Современная западная школа и педагогика.
Развитие современной школы – многосторонний и масштабный процесс.
Школа меняет свой облик, приближаясь к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Среди важных позитивных тенденций развитие мировой педагогики и школы – курс на демократизацию школьных систем; гуманистическая направленность воспитания; использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизация классно-урочной системы; опытно-экспериментальная деятельность; педагогизация новейших технологических средств; интеграция школьного и вне школьного воспитания и образования.
Преодоление кризисных явлений, прогресс воспитаний и образований происходит при диалектическом отмирании устаревшего и нарождением нового, наполнение школы и педагогики иным содержанием.
Во второй половине XX века в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели важные изменения. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования. По заве6ршением начального или полного среднего образования учащийся распределяется по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом ВУЗе; профессиональные учебные заведения.
Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. На Западе они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные, большинство из них принадлежит конгрегациям в различных церквей. В отношениях церкви и государства, качающихся школьной сферы, наметился отказ от конфронтации или прочного союза и переход к лояльному сотрудничеству.
В ведущих странах мира последнюю четверть XX века произошло резкое расширение сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение общественных представлений о жизненных стандартах. Заметно переменился социальный состав студенчества, он стал более демократическим. Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается негативными издержками, прежде всего, снижением качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы.
В конце XX века определились главные тенденции развития педагогического образования: ориентация на высшее образование как условие для приобретения профессии учителя; усложнение и усиление психолого-педагогической подготовки; разнообразия специализации в программах обучениях; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров; одновременная подготовка в различных учебных заведениях.
Важные тенденции проявляются при реформировании управления школой. Обозначились стремления создать компромисс между жестокой централизацией и широкой автономией при управлении школьным делом.
Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновляется и корректируется.
К числу заметных дидактических концепций в западной педагогике можно отнести традиционную парадигму, рационалистическую модель и феноменологическое направление.
Традиционализм в дидактике придерживаются идея сохранения консервативной роли образования как ретранслятора культурных ценностей. Образование рассматривается как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители традиционализма намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию. Такие идеи развивают Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капеля (Франция), Г. Кэвелти (США) и др.
Разработчики рационалистической модели образования П. Блум (родился в 1913 году), Р. Ганье (родился в 1916 году), Б. Скинер (родился в 1904 году) концентрировали усилия, прежде всего на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образования к существующему обществу. Они утверждают, что всякая образовательная программа может быть переведена в «поведенческий репертуар» знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования. Психологическое направление воспитания поддерживают представители экзистенциальной педагогики нового воспитания и гуманистической психологической школы. Они рассматривают как веление времени гуманизацию воспитания, т.е. поворот к личности ребенка.
Идея нового воспитания распространены во Франции (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, А. Фабр и др.). Эти ученые определяют личность, прежде всего как биологическое существо, с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться к среде. С одной стороны, признается важность, большое значение взаимодействия личности со средой, а с другой – провозглашается независимость индивида от социального окружения. Сторонники нового воспитания подвергают сомнению правомерность жестких наказаний, призывают формировать личность при бережном и уважительном к ней отношении.
Лидеры гуманистической психологической школы – американцы А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс – высказывали озабоченность, вызванную процессом дегуманизации воспитания. Они настаивают на учёте интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребёнка, предлагают педагогам отказаться от традиций быть господами по отношению к своим подопечным. Так, Роджерс, аргументируя свою «Я – концепцию», советует научить ребенка поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам. Исходный тезис Роджерса – «злых людей не должно быть». Если ребенок жесток и черств, таким его сделало воспитание.
Помимо теоретических разработок в современной западной педагогике существуют проблемы выбора приоритетов и перспектив воспитания и образования.
Первой в ряду соответствующих проблем стоит проблема воспитания толерантного отношения к другим расам религиям, социальным устройствам и культурным традициям; личностных высоконравственных качеств и т.д.
Продолжается полемика по проблеме «воспитания и политика». После окончания «холодной войны» на первый план выходит интернациональность воспитания. Наряду с ним приобрел злободневность учет культурных и воспитательных интересов этнических меньшинств (поликультурное воспитание).
В США поликультурное воспитание, будучи связано с процессом создания единого гражданского общества в условиях многообразия этнического состава населения, оно служит формированию американской нации и одновременно обеспечивает интересы малых этнических групп, прежде всего афро-американцев. В Западной Европе поликультурное воспитание нередко рассматривается как проявление сепаратизма и угрозы целостности государства. Но объективно оно стоит на повестке дня.
Серьезные проблемы в воспитании возникли на фоне процессов урбанизации и экологического кризиса. Сокращаются масштабы детских контактов. Жизнь школьника все более регламентируется рутиной учебник занятий. Всё эти и другие факторы препятствуют гуманному воспитанию подрастающего поколения.
Современная цивилизация порождает среди молодежи пессимизм, антигуманизм, снижает этический и нравственный уровень. Мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди подростков. Изъяны в духовном развитии молодежи – результат множества факторов. Среди них следует назвать и проблемы в воспитании.
Существенная проблема в современном мире – проблема обеспечения обязательного обучения. Непосещаемость школы особенно распространена в тех странах, население которых находится в неблагоприятных экономических и социальных условиях.
Больной вопрос – снижение средних показателей качества образования. Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения. Одним из наиболее эффективных называется диверсификация (дифференциации) образования. Он предполагает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, сообразно индивидуальным способностям, склонностям интересам учащихся.
Последний актуальный вопрос – это внедрение в школу и процесс образования новейших технических средств. Сторонники использования компьютерной техники в образовании опирались на ряд дидактических идей. Среди них – идея программированного обучения американца Б. Скиннера. Для учебных компьютеров составлялись алгоритмы учения, которые заставляли последовательно выполнять запрограммированные предписания. Иначе трактовал использования ЭВМ другой американский педагог – Г. А. Кроудер. По его представлениям компьютер должен не только обеспечивать единый для всех порядок освоения учебного материала, но и предлагать персональные обучающие программы.
Новейшая техника позволяет решать две важные задачи формирование у учащихся определенных знаний и умений, использования в преподавании различных дисциплин. В первом случае осваиваются курсы «информатика», «электроника» и пр. Во втором случае активизируется и оптимизируется учебный процесс (персональные учебные задания, работа с «электронным редактором», наглядное обучение различным дисциплинам и пр.).