарвин.
Взаимоотношения ювентологии с техническими и прикладными науками будут иметь в современную эпоху принципиально важное и все возрастающее значение. Дело в том, что техника, будучи опредмеченной частью современных могучих производительных сил, вступая во взаимодействие с соответствующими работниками в процессе их труда, берет на себя основную нагрузку в создании «второй природы» на планете, в формировании «постиндустриального мира». В общественном бытии быстро прогрессирует система «техника – члены общества» и ее подсистема «техника—молодежь». Взаимодействия в этой подсистеме и ее отношения с общей системой представляют для ювентологии большой интерес. Молодежь, как юная и молодая по возрасту, весьма динамичная, наиболее предрасположенная к освоению техники часть общества, в настоящее время активно технизируется, приобщается к технике, а последняя, в свою очередь, все больше «омолаживается», ювентизируется, приспосабливается к потребностям и интересам молодежи. Эти процессы находят достаточно широкое отражение в технических науках, что и будет способствовать развитию отношений между ними и ювентологией.
Взаимоотношения юввнтологии с математикой на современном этапе будут активно развиваться, особенно с ее новыми направлениями, такими, как математическая статистика и др.
Следует отметить, что при анализе тех или иных молодежных проблем ювентология будет нередко обращаться к эмпирическим материалам статистики, демографии, конкретной социологии и других дисциплин, к данным, полученным благодаря использованию математических методов. Можно предположить: развитие ювентологических исследований уже в недалеком будущем приведет к непосредственному привлечению математических наук для решения возникающих задач.
Взаимоотношения ювентологии с психологией будут весьма актуальны и важны. Это связано с тем, что психология изучает психику человека, объективные закономерности психической деятельности, формирования и развития психических свойств человека, его потребностей, интересов, привычек, способностей, темперамента и характера. Одной из центральных проблем психологии является проблема чувственного познания человеком внешнего мира. В поле зрения психологии находятся также проблемы внимания, памяти, мышления и речи, эмоциональной жизни, воли, характера, групповых психологических особенностей и др. В связи с этим она систематически изучает психические особенности развития подростков, юношей и девушек, молодых людей.
Взаимоотношения ювентологии с общественными науками. Прежде всего подчеркнем, что ювентология в своем базисном содержании, в своей сущности тесно связана с общественными дисциплинами.
Взаимосвязи ювентологии с историей должны иметь постоянный, систематический и глубокий характер. Это обусловлено тем, что:
1) история изучает не только процессы развития человечества в целом, не только открывает и анализирует общие и особенные законы движения конкретно-исторических обществ, но и нередко фиксирует при этом роль и место молодежи;
2) история исследует не только жизнедеятельность людей в общем в объективных конкретных условиях, но порой анализирует и особую изменяющуюся жизнедеятельность в этих условиях новых поколений.
Поэтому история оказывается для ювентологии одной из базовых наук; в свою очередь, ювентология должна стимулировать исторические исследования, их возможности более полно освещать роль и положение молодежи в современном мире.
Очень важное место во взаимоотношениях ювентологии с другими науками должна занимать педагогика. Эта дисциплина также имеет конкретно-исторический характер, на каждом определенном этапе общественного развития она реализует поставленные перед ней господствующими общественными силами цели и задачи по воспитанию и образованию новых поколений. Можно утверждать, что именно педагогика с ее многовековой и богатейшей историей развития стала одним из основных источников становления науки о молодежи.
Наука о молодежи призвана осуществлять систематические контакты с демографией, изучающей закономерности воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Опираясь на материалы статистики, демография рассматривает воспроизводство населения как в целом, так и в его основных компонентах, в качественных и количественных взаимосвязях с возрастно-половой структурой, в зависимости от социальных, экономических и политических процессов, от особенностей общественного прогресса. Ювентология, при соответствующем развитии, способна активно использовать научные результаты демографии и, в свою очередь, в известной степени, способствовать развитию ее исследований молодежи.
Весьма важную роль в развитии ювентологии будет играть общая экономическая теория. Данный комплекс наук позволяет выявить в целом экономические условия становления и развития молодежи, определить место и роль ее различных общественно-экономических групп в составе производительных сил и в диспозиции производственных отношений, проанализировать их интересы и потребности. Кроме того, в рамках экономического анализа, как правило, появляется возможность выделить молодых представителей рабочего класса и крестьянства, работников индустриального и сельскохозяйственного, умственного и физического труда, различных групп квалифицированных работников и специалистов. Экономическая социология способна вычленить и рассмотреть гораздо большее число подобных групп. Вместе с тем она сосредоточивает внимание на общественных системах реализации экономических законов в процессе деятельности и функционирования общественных отношений.
Ювентология и общая социология: под общей социологией понимается наука об обществе как целостной системе и об отдельных общественных (социальных) институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.. В ней находят свое отражение различные сферы и стороны жизни (семья, системы образования, здравоохранения, управления и пр.), описываются основные общности и группы, их деятельность и поведение разные виды социальных отношений и взаимодействий.
Общая социология может помочь ювентологии своими теоретическими и методическими разработками. Кроме того, она транслирует ювентологии систему социологических понятий, таких как общественный (социальный) институт, общественная (социальная) организация, общественное управление, общественная (социальная) группа, общественная роль, групповое поведение, общественная норма, общественное положение, общественная дифференциация, общественное взаимодействие и др.
Ювентология, будучи интегративной дисциплиной, должна быть связана не только с общей социологией, но и с частными социологическими дисциплинами, изучающими отдельные сферы и стороны жизни общества.
Особенно нужно отметить связь ювентологии с теми направлениями частной социологии, которые занимаются проблемами общественных (социальных) институтов. Это — социология семьи, образования, морали, труда, профессий, города, села и т. д. Названные дисциплины анализируют специфические общественные системы, регулирующие те или иные общественные процессы. В отечественной социологии институциональный подход и соответствующие ветви социологии пока развиты недостаточно. Социология общественных организаций более развита, и, таким образом, ее результаты исследований более широко могут использоваться ювентологией.
Направления частной социологии, во-первых, способны обеспечить ювентологию большим эмпирическим материалом, характеризующим положение, интересы и поведение молодых представителей различных общественных групп, и, во-вторых, эти науки могут явиться важными поставщиками идей, конструирующих ювентологическую теорию.
Весьма существенное место должны занять отношения ювентологии с политическими науками. Интенсивная политизация всей жизни общества в XIX—XX вв. резко повысила интерес ученых к этой сфере жизнедеятельности, что привело к появлению обширной литературы по политическим проблемам, формированию политологии как комплекса дисциплин. Особенности взаимодействия политологии с ювентологией будут заключаться в том, что ее официально признанные теории закономерно отражают интересы господствующего класса и, следовательно, тенденциозны, партийны, в известном смысле односторонни, что будет накладывать свою печать и на отношения с наукой о молодежи. Политические науки могут представить ювентологии свои определенные проблемы, обширные эмпирические данные, способствовать, несмотря на сопротивление определенных политических сил, сближению данных наук на принципах социальной справедливости и ликвидации эксплуатации человека человеком.
Особо важное значение будут иметь взаимоотношения ювентологии с юридическими науками. Бурное развитие современных обществ значительно повысило роль теоретических областей юриспруденции. Особенностью этих дисциплин является, во-первых, то, что они достаточно определенно выражают интересы господствующего класса; во-вторых, они, как правило, весьма конкретны, «заземлены», тесно «привязаны» к потребностям определенного класса, государства и в известной степени — общества; в-третьих, проводимые в этой области исследования нередко достаточно быстро становятся достоянием практики, если, разумеется, соответствуют интересам того же правящего класса.
Подчеркнем, что молодежь практически в любом современном обществе является в большей или меньшей степени дискриминируемой группой. Известны проблемы защиты прав подростков, юношей и девушек, молодых людей, юридические вопросы, связанные с несовершеннолетними, проблемы подростковой и молодежной преступности и девиантного поведения в обществе, дискриминации молодых работников на производстве и службе и т. д. Все это должно подвинуть как специалистов в области ювентологии к широкому сотрудничеству с учеными-юристами, так и наоборот.
Ювентология будет тесно связана и с наукой об управлении. Последняя весьма политологична и социологична в своем предмете исследования, — это анализ кадров управления, их состава, мобильности (особенно вопросы карьеры), межгрупповых взаимодействий (официальных и неофициальных, формальных и неформальных) . Это также изучение форм и типов поведения руководителей, проблем руководства и лидерства. Среди центральных вопросов науки об управлении — мотивация поведения персонала, поиски методов стимулирования их труда. В последнее время в науке сформировалась новая ветвь — теория социального управления, где в качестве объектов управления рассматриваются социальные системы. Процессы вхождения молодежи в общество, ее становления в различных его сферах и целый ряд других более частных вопросов невозможно глубоко осмыслить и сделать научные выводы без использования достижений науки об управлении, ибо все названные процессы и явления неизбежно проходят достаточно сложные стадии управления и самоуправления.
Особо остановимся на взаимодействии ювентологии с этасологией (От лат. aetas — возраст и гр. logos — слово, смысл, учение). Их взаимосвязи в перспективе, на наш взгляд, будут иметь постоянный и особенно активный характер. Этасология нами определяется как интегративная наука о возрасте людей, которая призвана изучать общие законы функционирования и развития больших групп людей определенного возраста или возрастных популяций в конкретно-историческом обществе. Накопленные научные знания и современные потребности общественного развития позволяют выявить, по меньшей мере, шесть составляющих ее научных дисциплин:
инфантологию – науку о детском возрасте (От лат. infant — юный, дитя, infantilus— детский), пубертологию науку о подростковом возрасте (От лат. pubertas — половое созревание, подростковый возраст), ювентологию, матуритологию (От лат. matuntas— зрелость) науку о зрелом возрасте, пресенологию (От лат. presenus— пожилой возраст) науку о пожилом возрасте и сенектологию науку о старческом возрасте (От лат. senectus— старческий). Это дает нам основание определить названные дисциплины как этасологическое семейство наук, которое призвано изучать человеческий возраст в целом (этасология) и его следующие друг за другом основные возрастные периоды, соответствующие возрастные популяции людей.
Этасология, конституируясь как наука, определяет свой особый предмет исследования, свой идеализированный объект, свои логику изучения, методологию, функции и т. д. В силу этого этасология становится общетеоретической и методологической основой изучения групп людей того или иного возраста, основанием для систематизации всей совокупности научных знаний о возрастных характеристиках и возрастных особенностях людей, базой для формирования единства научного знания и соответствующих методов, имеющих отношение к человеческому возрасту.
Ювентология, будучи «дочерней» дисциплин этасологии, будет тесно взаимодействовать с ней по следующим основным направлениям. Во-первых, у них формируется единая общетеоретическая, понятийная база, в которой этасология представляет общий уровень, а ювентология — особенный. Это будет способствовать их взаимному развитию. Во-вторых, у них будут складываться общие методологические подходы, которые в ювентологии получат соответствующее специфическое развитие. В-третьих, они будут взаимно обогащать друг друга содержанием своих исследований, идеями, связью с практикой и т. д.
Что касается гендерных исследований, то это смежная, родственная ювентологии дисциплина. Такие человеческие, общественные характеристики, как возраст и пол, имеют универсальный и непреходящий характер. Пока будут существовать общество и наука, эти качественные и количественные биообщественные особенности людей, сформированные и развитые конкретно-историческими биосферой и обществом, будут вызывать самый пристальный интерес и всемерно изучаться.
Проектные взаимоотношения ювентологии с философскими дисциплинами. Философия и ее определенные структурные области знаний и методов венчают, завершают данный конкретно-исторический круг наук, с которыми ювентология призвана поддерживать тесные взаимоотношения. Выше уже были рассмотрены основные философские предпосылки и условия развития науки о молодежи. Здесь остановимся лишь на проектных взаимодействиях ювентологии с этикой, эстетикой и философией молодежи.
Поскольку объектом изучения этики является мораль, нравственность как вид общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности людей, то наука о молодежи постоянно будет выходить на этическую тематику и проблематику. Как и другие дисциплины, этическое учение конкретно-исторично и находится в постоянном развитии. Его действительное научно-философское направление развивает традиции материализма и гуманизма, стремится органически соединить объективное изучение социальных закономерностей, принципов и норм жизнедеятельности трудящихся классов и их молодой смены, выявить в противоречивости морали классового общества единую линию общечеловеческого нравственного прогресса.
Что касается эстетики, то эта философская дисциплина изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения людей к миру и сферу художественной деятельности в обществе. Все шире признается, что практическая человеческая деятельность — это основа эстетического отношения человека к миру. Именно в общественном труде формируется неизвестная животным способность человека созидать «и по законам красоты» (К. Маркс), а также ко всему подходить с эстетической мерой. Поэтому сфера действия эстетических принципов и закономерностей выходит далеко за пределы искусства, распространяется постепенно на все сферы жизни. В связи с этим ювентология призвана решать своими средствами проблемы эстетического воспитания молодежи во всех сферах жизнедеятельности, ибо только при таком условии возможно формирование развитой личности в среде современной молодежи.
Cтихийно складывавшаяся ранее философия молодежи, переходя в настоящее время в качественно новое, институциализированное состояние, будет активно способствовать становлению и развитию ювентологии, и наоборот.
Подводя итог, следует отметить, что предстоит весьма большая работа как по конституированию новой интегративной науки о молодежи, так и по будущему налаживанию ее научных контактов с другими дисциплинами, по выполнению перспективных заказов общественной практики. Так или иначе, мы глубоко уверены в том, что развитие ювентологии и признание ее научным сообществом и общественной практикой — неизбежны.