Диалектика-материалистический (марксистский) подход
Марксистский подход основывается на посылках определенной общественной теории. Анализ позднекапиталистического общества проводится с помощью категорий, примененных К.Марксом в «Капитале».
Согласно диалектико-материалистической (марксистской) теории, общественная практика как специфический способ существования людей является источником возникновения проблем, а значит, исходным пунктом изысканий теоретического познания.
Сторонники этого подхода анализируют проблему под углом зрения категории бедности, используя двойственность понятия бедняк, который, с одной стороны, является общественным субъектом, частью общества, а с другой стороны, будучи объектом административно-правовых мероприятий, находится вне общества, не может функционировать как равноправный член общества. Бедность может трактоваться как неизбежное проявление буржуазного общества, общественного противоречия между процессом труда и его результатам. Теряя работу, рабочий становится бедняком, нищим, поэтому безработица и бедность могут быть объединены в одну проблему. Цель марксистского анализа бедности, а именно обоснование актуальности нищеты в понятии бедности как общественного субъекта, достигается через интеграцию бедняка как части рабочего класса, жертвы процесса обнищания, который может коснуться каждого рабочего. Конституирование бедности как центральной категории марксистской теории социальной работы дает обоснование политической социальной работы.
Анализ двух этих подходов к теории социальной работы показывает их альтернативность, которая ни в коей мере не может быть приведена к консенсусу.
Таким образом, развитие теории и практики социальной работы в последние десятилетия носило активный и многосторонний характер, и его тенденции в будущем неопределенны и противоречивы.
Общественно-политические дискуссии ведутся по следующим направлениям:
- общие вопросы, касающиеся общественной функции социальной работы. Они дискутируются в контексте различных общественных запросов, например критики политической экономии, материалистической философской общественной теории, модернисткой теории, обслуживающих теорий и т.д. При этом на первом плане стоят вопросы социальной работы как идеологии общества и отдается предпочтение аргументации структурно-категориальных образований;
- наряду с обсуждением общих проблем происходит их наполнение за счет вопросов, имеющих непосредственное отношение к отдельным адресным группам и рабочим полям, например, трудных подростков, наркологически зависимых, бездомных, преступности среди молодежи, семейного консультирования и воспитания в приютах. Далее эти рабочие вопросы разрабатываются в соответствии со своим предметом, на основании тех или иных проблемных, литературных и исследовательских традиций, чтобы завершиться достаточно конкретной методикой;
- эти непосредственно не соприкасающиеся между собой исследования, связанные с различными рабочими группами и рабочими полями, соотносятся с разнообразными системами разных дисциплин: политэкономии, теории государства, криминологии, психологии, психоанализа, педагогических наук, социологии и т.д. Однако, соприкасаясь с другими социальными и прикладными науками, они нередко теряют свои специфические черты и растворяются в них. Так, например, произошло с проблемами повседневного общения в учреждении, консультации или стационаре, поглощенными терапевтически ориентированными действенными концепциями.
Таким образом, теория социальной работы должна отражать в равной степени как общественно-теоретические основополагающие особенности своих действенных императивов, так и ситуацию клиента (адресата) в данных (конкретных) жизненных условиях. Исходя из этого она должна содержать теоретические аспекты своих институтов и специфических методик. И, наконец, теория социальной работы должна обладать своим собственным статусом и значимостью в общей системе сопоставимых с нею практических и научных дисциплин.
Теория социальной работы является социально-научной общественной и прикладной наукой, задачи, содержание и перспективы которой формируются в контексте развития практики социальной работы, в тесной связи с государственным социальным обеспечением и как выражение общественно-исторических структур и тенденций развития.
Ориентированная на эти задачи концепция теории социальной работы структурируется на основании двух подходов: исторического и системного.
Реализация данной концепции осложняется не только широтой поставленных вопросов и может разворачиваться не только в контексте различных общественно-теоретических подходов и их политико-практических интересов, но неизбежным представляется и то, что оценка исторической и современной ситуации приведет к развитию концепции теории социальной работы как предоставляющей услуги.
История и теория социальной работы в перспективе анализируется как один из инструментов современного общества для реализации задач образования, поддержки и помощи в условиях структурных общественных противоречий, включая противоречия между задачами социального государства и политически и экономически обусловленной структурой власти, между возможностями современной сферы социальных услуги связанной с ними опасностью отчуждения клиента (адресата) от реализации жизненных возможностей.