Человек и социальная группа в системе социальных взаимодействий

Рассмотрение проблем места человека в системе социальных взаимодействий, как выявление одной из граней предмета социальной работы — это решение вопросов о том, каковы типовые способы, которыми люди устанавливают между собою самые разнообразные связи, как они поддерживают эти связи, каковы условия сохранения и поддержания этих связей, каким образом эти связи оказывают влияние на сохранение целостности социальной, системы, каким образом характер социальной системы оказывает воздействие на способы взаимодействия входящих в нее людей и, наконец, каким образом на эти системы можно оказывать социальное воздействие.

Наиболее полное определение социального взаимодействия было дано П. Сорокиным: «Явление взаимодействия на основания теории социальной работы

людей дано тогда, когда: а) психические переживания или б) внешние акты, либо в) либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов».

На этой основе можно классифицировать различные виды социального взаимодействия. Так, социальное взаимодействие можно типологизировать по следующим признакам. В зависимости от количества и качества индивидов, участвующих в процессе взаимодействия: а) взаимодействия, происходящие между двумя одиночными индивидами; б) между одиночным индивидом и группой; в) между двумя группами. В зависимости от характера актов (действий), совершаемых взаимодействующими субъектами: а) взаимодействия, зависимые от делания и неделания (воздержания и терпения): б) взаимодействие одностороннее и двустороннее; в) взаимодействие длительное и временное; г) взаимодействие антагонистическое и солидаристическое; д) взаимодействие шаблонное и нешаблонное; е) взаимодействие сознательное и бессознательное; ж) взаимодействие интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое.

И, наконец, типология взаимодействий в зависимости от проводников: а) формы взаимодействия в зависимости от природы проводников (звуковое, свето-цветовое, двигательно-мимическое, предметно-символическое, посредством химических реагентов, механическое, тепловое, электрическое); б) взаимодействие непосредственное и опосредованное.

Понятие социального взаимодействия является центральным в социальных науках и рассматривается на двух основных уровнях исследования — микро- и макроуровне. На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте; такое взаимодействие протекает, главным образом, в пределах малых групп. Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных социальных групп и структур.

Современные социологические теории трактуют социальное взаимодействие как теорию социального обмена (П. Влау), теорию конфликта (Р. Дарендорф), теорию рационального выбора и рационального поведения. Другой влиятельной теорией, ставящей своей целью дать объяснительное описание социального взаимодействия, является символический интеракциовазм (г. Блумер, Дж. Мид. Ч. Кули), При этом особое внимание уделяется анализу языка как главного символического посредника взаимодействия, Взаимодействие, таким образом, рассматривается как «непрерывный диалог Между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».

Следует упомянуть еще две влиятельные социологические концепции взаимодействия, Первая из них — этнометодология. Базовое предположение здесь состоит в том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру, в ротовом виде. Таким образом, этнометодология ставит своей целью исследование того, каким образом люди конструируют свой мир. Ее предметом выступают скрытые, Неосознаваемые механизмы социальной коммуникации между людьми. Автор еще одной концепции социального взаимодействия, Э. Гоффман назвал ее управлением впечатлениями. Основной интерес его исследований был связан с элементами скоротечных встреч, возможностям заложенными в моментальных столкновениях, т. е, с социологией повседневной жизни. Для того, чтобы изучить и понять порядок таких встреч, Гоффман использовал драму как аналогию для постановки социальных встреч, поэтому его концепцию называют иногда драматургическим подходом. Основная идея его состоит в том, что в прочее взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, следовательно, аналогичны театральным ролям. Таким образом, люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом служат их собственным целям.

Все отношения, возникающие между людьми в обществе, называют социальными, также присущими обществу Социальные отношения — специфические отношения между людьми, связанные с удовлетворением их потребностей в социальной сфере жизнедеятельности (общение, дружба, любовь, самоутверждение).

Обстоятельства повседневной жизни ежедневно сталкивают человека со многими другими людьми. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он вступает в различные взаимодействия.

Различают следующие виды взаимодействий: а) контакты — кратковременные связи (купля-продажа, обмен взглядами на улице, разговор попутчиков в автобусе); б) социальные действия — действия человека, который вступает в осознанные и рациональные связи и ориентируется на действия других людей, пытаясь достичь своих собственных целей. Таким образом, под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Принято также различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт: а) кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи; б) конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть; в) конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.

Отличительная черта взаимодействия, которая выделяет его просто от действия, — это обмен. Любое взаимодействие есть обмен.. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами.

Структура обмена достаточно проста: агенты обмена — два или более человека; процесс обмена — совершаемые по определенным правилам действия; правила обмена — устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты, предмет обмена товары, подарки, знаки внимания и т. п.; место обмена — заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

В общем виде социальное взаимодействие — сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. В социальном обмене — так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами — нет прямо пропорциональной зависимости.

Социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. На этом основана вторая типология социального взаимодействия по сферам жизнедеятельности:

  • экономическая сфера — где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;
  • профессиональная сфера — где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;
  • семейно-родственная сфера — где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;
  • демографическая сфера — контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность еще включается в понятие и межэтнического взаимодействия);
  • политическая сфера — где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т. д.;
  • религиозная сфера — контакты между представителями разных религий, одной религии, а также между верующими и неверующими, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;
  • территориально-поселенческая сфера — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Все многообразие видов социального взаимодействия и складывающихся на их базе социальных отношений принято делить на две сферы — первичную и вторичную. Первичная сфера — область личных отношений и взаимодействия, существующих в малых группах среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи. Вторичная — это область деловых, или формальных, отношений и взаимодействий в школе, магазине, театре, церкви, банке, на приеме у врача или юриста. Соответственно, отношения людей в этих сферах не похожи. Вторичные отношения — сфера социально-статусных отношений. Их еще называют формальными, безличными, анонимными.

Человек в системе социального взаимодействия — важная грань характеристики предмета теории социальной работы. Содержание социального взаимодействия определяется исходной проблемой в том виде, как она заявлена клиентом или обнаружена социальным работником. В связи с этим основная задача социального работника — это организация и структурирование ситуации взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь эффективных результатов социальной помощи.

Выделим следующие сущностные характеристики социального взаимодействия: а) обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями (уважение личности клиента, его самоопределение) — неотъемлемая часть позиции социального работника во взаимодействии, которая определяет все качественные характеристики взаимодействия; б) активное участие клиента в целеполагании, в определении желаемых результатов и задач совместной работы; в) сочетание эмоционального (установление атмосферы доверия, личностной безопасности) и рационального (поиск рациональных способов решения проблемы в вербальной форме и отслеживание процесса ее результата компонентов во взаимодействии; г) функционально-ролевой характер взаимодействия.

Социальное взаимодействие выступает как важный интегрирующий фактор образования малых социальных групп. Понятие «социальная группа» относится, в принципе, к любым общностям людей, в том числе и к достаточно большим. Наиболее общее определение социальных групп звучит следующим образом: «Это коллективы индивидов, которые взаимодействуют между собой и формируют социальные отношения». Другими словами, под социальной группой понимают любую совокупность индивидов, которые объединены общими интересами и, в силу этого, взаимодействуют между собою. Социологический словарь выделяет такие внешние отличительные черты любой социальной группы: 1) она развивается; 2) для нее характерен определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействия; 3) она имеет свою ролевую структуру.

Одним из основоположников теории малых групп был американский социолог и социальный психолог Ч. Кули. Он довольно широко применял в своих исследованиях метод органической аналогии и рассматривал общество, социальные группы и индивидов как единый живой организм. Кули считал, что связь между обществом в целом и входящими в его состав малыми группами осуществляется с помощью некого идеала «морального сообщества» — представления, доминирующего в обществе относительно самых общих вопросов социального изменения и развития.

Начиная с 20-х гг. прошлого века, исследование малых групп становится самостоятельным направлением макросоциологии и социальной психологии. Интерес социологов к малым группам исходил из того, что результаты этих исследований можно экстраполировать на все более крупные социальные общности.

Для теории социальной работы важен подход Р. Мертона, который определяет характеристики малых групп качественным и гораздо более обобщенным образом. Он полагает, что малой может считаться любая социальная группа, обладающая тремя свойствами: 1. Постоянство (регулярность) совместного пространственно-временного бытия. 2. Осознание всеми этими регулярно собирающимися вместе людьми своего членства в группе (самоидентификация). 3. Признание за этими людьми принадлежности к данной группе со стороны внешнего окружения (идентификация). Это своеобразное «влияние извне» заставляет группу сохранять свою целостность и еще более усиливает степень взаимодействия между ее членами.

В зависимости от цели исследования может существовать не одна, а несколько типологий. Так, если нас будет интересовать степень глубины межличностных отношений членов группы, степень эмоциональной близости между ними, мы будем подразделять группы на формальные и неформальные. Формальная группа структурирована, организована, в ней определены функции лидерства и подчинения. Что касается неформальной группы, то она образуется как результат личностной, эмоциональной предрасположенности друг к другу ее членов; формируется спонтанно (самопроизвольно), по инициативе составляющих ее индивидов.

Важным видом типологии является разделение малых групп на первичные и вторичные. Следует с самого начала подчеркнуть относительность такого разделения. Первичная группа — это малая группа, отличающаяся более (иногда даже — наиболее) высокой частотой и плотностью контактов между ее членами. Первичная группа чаще всего является составной частью другой малой группы, которая в этом случае выступает вторичной по отношению к первой. Если мы рассмотрим в качестве примера студенческую (академическую) группу, то она может считаться первичной по отношению к курсу (потоку), объединяющему несколько групп.

Очень часто для индивида первичная группа, к которой он принадлежит, выступает одной из важнейших референтных групп. Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном. Человек всегда — вольно или невольно — соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении. Референтной может быть и та группа, к которой индивид принадлежит в данный момент, и та группа, членом которой он был прежде, и та, к которой он хотел бы принадлежать. Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

Практически на протяжении всей жизни группы не прекращается групповая интеграция — процесс превращения группы в единое целое на основе взаимного приспособления, адаптации членов группы друг к другу. С самых первых дней совместного существования начинается структурирование — формирование внутренней структуры, с выделением лидеров и других статусных позиций и, соответственно, вырабатыванием рисунка ролей, соответствующих этим статусам.

Одновременно развивается система норм и ценностей, характерных для данной группы; иногда это сопровождается выработкой особых ритуалов, которыми сопровождаются совместные действия, совместное времяпрепровождение. Для того, чтобы поддерживать соблюдение этих норм и ценностей, на членов группы оказывается групповое давление. Оно осуществляется с помощью разнообразных групповых санкций, как позитивных, так и негативных. Крайними формами негативных санкций, применяемых к тем, кто не разделяет ценностей и н& выполняет норм (аутсайдерам), могут быть бойкот или даже остракизм (изгнание).

Важнейшим видом социального взаимодействия, осуществляемого в социальной группе, является формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества. Это процесс называется социализацией. Этот термин используется для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т. е. процесса, делающего возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Этот процесс концептуализируется двумя путями: 1) социализацию можно понимать как инернализацию социальных норм:

социальные нормы становятся обязательными для индивида в том смысле, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами

внешней регуляции и являются, таким образом, частью собственной индивидуальности личности. Благодаря этому индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде; 2) социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену своего собственного само-имиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они направляют свои действия в соответствии с ожиданиями других.

Социализацию принято разделять на три стадии: на первичной стадии (социализация младенца) главным агентом социализации выступает семья; вторичная стадия охватывает период получения формального образования;

и третья стадия — это социализация взрослого человека, его социальные роли, к которым первичная и вторичная социализации не могут подготовить их в полной мере (например, становление наемного работника, мужа, жены, родителя). Приобщение индивидуального интеллекта к социальному совершается в процессе социализации и является важной частью ее.

Одним из важных последствий социализации личности следует считать формирование социального характера. Под индивидуальным характером в социальной психологии именуют совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающую типичные для нее способы поведения. Индивидуальный характер складывается в процессе общения. А общение — одна из разновидностей социального взаимодействия. Стало быть, индивидуальный характер есть не что иное, как продукт социального взаимодействия. Кроме того, именно в контактах с другими людьми индивидуальный характер проявляется в наибольшей мере. Необходимо иметь представление о национальном характере. Процесс социализации каждого из нас испытывает на себе определенное давление социального окружения, связанное с господством традиций, обычаев, ритуалов, в которых проявляются особенности национальной культуры того общества, в котором мы живем. К такому выводу приходили многие этнографические исследования, выявившие, что различные люди, живущие в одном обществе и воспитывающиеся в условиях одной и той же культуры, обладают некоторой суммой одинаковых черт своего поведения.

Таким образом, в поведении каждого из нас в той или иной мере проявляются черты как индивидуальной, неповторимой личности, так и национального характера, общие для всех людей, разделяющих приверженность традициям, обычаям и нравам того народа, к которому мы принадлежим. Социальный характер — это система правил взаимодействия любого индивида со всеми другими членами своей и смежных групп. Характеристика того или иного социального характера связана с определением определенного типа социальной комфортности, социальной адаптированности, социальной конфликтности.

В понимании места человека и социальной группы в системе социальных взаимодействий для теории и практики социальной работы важным является осмысление отклоняющегося поведения и социального контроля. Само слово «девиация» — это русскоязычный перевод поздне-латинского deviatio, т. е. отклонение. Этот термин используется для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального. Девиантное, т. е. отклоняющееся от норм, поведение охватывает огромный спектр человеческих поступков. В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три степени его.

  1. Незначительные отступления от норм морали и этикета; мы будем называть такое поведение собственно девиантным.
  2. Нарушения норм права, но также не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением.
  3. Серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением. Понятие «делинквентное поведение» охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А в криминологии он определяется как типично молодежное (юношеское) правонарушение, что указывает на довольно высокий уровень подлежащих судебному или административному преследованию правонарушений, совершаемых молодыми людьми (чаще мужского пола) в возрасте между 12 и 20 годами.

В теории социальной работы принято следующее различие между собственно девиантным и делинквентным поведением: первое относительно, а второе — абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам данной страны.

Существуют различные концепции, объясняющие природу девиантного и деликвентного поведения. Так, Н. Смелзер в своем учебнике проводит краткий обзор самых разнообразных теорий объяснения девиантности поведения — от биологических, объясняющих отклонения генетически приобретенными качествами психики, до радикально-криминологических, трактующих девиацию как продукт противодействия отдельных социальных слоев господствующим нормам капиталистического общества.

Среди типов социального поведения необходимо выделять следующие: 1) Конформность, которая являет собою, по сути, единственный тип поведения, не являющийся девиантным. От степени распространенности его в обществе зависит социальный порядок — стабильность и устойчивость социального развития. 2) Инновация — это такая форма приспособления, которая возникает вследствие того, что индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, разделяет их. 3) Ритуализм. Этот тип отклоняющегося поведения, как определяет Мертон, предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей, большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены. Другими словами, в тех случаях, когда содержание цели и возможности ее достижения для данного социального фактора приходят в противоречие, он предпочитает безусловное соблюдение институциональных норм и отказывается от цели. 4) Ретритизм. Этот тип девиации можно было бы охарактеризовать как стремление к уходу от действительности, неприятие своего социального мира. Члены общества, обладающие такой ориентацией, не приемлют ни господствующих в сознании большинства социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди «не от мира сего» — отшельники, мечтатели, поэты. Чисто статистически число таких индивидов не может быть велико в любом обществе, оно просто не в состоянии вместить в себя достаточно много таких «странных» людей.

Для точного определения предмета теории и практики социальной работы важно осмысление «социального контроля». Этот термин был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Г. Тардом. Он рассматривал его как важнейшее средство исправления криминального поведения и возвращения преступника в «нормальное» общество. В дальнейшем Тард расширил понимание социального контроля до одного из важнейших факторов социализации. Наиболее развернутую теорию социального контроля разработали американские социологи Э. Росс и Р. Парк. Росс пытался найти и изучить способы достижения равновесия между обеспечением социальной стабильности, с одной стороны, и индивидуальной свободы — с другой.

Т. Парсонс в своей работе «Социальная система» определял социальный контроль как процесс, с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется девиантное поведение и тем самым поддерживается социальная стабильность. Он проанализировал три основных метода осуществления социального контроля:

  • Изоляция, суть которой заключается в том, чтобы поставить непроходимые перегородки между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.
  • Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.
  • Реабилитация, рассматриваемая как процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих ролей в обществе.

В типовую систему социального контроля входят восемь основных компонентов:

  1. Индивидуальные действия, которые проявляются в ходе активного взаимодействия индивида с окружающей его социальной средой, — это любые акты производительного, познавательного и приспособительного характера.
  2. Социальная шкала оценок, от объективного существования которой в обществе зависит реакция окружающей социальной среды на эти действия.
  3. Категоризация, выступающая результатом функционирования социальной шкалы оценок и отнесения того или иного индивидуального действия к определенной оценочной категории (в наиболее общем виде — социальное одобрение или социальное порицание).
  4. Характер общественного самосознания, от которого, в свою очередь, зависит категоризация любого индивидуального действия, — в том числе общественная самооценка и оценка социальной группой ситуации, в рамках которой она действует (социальная перцепция).
  5. Характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций, который непосредственно зависит от состояния общественного самосознания.
  6. Индивидуальная шкала оценок, которая выступает производной от внутренней системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида.
  7. Самокатегоризация индивида (принятие роли, самоидентификация, т. е. отождествление себя с определенной категорией лиц), которая является результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок.
  8. Характер индивидуального сознания, от которого зависит самокатегоризация индивида; от него зависит также и последующее действие индивида, которое будет реакцией на оценочное социальное действие.

Следовательно, важнейшим инструментом и оперативным средством осуществления социального контроля являются социальная санкция, требования социальных ролей, тема социальных санкций направлена на обеспечение надлежащего исполнения членами общества предписаний, связанных с их социальными ролями. Любой институт, помимо принципов, правил и норм, регулирующих ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, обычно включает в себя и те санкции, которые будут налагаться за неисполнение или нарушение этих правил на охватываемых институтом индивидов.

Таким образом, сущность социального контроля заключается в стремлении общества и различных составляющих его общностей укреплять конформизм своих членов, культивировать «социально желательные» формы поведения, воспрепятствовать девиантному поведению, а также возвратить девианта в русло соблюдения социальных норм.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *