Социальная работа в пенитенциарной системе.
Теория наказания
Историческое развитие пенитенциарной науки включало в себя различные теории наказания. На протяжении многих тысячелетий действовал так называемый закон талиона (от лат. talio — возмездие, равное по силе преступлению), который заключался в причинении виновному того же вреда, который был нанесен им («око за око, зуб за зуб»). Против прямого следования закону талиона выступил древнегреческий философ Протагор, указавший на то, что наказание должно быть способом выпрямления, подразумевая под этим обезвреживание и исправление преступника, Аристотель утверждал, что если наказание не обеспечивает исправления преступника, то наказание должно быть усилено.
Позже развиваются и другие концепции наказания преступника: теории устрашения, целесообразности, психологического принуждения и т.д. Например, Т.Гоббс считал, что устрашение преступника (реального или потенциального) позволит предупредить преступления.
За необходимость соразмерности наказания и преступления, доказывая неэффективность жестокого наказания, выступали в XVIII в. итальянский юрист Чезаре Беккариа (трактат «О преступлении и наказании») и один из вождей якобинцев в Великой французской революции Жан-Поль Марат.
В XIX в. представители германской школы пенологии утверждали, что наказание без-нравственно по своей природе, но необходимо, так как государство стоит, перед постоянным выбором: отказаться от охраны интересов общества или причинить зло преступнику.
Как видим, идеи перевоспитания и исправления нарушителей закона время от времени овладевали вниманием общества. Первой серьезной попыткой повлиять на преступников в направлении ресоциализации было введение наказания лишением свободы. С введением лишения свободы воры и нищие удалялись с улицы и привлекались к регулярному труду. Предполагалось, что наказание в виде лишения свободы может привести к внутреннему перевороту, духовному перерождению.
Следует обратить внимание на то, что наказание всегда выполняло и выполняет в обществе различные функции. Сама же деятельность уголовного судопроизводства и исправительных систем строится на основе общих философских принципов:
Возмездие. Согласно этой концепции, преступное деяние по своей природе неправомерно, и, следовательно, должно быть наказуемо. Таким образом, тюремное заключение не имеет иного утилитарного смысла, кроме наказания, и не предназначено для того, чтобы влиять на уровень преступности, защищать общество или перевоспитывать преступника.
Возмещение. Преступник должен возместить ущерб, нанесенный жертве, будь то физические повреждения или потеря имущества.
Общее устрашение. Наказание преступника используется в качестве примера, чтобы его страдания удерживали других от преступлений.
Устрашение отдельного лица. Внимание сосредоточено прежде всего на том эффекте, ко-торый наказание произведен на конкретного преступника. Предполагается, что в будущем он станет избегать поступков, которые влекут за собой наказание.
Перевоспитание. Сторонники этой концепции полагают, что поведение индивидов можно изменить, вовлекая их, даже помимо их воли, в разнообразные программы, имеющие целью перевоспитание преступников, обучение и возвращение их в общество.
Превентивные меры. Превентивные лишение прав и ограничение свободы применяется при опасности рецидива. Проблемы, возникающие при использовании этого подхода:
а) вероятность лишения свободы и тех, кто не собирается возвращаться к преступной жиз-ни; б) высокая стоимость наказания против еще не совершенного преступления; в) низкая эффективность, т.е. малое снижение уровня преступности при высоких расходах.
Воздаяние по заслугам. Справедливое возмездие предполагает вынесение четких, единооб-разных приговоров в зависимости от тяжести конкретного преступления, совершенного индивидом. При этом значительно ограничиваются права судебных властей, а обвиняемый и общественность получают возможность глубже осознать последствия преступного поведения.
Необходимо отметить, что ни один из этих принципов не ведет к радикальному снижению уровня преступности, поскольку на положение дел в пенитенциарной системе влияют и другие факторы.
В настоящее время в нашей стране разрабатывается переход пенитенциарной системы от карательно-репрессивного характера к системе, построенной на охраннозащитной концепции. Од-нако, как подчеркивается в специальной литературе, если исправительная система намерена отойти от свойственного ей в течение веков подхода, то ей необходимо признать ряд истин:
- Тюрьмы никогда не предотвращали преступлений и не обеспечивали серьезной защиты общества.
- Тюрьмы являются средством наказания.
- Тюрьмы требуют больших затрат, и поэтому в них должны содержаться только те, кому в наибольшей мере соответствует эта мера наказания.
- Тюрьма должна находиться в той местности, откуда в нее поступает контингент заклю-ченных.
- Поддерживаемый в тюрьмах уровень безопасности должен соответствовать действи-тельной необходимости.
- Размеры тюрем должны быть ограничены.
- В тюрьмах должен быть предусмотрен набор услуг, который отвечал бы конкретным потребностям заключенных.
- Программы коррекции поведения и соответствующие ресурсы должны быть на-правлены на искоренение преступности и изучение методов ее профилактики.
- Система уголовного судопроизводства должна использоваться только против лиц, представляющих опасность для окружающих.
- Преступление порождается местными условиями, и подходить к борьбе с ним следует с использованием местных возможностей.
- Необходимо искать, опробовать и использовать формы наказания, альтернативные лишению свободы.
- Требуется проводить большую исследовательскую работу для оценки эффективности всех программ.
Социальная работа является показателем гуманизации общественных отношений, тем бо-лее, если речь идет о людях, которым общественное мнение не всегда склонно дать шанс раскаяние и перевоспитание.
Современная российская пенитенциарная система — это места предварительного заклю-чения.:
— изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ). В них содержатся люди, подозревае-мые в совершении преступлений. Срок содержания — до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений — до 30 суток;
— следственные изоляторы (СИЗО), предназначенные для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу. Кроме того, в пределах 7% от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления.
Учреждения, исправляющие наказание:
— исправительно-трудовые колонии (ИТК) — основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы ИТК делятся на мужские (общего, строгого и особого, т.е. самого жесткого режима) и жен-ские (общего и строгого режима);
— воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершен-нолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет (иногда до 21 года). Существуют ВТК для мальчиков и девочек. ВТК для мальчиков имеют 2 вида режима — общий и усиленный. На усиленный режим переводятся несовершеннолетние, совершившие преступление либо неоднократ-ные грубые нарушения в ВТК общего режима;
— тюрьмы — учреждения с наиболее суровым режимом содержания. В тюрьмах установле-но два вида режима — общий и строгий — в пределах одного учреждения;
— исправительно-трудовые колонии — поселения — места исполнения более легкого наказа-ния, чем лишение свободы. Они делятся на три категории для осужденных за неосторожное преступ-ление; для лиц, осужденных за умышленные преступления и осужденных не более чем на 5 лет; для лиц твердо вставших на путь исправления и переведения из исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) общего и строгого режима.
В большинстве западных стран пенитенциарная система состоит из закрытых, полузакры-тых и открытых тюрем. При этом то, что у нас называется видом режима, предусмотрено в рамках одного учреждения, более того, мужчины и женщины отбывают наказание в изолированных секторах одного учреждения. Такая организация отбытия наказаний позволяет экономить на перевозках и не удалять осужденного слишком далеко от семьи и постоянного места жительства.