Макросоциальные факторы социализации в подростковом возрасте
На развитие подростков в значительной степени влияет общество, в котором они растут. Именно в обществе юные учатся налаживать отношения с окружающими, приспосабливаться к различным ситуациям и бороться с возникающими трудностями. Формирование личностей юношей и девушек, их роль и будущее во многом зависят от ожиданий общества. Общественные структуры и управление могут как помочь подросткам удовлетворить свои потребности, так и создать новые проблемы, стимулируя рост напряжения и разочарования. Поскольку подростки — одна из составных частей общества, мы должны понимать, в чем состоит их социальный заказ и как можно влиять на юношей и девушек этого возраста.
Давайте рассмотрим те стороны общественной жизни, которые оказывают наиболее сильное влияние на сегодняшних подростков. Как показывают исследования, их семь: 1) технологические и социальные изменения, 2) урбанизация и рост пригородов, 3) меркантильность и бедность, 4) средства массовой информации, 5) социальная и эмоциональная напряженность, 6) неблагополучие в семье, 7) жизненные события и связанные с ними стрессы. Какое воздействие оказывают школа и семья, мы рассмотрим позднее.
Современная молодежь живет в условиях интенсивного технического прогресса. С начала нынешнего столетия делались все новые и новые поразительные открытия: электричество, радио, телевидение, автомобили, самолеты, ядерная энергия, ракетостроение, компьютеры, лазерная техника и роботы. Каждое новое изобретение, в свою очередь, стимулировало дополнительные изменения в области технологий. Сделанные открытия переменили жизни миллионов людей.
Как правило, такие изменения являются незапланированными и неуправляемыми. Преобразования в обществе происходят как случайный результат технического прогресса. Трудно направлять, предсказывать или преобразовывать поток этих изменений. Рост мегаполисов привел к тому, что строительные комплексы городов практически сомкнулись, сведя на нет сельскую местность и загрязняя окружающую среду. Совершенно изменилась и стала почти непредсказуемой не только природная окружающая среда, изменился и социальный климат. Чем быстрее растет город, тем сложнее для его жителей осуществлять контроль как природной среды, так и общественного порядка. Столь стремительные технологические и социальные перемены оказывают глубокое влияние на юношество.
Прошлое все более и более отдаляется от настоящего. Чем стремительнее и существеннее социальные перемены, тем сильнее отличаются стандарты и образ современной жизни от стандартов прошлых лет. Как следствие, у юных появляется чувство, что все старое нежизнеспособно, оно не соответствует современности и ему нельзя позволять влиять на сегодняшнюю жизнь.
Будущее также отдаляется, становится более неопределенным и непредсказуемым; подростки чувствуют себя в меньшей безопасности относительно завтрашнего дня. Когда стандарты, ограничения, нравы, социальные структуры и условия жизни меняются столь стремительно, трудно предсказать, как сложится жизнь, сложно подготовиться к будущему. Подростки предпочитают жить одним днем: “К чему беспокоиться о будущем, если я не знаю, что случится уже завтра? Все, что я могу, это просто жить день за днем”. Стремительные перемены ослабляют роль и функции семьи. К примеру, все меньшее число сыновей и дочерей выбирают ту же профессию, что и родители. Образование в наши дни дети чаще всего получают, живя вдалеке от домашних стен. Такая территориальная разобщенность способствует разрыву эмоциональных связей. Ослабление межличностных контактов приводит к уменьшению общности семьи, ее эмоциональных и моралеобразующих функций. В результате ядро семьи оказывается менее способными выполнять свои эмоциональные функции и разобщается под напряжением; в итоге все большее число семей распадается, все больше родителей воспитывают детей в одиночку.
Замешательство в связи с изменениями убеждений, ценностей, нравов, отношений и общепринятых стандартов приводит к стрессу, конфликтам, к тревожному состоянию в жизни молодых людей.