Технология примирения: возможности использования в предотвращении насилия в семье
В качестве примера разработки отдельного элемента комплексной технологии можно остановится на примирении жертвы и обидчика.
Сотрудники правоохранительных органов и кризисных центров часто сталкиваются с ситуацией, когда потерпевшие от насилия обращаются в милицию, а затем забирают заявление, которое являлось поводом для возбуждения уголовного дела. Но многие дела, связанные с насилием в семье, хотя и относятся к преступлениям небольшой тяжести, но не являются делами частного обвинения и не могут быть прекращены по желанию потерпевшего. Это, например, дела по ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) или ст. 133 (принуждение к действиям сексуального характера) УК РФ. По этим статьям Уголовно-процессуальный кодекс предлагает такой механизм прекращения уголовного дела, как примирение.
Что такое примирение в уголовно-правовом смысле? Примирение может произойти, когда вред, причиненный преступлением, заглажен и потерпевший напишет заявление с просьбой прекратить уголовное преследование, что и явится основанием для суда, прокурора или следователя с согласия прокурора для прекращения уголовного дела. Но ведь насилие в семье — это не единичный случай, это система, это воспроизводящийся цикл, это навык поведения. Обидчик приходит с цветами и извинениями, жертва пишет заявление, милиция дело закрывает… а затем цикл насилия возобновляется. Получается, что фактор уголовного преследования безразличен к социальным аспектам и сложной природе насилия, к тому, что реально происходит в семье.
В связи с этим мы предлагаем изменить конструкцию института примирения так, чтобы он вошел в арсенал средств социальной работы1. Это требует нового отношения к юристам. Последние теперь должны объединиться со специалистами по социальной работе, чтобы изменить юридическую форму и организационные аспекты этого института с целью сделать его удобным для ведения работы с социальной проблемой. Понятно, что нельзя обязать граждан пользоваться услугами социальных работников по примирению. Но если возникает фактор уголовного преследования, то такое средство для специалистов, работающих в кризисных центрах, должно быть.
В разработке этого элемента технологии будет полезен опыт зарубежных программ примирения жертвы и правонарушителя (Victim-Offender Reconciliation Programs), также известных как программы посредничества (Victim-Offender Mediation Programs)1990. Они включают в себя организацию встреч правонарушителя и жертвы лицом к лицу. Помощь опытного ведущего позволяет пройти этим встречам конструктивно.
В условиях подобных встреч насильник учится принимать на себя ответственность за свои действия. Жертва (которая обычно игнорируется уголовным правосудием) получает возможность «выговорить» свой страх или гнев, что необходимо для исцеления от травмы или шока. Правонарушитель отвечает за содеянное, заключая примирительный договор с жертвой, в котором обязуется возместить ущерб. Подобные договоры направлены на восстановление чувства справедливости; обычно они содержат обязательства выплатить денежную компенсацию (например, оплатить курс восстановительной психотерапии или лечение) и/или сделать какую-то работу для жертвы, участвовать в общественных работах, пройти специальный реабилитационный курс для лиц, совершающих насилие, или лечение от алкоголизма. За нарушение договора предусматривается серьезная ответственность.
В настоящее время существует около 300 подобных программ в США и Канаде, около 500 — в Англии, Германии, Скандинавии, Польше, Чехии, Австралии и Новой Зеландии. В Северной Америке статистика по программам примирения показывает, что около 2/3 случаев преступлений, по которым примирение допускается местными законами, разбирается на встречах между жертвой и правонарушителем; около 95% встреч приводит к подписанию примирительного договора; около 90% соглашений о возмещении ущерба выполняется в течение одного года. Для сравнения следует добавить, что величина возмещения ущербов, назначаемого судами Северной Америки, обычно не превышает 30%2.
Введение специально организованной процедуры примирения в случае насилия в семье сможет обеспечить:
1) материальные интересы потерпевшего, связанные с возмещением вреда, причиненного преступлением;
2) возложение персональной ответственности на правонарушителя в форме заключения и исполнения примирительного договора. В этом процессе могут участвовать различные государственные и общественные организации, в том числе кризисные центры;
3) социально-психологическую помощь потерпевшему и правонарушителю со стороны различных государственных и общественных организаций.
С точки зрения предотвращения насилия в семье один из самых важных результатов в примирении — достижение социально-психологического изменения участников и отношений между ними. В процессе встреч, создания и исполнения договора должны произойти устранение того преступного насилия в межчеловеческих отношениях, которое имело место, и открытие перспектив новых форм совместной жизни. В психологическом плане примирение — это не просто «замирение» или «смирение», оно направлено на изменение жизни в будущем.