Сущность социальных технологий — 2
1. Сущность социальных технологий
Происходящие в России перемены, вызванные реформированием ее основных экономических, политических и социальных институтов, требуют теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и прежде всего разработки социальных технологий проведения реформ.
Технологизация деятельности современного человека, развитии и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.
Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в.
Понятие «социальная технология» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном с машинами, механизмами, а в более широком — затрагивающем и социальную сферу.
В научном плане социальная технология в России в своем развитии прошла несколько этапов , каждый из которых обусловлен потребностью поиска оптимальных средств для решения социальных проблем.
Первый этап — с начала XX в. до 1917 г. — характеризовался развитием промышленности, увеличением городского населения, капитализацией отношений в деревне, приведшими к расслоению общества и росту социальной напряженности. На Западе этот период связан с индустриализацией и ее последствиями в социальной сфере, появлением социальной работы как профессии, разновидности социальных технологий.
Наряду с теоретическим обоснованием технологизация социальных процессов получила развитие в социальных экспериментах, в частности в проведенной в начале XX в. П.А. Столыпиным аграрной реформе, в которой уже были использованы элементы социального планирования и проектирования как необходимые составляющие любой социальной технологии.
Второй этап — 20-е — первая половина 30-х гг. — совпадает с радикальными преобразованиями, начавшимися в России в послеоктябрьский период, с разработкой и внедрением социально-технологических концепций в практику общественной жизни. Теоретическим обоснованием возможности технологизации социальных процессов занимались Н.И. Кареев, П.А. Сорокин, А.А. Богданов. Основу их концепций социальных преобразований составляли эволюционные методы, альтернативные проводившейся в тот период официальной программе революционных преобразований общества.
Так, Н.И. Кареев основой своей концепции преобразования общества сделал технологическую схему, заимствованную из естественных наук: «изучение — диагноз — лечение» (как известно, аналогичную модель «сбор фактов — социальный диагноз — социальная терапия» в практике социальной работы предложила М. Ричмонд в работе «Социальные диагнозы»).
П.А. Сорокин предложил свой способ улучшения и реконструкции социальной организации — своеобразную технологию социальных преобразований, основанную на четырех главных принципах, не потерявших актуальность и по сей день:
• реформы не должны противостоять человеческой природе и противоречить ее базовым инстинктам;
• тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации реформирования;
• каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном материале, и лишь в том случае, если будут получены позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены;
• реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами.
В то же время шел процесс разработки социально-технологических концепций применительно к социальной практике, поиска эффективных методов взаимодействия работника и производства, рационализации его труда и на этой основе — повышения производительности труда.
Анализ зарубежного опыта разработки социальных технологий свидетельствует, что наиболее показательными в этом плане являются хоторнские эксперименты, проведенные в США Э. Мэйо в 1927-1932 гг. и обусловившие появление нового направления — «социальной инженерии».
Третий этап — 30-60-е гг. На Западе процесс разработки социальных технологий, их теоретического обоснования носил перманентный характер, и в начале 40-х гг. в Словаре по социологии, вышедшем в Нью-Йорке, появилось научное определена понятия «социальная технология»: «прикладные социальные науки, искусство и мастерство, лежащие в основе социальной работы как профессии и социальное планирование и социальное проектирование как социальное управление».
В нашей стране в те годы о социальной работе как профессий еще не было и речи. Сам термин «социальная технология» не употреблялся. Однако это не означало, что социальными технологиями в стране вообще не занимались. Технологические выводы обществ венных наук зачастую использовались в решении широкого круги социальных проблем, идеологической, организационно-партийной работе, при разработке пятилетних планов развития народного хозяйства, трудовых коллективов.
В 70-е гг. было особенно много издано научных работ, посвященных осмыслению, как самого социального планирования, так и социальных проблем, которые оно призвано было решать, эффективности труда, текучести кадров, условий труда, социальной структуры, материального благосостояния, образа жизни, удовлетворенности трудом и др.
Социальное планирование как бы исторически предшествовали появлению понятия «социальные технологии».
К началу 80-х гг. интерес к социальному планированию начинает угасать, так как планирование процессов — это еще не решение социальных проблем, которых оказалось слишком много. Поэтому возник интерес к разработке целевых программ, сконцентрированных на решении отдельных, наиболее важных, проблем;
Вслед за этим стал проявляться интерес и к социальному проектированию.
Именно в это время активно обсуждается проблема разработки и внедрения социальных технологий, хотя первые социальные технологии появляются в середине 70-х гг.
Доказательством практической реализации социальных технологий без употребления соответствующего термина может быть, в частности, тесная взаимосвязь между социальными технологиями и социальным управлением, особенно с некоторыми его компонентами, техникой и технологией управления.
Сравним для этого стадии социальных технологий и социального управления. Социальные технологии включают в себя следующие компоненты: 1) теоретическое обоснование; 2) технологические процедуры; 3) технологический инструментарий; 4) критерии и методы; 5) замеры результатов; 6) гуманитарно-экономическое обеспечение; 7) этапы внедрения.
Социальное управление состоит из следующих стадий: 1) постановка управленческой проблемы; 2) сбор необходимой информации; 3) выработка решения; 4) принятие решения; 5) организация исполнения принятого решения (т.е. конкретные действия по его выполнению); 6) контроль (обратная связь).
Характерной особенностью этого периода является стремление ученых разобраться в сущности самого понятия «социальная технология», его содержании и механизмах реализации. При этом возникли разные подходы к определению сущности данного социального феномена.
Например, Н. Стефанов определяет социальную технологию как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности».
В. Афанасьев характеризует социальные технологии как «элемент механизма управления» и «средство перевода абстрактного языка науки … на конкретный язык … достижения поставленных целей».
М. Марков характеризует социальные технологии как «способ реализации … конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно …».
А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели».
В. Иванов представляет социальные технологии как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Социальная технология — важнейший элемент механизма управления».
В Большой советской экциклопедии понятие «технология» определяется следующим образом, «(от греч. lechne — искусство, мастерство, умение, и . . логия) — совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки … Описание производственных процессов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.».
Что касается понятия «социальное», анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, употребляется в значении «общественное», отличающееся, противостоящее природному, а с другой стороны — в различных контекстах «узкого» понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, определяет специфику содержания и объема понятия «социальные технологии», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.
Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего, социально уязвимых групп.
Таким образом, понятие «социальная технология» в научной литературе используется в следующих основных значениях:
1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.
2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:
• цели, задачи и возможности метода;
• планируемое итоговое состояние социального субъекта;
• применяемые методы и приемы;
• способы, условия и последовательность их применения;
• необходимое время для осуществления данной технологии;
• квалификация работников;
• способы обучения приемам технологии.
3. Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дисциплиной. Например, общественные науки связаны, прежде всего, с решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.
4. Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.
Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.
Технологизация социальной деятельности. Значение технологизации заключается прежде всего в том, что она придает человеческой деятельности более рациональный характер, отвечает субъективному стремлению человека определить тот естественный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит ее эффективность
Технологизация социальных процессов включает в себя.
1) разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
2) поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата;
3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.
Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, а социальная технологизация — на социальных технологиях.
Необходимо учитывать и тот факт, что технологизация возможна при наличии следующих условий»: объект обладает определенной степенью сложности, известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования; 3 субъект управления способен формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций, процедур; и, что весьма важно, создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления.
Итак, можно констатировать следующее:
1) социальная технология — это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации. Именно посредством технологизации знаний получает социальное выражение отношение людей к организации их деятельности, направленной на реализацию поставленных задач и целей;
2) социальная технология — это совокупность способов, методов, средств разрешения сущностного противоречия между взаимо- и самореализацией людей в процессе социальной деятельности;
3) сущность выбранного способа состоит в пооперационном осуществлении социальной деятельности;
4) социальная технология — это элемент человеческой культуры, она возникает двумя путями: либо «вырастает» в культуре эволюционно, либо строится по ее законам как искусственное образование. Как явление социальной практики она представляет J собой комплекс приемов, обеспечивающих достижение благоприятных условий жизни людей, их организованности, эффективного взаимодействия, удовлетворения общественного интереса, в той или иной степени соответствующего требованиям социального времени. Появление социальной технологии связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности, идей, проектов. Использование тех или иных ее видов определяет, в частности, эффективность социального управления, устойчивость социальной организации и всего социального пространства.
Социальное пространство как объект технологизации. Категория «социальное пространство» является основополагающей для технологизации. В то же время многообразие определений социального пространства объясняется его сложностью и неоднородностью. К социальному пространству может быть отнесено все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов граждан, реализацию их потребностей, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил человека, социума.
Соответственно одна из функций социального пространства — социальное обустройство своих граждан, удовлетворение их социальных потребностей не только в сфере производства, но и в ассоциированном распределении материальных и духовных благ, достойном образе жизни и т.п.
Социальное пространство можно рассматривать как поле непосредственного взаимодействия общества и личности. Однако углубляющееся противоречие между ними (безработица, невыплата зарплаты, пенсий, социальных пособий, снижение жизненного уровня большинства населения страны, превышение смертности над рождаемостью, нерешенность проблем вынужденных переселенцев и др.) порождает разбалансированность социального пространства, таящую в себе опасность дальнейшего нарастания напряженности и возможности социальных катастроф.
Все это подтверждает важность и необходимость поиска путей оптимизации социального пространства, в том числе и с помощью технологий социальной работы.
Социальный процесс — предмет технологизации. Социальное пространство представляет собой огромное многообразие социальных процессов. Чтобы добиться его гармонизации, повышения результативности человеческой деятельности, необходимо научиться эффективно воздействовать на процессы — содействуя желательным и ограничивая и блокируя нежелательные.
Социальный процесс — это изменение социального объекта под воздействием внутренних и внешних факторов, последовательная, непрерывная смена его состояний. Такие изменения происходят на уровне как общества в целом, так и отдельных групп, коллективов, личностей. Соответственно в системе, в которой протекают социальные процессы, можно выделить следующие пограничные зоны:
* внутриличностные процессы, например самовоспитание;
* процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами (процесс общения и др.);
* процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой (адаптации или дезадаптации и т.п.);
* процессы внутри группы, например процессы организации или дезорганизации;
* процессы в отношениях между группами, например процессы национального самоопределения или интернационализации;
* процессы, происходящие внутри отдельного общества (социальной мобильности, дифференциации и ассимиляции и т.п.);
* процессы, происходящие внутри человечества или глобального общества, к примеру процессы демилитаризации или межгосударственной интеграции.
Нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые непосредственно соприкасаются с психическими и психофизиологическими процессами, верхнюю границу — глобальные социальные процессы.
Как любая социальная система, социальная технология, будучи совокупностью определенных приемов, методов, воздействий, обладает своей собственной структурой, которая состоит из следующих элементов: определение цели, выбор решения, организация социального действия, анализ результатов.
Наряду с этим структура социальной технологии характеризуется также наличием:
• заданного алгоритма — системы последовательных действий в процессе решения задачи, достижения конкретного результата;
• стандарта деятельности — предписанных процедур, действий, осуществляемых на базе достигнутого опыта и требующих высокой культуры исполнения;
• последовательности операций;
• содержания и логики решения конкретной задачи — наличие научно обоснованного социального проекта, устойчивых структурных компонентов.
Необходимо обратить также внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, программ социологического исследования социальной проблематики, в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть — это не что иное, как, во-первых, совокупность приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.
Смысл социальной технологии задается проблемной ситуацией, в целях разрешения которой разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение некоторого целевого состояния социальных объектов.
Цель рассматривается как системообразующий элемент самой деятельности. Можно выделить несколько механизмов формирования целей, достижение которых обеспечивается социальной технологией. Так, цель может быть нормативно задана как должное состояние системы; она может быть желаемым результатом или «идеалом, может рассматриваться как «сознательное намерение индивида изменить свое положение в проблемной (нестандартной) для него жизненной ситуации».
Для достижения одной и той же цели можно использовать различные технологии; с другой стороны, одна и та же технология может обеспечивать достижение различных целей.
Основными характеристиками социальных технологий являются:
• универсальность, предполагающая возможность применения социальной технологии на различных по численности и специфике объектах для решения частных однородных задач;
• конструктивность, т.е. нацеленность на решение конкретных проблем проверенными и обоснованными способами;
• результативность, т.е. ориентация на конечный, проверяемый результат;
• оперативность, т.е. возможность реализовать технолог» в оптимальные сроки;
• относительную простоту, т.е. социальная технология должна содержать промежуточные этапы, операции и быть доступной для специалиста определенной квалификации;
• надежность, т.е. наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма;
• гибкость, или способность к адаптации в изменяющихся условиях;
• экономичность, или экономическая целесообразность, так как технология может быть эффективной, но не экономичной;
• удобство в эксплуатации
В некоторой степени названные характеристики могут быть критериями эффективности разработанной технологии.
Эффективность социальной технологии можно определить конечный социальный результат, полученный при наименьших издержках и в оптимальные сроки. Однако проблемы эффективности социальных технологий пока еще относятся к числу новых и малоизученных.
Что же необходимо учитывать при разработке и использовании социальных технологий?
Во-первых, социальные технологии, поскольку они непосредственно связаны с людьми, должны иметь вид выверенной экспериментальной модели, содержащей научно обоснованные гарантии, что любая технология будет человеку во благо.
Во-вторых, социальные технологии, хотя и предполагают некоторое повторение, применение к сходным социальным объектам, не могут быть использованы механически, без соответствующей корректировки. Иными словами, методика применения, реализация социальной технологии всегда является уникальной, оригинальной, учитывающей конкретные условия.
В-третьих, социальная технология в определенном смысле представляет собой завершенную, строгую систему действий, решен» практической задачи, но вместе с тем это развивающаяся система, так как она обогащается новыми операциями в ходе воплощения.