Клубная работа как метод социально-психологической помощи пожилым людям

Цель социального работника — помочь стареющим людям в их развитии. Важную роль в достижении целей социальной работы с пожилыми людьми играет клубная работа, получившая широкое распространение в деятельности центров социального обслуживания населения. Клубная работа рассматривается как один из методов социально-психологической помощи стареющим людям.

Клубы как своеобразное объединение людей с одинаковым положением, политическими или религиозными взглядами были известны давно, уже древним римлянам и грекам. Поначалу они были учреждениями исключительно мужскими, затем появились женские, для юношей и девушек. Модель клубной работы, распространенная по всему миру, имеет различные формы,

Клубы, специально организованные для пожилых людей начали появляться после второй мировой войны. В настоящее время они — в поиске наиболее приемлемых форм деятельности. В некоторых социальных службах таких клубов до 3 и более; “Интересных встреч”, “Любителей романсов”, «Просвещение», *»Любителей животных» и т.п. Задача клуба в целом — в удовлетворении разнообразных духовных потребностей его членов. Если здание ЦСО окружено территорией, пригодной для обработки, ее полезно использовать как место, где любители садоводства найдут применение своим способностям. На территории вокруг клуба можно разместить лавочки и столы под тентами. На самочувствие пожилых членов клуба могут оказать влияние такие факторы, как температура воздуха, сквозняки, шум. Хорошо, когда в клубе тепло, хорошая вентиляция, освещение, стены имеют светлые и теплые тона, что способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы.

Основнув мебель клуба составляют столы и стулья нормальной высоты. Наиболее частой ошибкой в оборудовании помещения является установка низких столиков и мягких кресел, с которых тpудно вставать. Наиболее подходящие — полумягкие стулья с удобными сиденьями и снабженные поручнями. В состав оборудования также входят шкафы для различных материалов, пластинки, книги, проектор, проигрыватель, настольные игры, стойка с ежедневной прессой.

По некоторым данным, оптимальное количество членов клуба 40 — 50 чел. Обычно часть членов клуба не приходят на отдельные встречи. В некоторых клубах имеются членские билеты, за участие в клубе платятся членские взносы, имеется свое название: «Отдохни минутку», «Золотая осень» и проч. Правление клуба состоит из 6-7 чел., избирается тайным голосованием, перевыборы — ежегодные. Иногда пожилые отказываются от такой формализации.

Хорошо работающий клуб старается наладить связь с местной общественностью путем различных форм сотрудничества. Свою общественную задачу он выполнит тогда, когда будет сотрудничать и создавать возможности установления контактов с другими организациями, клубами. Одновременно он может стать центром, где решаются различные вопросы, касающиеся пожилых людей. При этом достаточно эффективным может оказаться метод номинальных групп.

В реализации функций клуба важную роль играет программа занятий, соответственно спланированная и приспособленная потребностям стареющих людей. Наиболее популярные фррмы занятий — просветительские акции в виде сообщений, лекций, встреч с интересными людьми, коллективное чтение книг и журналов, организуются кружки по интересам: драмы, вокальной музыки, вязания и т.д. Большое внимание уделяется туризму, двигательной рекреации. Популярны автобусные экскурсии, в т.ч. оздоровительные, в сочетании со съемкой любительских фильмов, с неутомительными развлечениями. Иногда организуется отдых на дачах членов клуба.

В ряде клубов члены их уделяют много внимания взаимопомощи, для чего создается специальная секция социальной ломощи, задача которой выявление причин бедственного положение отдельных членов клуба. Устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях.

На наш взгляд, именно клубы пожилых людей могут стать эффективным средством возрождения групп самопомощи. Вовлечение пожилых людей в клубную деятельностью осуществляемую под воздействием социального работника, может принести бесспорно оздоровительный эффект: восстанавливаются навыки и интepес в процессе общения. Существенно, что в процессе взаимодействия создается своя социальная среда. У пожилых людей в результатe общения изменяются личностные установки, утверждается позиция оптимизма для себя и для других. Иначе говоря, в данном случае имеет место «эффект группы», описанный в теме «Метод групповой работы».

Однако далеко не каждый пожилой человек приходит в клуб и даже, прийдя в него, не всегда остается. Некоторые не в состоянии это сделать в силу того, что они нуждаются в надомном обслуживании. Основные задачи социального работника в работе этой группой пожилых людей заключаются в:

1) выявлении и учете одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.

2) установлении и поддержании связи с трудовым коллективом, где ранее работали ветераны войны и труда и инвалиды,

3) налаживании контактов с комитетами общества Красного Креста, Советами ветеранов войны и труда, др. общественными организациями для оказания шефской помощи одиноким пенсионерам.

4) содействии в оформлении необходимых документов при установлении опеки или попечительства, а также помещении в дома-интернаты или территориальные центры.

5) предоставлении разнообразных услуг социальными работниками одиноким пенсионерам (доставка на дом обедов, полуфабрикатов, сдача вещей в химчистку, стирку и т.п.).

6) выполнении просьб, связанных с перепиской с родственниками, друзьями, выполнение других разовых поручений.

7) организации погребения умерших одиноких пенсионеров.

В силу того, что первичным инструментом социального работника является он сам, исключительную роль в эффективной социальной работе с пожилыми людьми играет освоение этого “инструмента»: самообразование, самопознание, данный процесс обладает исключительным многообразием.

В связи с тем, что состояние эмоционально-психической сферы пожилых людей неустойчиво, отмечено слабостью и раздражительностью, большое значение имеет поведение социального работника в ходе их взаимодействия. На приеме необходимо держать себя уверенно, стул должен быть чуть выше, чем у клиента. Среди популярных методик саморегуляции и самовосстановления полезно пользоваться такими: если вы раздражены и вам хочется сорвать свой гнев на клиенте, попробуйте расслабить плечи и сделайте три глубоких медленных вдоха и выдоха, при этом сфокусируйте сознание на счете. Эта психотехника позволит справиться со своими эмоциональными состояниями.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *