Поддержка подростков в трудных ситуациях
Психологическая помощь детям и подросткам, подвергшимся сексуальному насилию.
Под сексуальным насилием понимается любой вид домогательств, выражаемых как в форме навязанных сексуальных прикосновений, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования или инцеста — сексуальных отношений с кровными родственниками).
Сексуальное насилие обычно включает в себя физическое и психологическое насилие и является особенно психотравматичным. Например, в случае семейного сексуального насилия, вследствие того, что родители имеют над своим ребенком контроль, то запугивание, явное или скрытое, является ведущим фактором воздействия.
У многих пострадавших от сексуального насилия развиваются ощущение беспомощности, предательства, социальная отверженность, чувство вины, неадекватная самооценка, тоска и депрессия, переживания ответственности за случившееся и стыда. Их мучают ночные кошмары и воспоминания о происшедшем. У них повышается раздражительность и вероятность психоэмоциональных срывов — вплоть до суицида. Такие состояния нередко усугубляются оскорблениями со стороны самых близких людей — родителей («проститутка», «мы тебя предупреждали» и т. п.).
Необходимо обращать внимание на синяки, ссадины, порезы и ожоги (особенно на лице, губах и руках), повреждения и переломы, происхождение которых неизвестно, непонятное повышение или понижение веса, необъяснимые страхи, растерянность, подавленность и удрученность, а также на боли при ходьбе и в сидячем положении и нежелание проходить осмотр у гинеколога (это может оказаться следствием сексуального насилия).
На наличие насилия в семье или плохой уход за ребенком могут также указывать агрессивное, раздражительное его поведение или поведение эротизированное. Отчужденность. Излишние уступчивость или осторожность. Проблемы с едой. Плохой сон. Недержание мочи. Головные боли или боли в животе непонятной этиологии или другие соматические жалобы.
Подвергающиеся физическому и особенно сексуальному насилию дети отстают в развитии, хуже учатся, у них мало или нет друзей. Ребенок боится прикосновений, не доверяет взрослым. Может совершать суицидные попытки, наносить себе повреждения, убегать из дома или бояться оставаться дома наедине с конкретным родственником. Нередко дети проицируют то, что с ними произошло или происходит в семье, в содержание своих игр, рисунков и рассказов.
Подростки, подвергшиеся сексуальному насилию, могут начать бродяжничать, использовать наркотики, вести беспорядочную половую жизнь, что часто приводит к заражению венерической болезнью или беременности. При этом они нередко обращаются ко взрослым со скрытым запросом типа «У меня есть друг/подруга, с которым произошло то-то и то-то… Что бы вы посоветовали сделать в такой ситуации? Куда можно обратиться за помощью?». В таком случае педагогу следует на некоторое время принять правила предложенной игры, постараться вызвать у подростка доверие и чувство психологической безопасности и оказать максимально возможную первичную психологическую поддержку.
На первоначальных этапах работы с ребенком важно оценить характер, контекст и степень тяжести насилия, последствия предания случившегося гласности, а также то, какое влияние оказало насилие на ребенка, его поведение и возможные суицидальные намерения.
Основная цель консультативной поддержки — стремление помочь пострадавшим от насилия преодолеть кризисную ситуацию и наделить их силой для дальнейшего существования. Очень важно (и это относится как к групповым, так и к индивидуальным видам психологической помощи) перевести подвергшегося насилию из роли «жертвы» в роль «уцелевшего» и преодолевшего случившееся, помочь пострадавшему избавиться от чувства стыда и вины.
Большое количество методов работы с пострадавшими от насилия подростками фокусируется непосредственно на переживаниях жертвы, на самой травме. Это позволяет подростку проговорить свои чувства и тем самым помешать им оказывать патогенное влияние на дальнейшее развитие личности.
С детьми, которые проявляют чрезмерную тревожность или избегают воспоминаний о ситуации насилия, процесс фокусирования на травме может начаться с непрямой дискуссии о насилии вообще, включая использование книг и других материалов о насилии, с вопроса о том, как другие дети, пострадавшие от насилия, могут чувствовать себя, или с беседы о косвенных проблемах, не фокусируя их на конкретной травме.
Независимо от того, стал ли подросток жертвой разового или систематического сексуального насилия, следует провести соответствующую беседу как с ним самим (объяснение случившегося, снятие чувства вины, рекомендации по тому, как надо реагировать на вопросы и комментарии любопытствующих и сочувствующих), так и с его ближайшим микросоциальным окружением — главным образом, с родителями и сверстниками.
Для того чтобы квалифицированно осуществлять психологическую помощь в случаях сексуального насилия, педагог-консультант:
- не должен быть отягощен собственными сексуальными проблемами;
- должен уметь свободно и открыто говорить о сексуальных проблемах, не употребляя обтекаемых выражений и правильно используя сексологическую терминологию, без вульгаризации или излишнего академизма;
- в некоторых случаях должен первым начать разговор о возможных сексуальных проблемах клиента, поскольку клиент может проявлять робость;
- обязан уметь распознавать сексуальную проблематику, когда клиент представляет ее в замаскированной форме;
- должен быть высококомпетентен в различных вопросах сексуальности человека, чтобы предоставить клиенту качественную информацию;
- должен иметь в виду при консультировании подростков, что их знания о сексуальности могут быть неполными и искаженными;
- должен понимать пределы своей компетенции и меру своей ответственности.
Понятно, что педагог, не имеющий специальной подготовки в области консультирования и психотерапии, может взять на себя лишь первичный уровень психологической поддержки. Однако он обязан знать, где — в каких учреждениях и у специалистов какого профиля — подросток может получить адекватную профессиональную помощь.
В случаях сексуального насилия обычно задействованы правоохранительные органы и юристы, медицинские работники, социальные работники и педагоги, психологи.
Помимо учреждений здравоохранения и правоохранительной системы, социальных служб, существуют государственные, благотворительные и религиозные организации, специализирующиеся по данной проблематике, — кризисные центры, социальные убежища, психолого-мсдико-социальные (ПМС) центры и реабилитационные центры, психологические консультации, телефоны доверия и др. В случае необходимости педагог-консультант должен помочь подростку и/или его семье связаться с требующимися учреждениями и специалистами.
Консультативная помощь в случае подростковой беременности
Девочки-подростки часто либо не замечают признаков беременности, либо не предпринимают никаких мер, если даже подозревают её у себя. Попутно отметим крайне интересный с психологической точки зрения факт: в таких ситуациях родители, даже имеющие медицинское образование, нередко как бы «не замечают» у дочери признаков беременности или интерпретируют видимую невооруженным глазом симптоматику в терминах какого-либо соматического заболевания.
В связи с этим первый шаг, который необходимо предпринять, — получение достоверного медицинского заключения о наличии беременности. В случае подтверждения данного факта у подростков обычно возникают такие чувства и состояния, как страх, стыд, растерянность, нередко — депрессия и суицидальные идеи или же надежда на «чудо». В такой ситуации очень важно оказать психологическую поддержку и помощь в выборе оптимального выхода из сложившейся ситуации. Вариантов не так уж и много: либо прерывание беременности, либо решение оставить ребенка и растить его самостоятельно, с помощью партнера и/или родителей. Помощь девочке-подростку должна состоять также в посредничестве педагога между ней и родителями, партнером и специалистами — медиками и психологами.
Ситуация незапланированной беременности является объективно очень трудной для разрешения. С одной стороны, всем известны негативные последствия абортов, особенно при первой беременности, да еще в раннем возрасте. С другой — в подавляющем большинстве случаев юное материнство и с физиологической, и с социально-психологической точки зрения не приносит ничего хорошего ни матери, ни ребенку.
Помимо естественного обращения в медицинские учреждения, девочке и ее семье следует порекомендовать воспользоваться услугами Центра планирования семьи, ПМС (психолого-медико-социального) центра, реабилитационного центра, Центра по работе с семьей и детьми, психологической консультации. В случае напряженной и опасной для ребенка обстановки в родительской семье необходимо связаться с другими родственниками девочки, с кризисным центром, социальным убежищем, правоохранительными органами и пр.
Психологическая помощь подросткам с аддиктивным поведением
Как показывает статистика, в настоящее время наблюдается резкий рост числа подростков с аддиктивным поведением, то есть характеризующихся табакокурением, злоупотреблением алкоголем, зависимостью от наркотических и токсических веществ.
Основная исходная причина его употребления подростками — подражание пьянству сверстников, родителей или других значимых взрослых. Кроме того, алкоголь снимает напряжение и неловкость, стеснительность, которые подростки могут испытывать в общении со сверстниками или взрослыми. Группу риска составляют дети из семей с пьющими взрослыми, многодетных семей или подростки с отклонениями в состоянии здоровья.
Наркотическая зависимость, лежащая в основе аддиктивного поведения, это постоянная потребность в употреблении наркотических или токсических веществ.
Консультативно-коррекционная работа с подростками с аддиктивным поведением в условиях школы включает в себя следующие компоненты:
- исчерпывающее информирование об особенностях действия на организм и психику алкоголя, токсических веществ, наркотиков и последствиях их употребления;
- обучение постановке жизненных целей, принятию решений и путям их реализации в контексте отказа от употребления алкоголя или наркотических веществ;
- определение ценностных ориентации, способных привести к принятию решения об отказе от употребления алкоголя/наркотиков;
- обучение технике управления поведением в стрессовой ситуации;
- обучение жизненным навыкам и повышение самоуважения. Это усиливает способность противостоять давлению микросреды в плане употребления алкоголя/наркотиков;
- публичное (перед сверстниками, классом, родителями или другими значимыми людьми) обязательство не употреблять алкоголь/наркотики;
- обучение поиску альтернатив употреблению алкоголя/наркотиков.
В процессе консультативного общения с подростком с аддиктивным поведением ему ненавязчиво, непрямолинейно внушается, что он психически болен, но характера и степени своей болезни не осознает. К подростку следует обращаться как к человеку, страдающему алкоголизмом/наркоманией. Предметом обсуждения становятся его личностные черты, представления о ценностях, причины возникновения стремления к употреблению алкоголя/наркотиков. Важно определить, что позитивного и негативного, с точки зрения самого подростка, приносит употребление алкоголя или наркотиков в его жизнь.
Желательный минимальный результат таких бесед — возникновение у подростка желания изменить свое поведение и избавиться от зависимости В этом случае педагог должен поддерживать контакт с семьей подростка, а также помочь ему и его семье взаимодействовать с учреждениями системы здравоохранения (наркологические диспансеры), органами социального обеспечения и психологическими службами (ПМС-центры, анонимные кабинеты доверия и специализированные телефоны доверия и др ) с целью создать для подростка ближайшие и перспективные возможности изменить в этом плане его жизнь
В настоящее время, помимо традиционного наркологического лечения, одной из самых распространенных и эффективных технологий работы с алкоголиками и наркоманами являются группы «АА» («Анонимные алкоголики»)
Помощь подростку с аддиктивным поведением должна обязательно включать в себя работу с его семьей. В зависимости от контекста внутрисемейных отношений, родители могут как способствовать преодолению ситуаций, которые ведут их ребенка к употреблению алкоголя и наркотиков, так и препятствовать этому процессу
Используя свои возможности, педагог должен выполнять координирующие, регулирующие, стимулирующие функции для организации благоприятного «социального пространства» вокруг учащегося, особенно если уже существуют какие-либо тревожащие факторы Круг лиц, который может оказать влияние в различных ситуациях, в том числе и в профилактическо-коррекционной работе, весьма широк. Контроль за психическим, физическим, социальным состоянием ребенка, стиль общения педагогов и родителей с детьми — все это может стать важным фактором по предупреждению и коррекции алкогольной и наркотической зависимости
Психологическая помощь подросткам, заразившимся ЗППП и инфицированным ВИЧ/СПИД
Как показывает статистика, рост в подростковой среде показателей ЗППП принимает эпидемический характер, а распространение наркомании неизбежно приводит к увеличению инфицированных ВИЧ/СПИД
Основная психосоциальная проблема для больных ЗППП и особенно инфицированных ВИЧ состоит в том, что могут выявиться особенности их поведения и образа жизни, которые они хотели бы скрыть (неразборчивость в половых связях, гомосексуальность, употребление наркотиков и пр ) Отсюда — страх утечки такого рода информации, а также опасения по поводу последствии заболевания, причем нередко появляются мысли о самоубийстве
Для первичной консультативной работы по проблеме ЗППП и ВИЧ/СПИД педагогу необходимо особое внимание уделить следующим этическим принципам
- соблюдение конфиденциальности (информация подобного рода не должна быть доступна для окружения, поскольку в таком случае она может принести вред как самому больному, так и его взаимоотношениям с окружающими) Такая информация может быть подвергнута профессиональной проверке, и в случае, если педагог убежден, что представленная информация несет вред жизни и безопасности подростка, она может быть доведена до сведения тех, кто по закону может разрешить возникшую проблему,
- толерантность в отношении к инфицированному учащемуся, понимание и принятие особенностей его поведения, восприятие заболевания как медицинской, а не нравственной проблемы.
Кроме того, педагог должен владеть определенными знаниями и умениями. В частности, иметь представление о течении болезни, уметь спокойно и открыто обсуждать интимные и «запретные» темы, предвидеть и помогать преодолевать дискриминирующее отношение социума, иметь информацию о доступных учреждениях медико-социально-психологической поддержки (кожно-венерологические диспансеры, ПМС-центры, анонимные кабинеты диагностики и консультирования, реабилитационные центры и др.).
Обязательным элементом психологической помощи подростку является работа с его микросоциальным окружением — семьей и сверстниками, а также с педагогическим коллективом школы.
Психологическая помощь подросткам с суицидальными намерениями
Суицидальное поведение (намерение или попытка добровольно уйти из жизни) считается следствием социально-психологической дезадаптации личности, возникающей под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе в результате социальной незащищенности и нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и средой. Поэтому во многом суицид расценивается как неадекватное средство разрешения жизненных коллизий (социальная сторона проблемы) и нежелательный способ выхода из психологического кризиса.
Исходя из этой двойственности, среди суицидальных мотивов различают две центральные группы: мотивы неблагополучия (одиночество, потеря смысла жизни, потеря близких людей) и мотивы конфликта, в который вовлечены, помимо суицидента, другие лица.
Мотивам неблагополучия чаще всего соответствуют суициды «монологического» характера, явившееся результатом размышлений о смысле жизни, в основе которых нет обращения к кому-либо и отсутствует расчет на то, чтобы таким образом изменить или добиться чего-либо от окружающих.
Мотивы конфликта чаще звучат в «диалогических» суицидах, адресованных какому-нибудь конкретному лицу или общественному мнению. Они обычно носят характер протеста, призыва о помощи, стремления избежания страдания.
В смысле прогноза «монологические» суициды более опасны, чем «диалогические». В первом случае человек сводит счеты с жизнью, поскольку не верит в то, что жизнь может улучшиться, и не склонен рассчитывать на чью-либо помощь. Во втором случае он сводит счеты с людьми, активно включен в жизнь и, как правило, более доступен для оказания ему психологической помощи.
Во многих странах в подростковом возрасте происходит «всплеск» суицидальных попыток (чаще всего — незавершенных суицидов), объясняемых, помимо вышеуказанных причин, так называемым «эффектом Вертера», то есть самоубийством под влиянием чьего-либо примера. Традиционно мальчики подросткового и юношеского возраста совершают самоубийства (обычно — «монологического» типа) существенно чаще девушек, в то время как последние гораздо чаще предпринимают демонстративные попытки самоубийства, то есть суициды «диалогического» характера.
К группам населения, характеризующимся высоким суицидальным риском, относят, в числе прочих, молодежь с нарушением межличностных отношений; «одиночек», злоупотребляющих алкоголем или наркотиками; людей, отличающихся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие, гомосексуалистов.
Индикаторами возможной суицидальной опасности являются:
- определенные поведенческие проявления: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, значительные изменения в поведении или личности человека, жалобы на «усталость от жизни» или «безвыходность ситуации», а также приготовления к последнему волеизъявлению;
- определенные психоэмоциональные состояния, такие, как депрессия, переживание безнадежности, беспомощности, отчаяния, одиночества, ненужности и социальной изолированности и пр.
Чтобы правильно понять причины суицидального поведения, необходимо в каждом конкретном случае ответить на два вопроса: «почему» человек совершил попытку или намеревается совершить суицидальное действие и «зачем» он это хочет сделать. Ответ на первый вопрос требует анализа объективных условий существования суицидента, его окружения. Ответ на второй вопрос должен объяснить, как сам суицидент оценивает сложившуюся ситуацию, как она выглядит в глазах окружающих и чего он хочет добиться в результате суицидальных угроз или в случае их реализации. Но всегда суицид — это прежде всего индивидуальная психологическая реакция, свидетельствующая о неспособности человека самостоятельно справиться с субъективно непереносимыми и непреодолимыми жизненными обстоятельствами.
Успешность консультативной помощи во многом зависит от качества взаимоотношений между педагогом и подростком-суицидентом. Свое позитивное заботливое отношение к нему педагог должен выражать не только словами, но и невербальной эмпатией. Для того, кто чувствует, что он бесполезен и не любим, забота и участие отзывчивого консультанта являются мощным ободряющим средством.
Из-за сильного чувства отчуждения подростки-суициденты бывают не настроены принимать советы консультанта. Гораздо больше они настроены на обсуждение своей боли, чувства безнадежности и потери смысла жизни. Если подросток страдает от депрессии, то консультант должен сделать все возможное для того, чтобы подросток выговорился. Это способствует разрядке трудно переносимого психического напряжения.
Понимание того, что у подростка существует суицидальная настроенность, может вызвать у педагога боязнь отвержения, нежелание работать с ним, переживание своего собственного бессилия или ненужности. Консультанту следует постараться не выражать потрясения суицидальными намерениями подростка и ни в коем случае не проявлять по этому поводу агрессию.
Хороший способ вмешаться в кризис — задать прямой вопрос о том, что подросток думает о самоубийстве. Если ему действительно приходят в голову идеи об уходе из жизни и на его пути оказывается кто-то (например, педагог), кому не безразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то это может дать подростку возможность разобраться в своих чувствах и принести облегчение.
Одна из важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь человеку определить источник его психологического дискомфорта. Отчаявшегося необходимо уверить в том, что он может говорить о своих чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить.
Если суть кризисной ситуации, характер связанных с ней мотивов и эмоций определены и сформулированы, то далее следует выяснить, как данный человек разрешал сходные ситуации в своем прошлом. Такой подход называется «оценкой средств, имеющихся для разрешения проблемы». Выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации и последующее совместное раскрытие способов разрешения настоящего конфликта будут способствовать решению проблемы. Следует попросить суидидента поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Нужно отметить признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о самом лучшем времени в жизни подростка, выяснить, что остается для него позитивно значимым в настоящее время, и в этом направлении действовать дальше.
Нельзя оставлять человека одного и без помощи в ситуации высокого суицидального риска. Для того чтобы показать подростку, что окружающие заботятся о нем, и создать у него чувство жизненной перспективы, консультант может заключить с подростком так называемый «суицидальный контракт». Это значит — попросить его хотя бы отсрочить принятое суицидальное решение и, если суицидальные идеи не исчезнут, обещать связаться с консультантом перед тем, как решиться на суицидальные действия в будущем. Это необходимо для того, чтобы выиграть время, которое иногда «лечит» само по себе, и сохранить возможность обсудить с подростком еще раз возможные альтернативы поведения, а также воздействовать на него через значимое микросоциальное окружение и специалистов. Такого рода соглашение может оказаться очень эффективным.
Очевидно, что такой серьезной и требующей специальных знаний и умений проблемой, как суицидальное поведение, должны заниматься профессионалы, главным образом психиатры, психотерапевты, психологи, социальные педагоги. Можно также воспользоваться «телефоном доверия» (в том числе специализированным), кабинетом анонимной психологической помощи и пр. Однако роль педагога-консультанта в данном случае очень важна и может стать в ряде случаев решающей.
Литература
1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. — М., 1996.
2. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
-М.,1994.
3. Гуманистический подход к охране здоровья / Отв. ред. Н. Берковитц. — М., 1998.
4. Каткова И. П., Лебединская О. И., Андрюшина Е. В Медико-социальные проблемы юного материнства (программа социальной работы с юными матерями). Центр общечеловеческих ценностей. — М., 1992.
5. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
6. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре / Пбд ред Л. С Алексеевой.— М.,1998.
7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.
8. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков.
-М., 1998.
9. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987
10. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Я. К. Асановой. — М., 1997.
11. Суицид. Хрестоматия по суицидологии. — Киев- А.Л.Д , 1996
12. Crompton М Children and Counselling. — Sevenoaks. Edward Arnold, 1992.
13. Doyle С. Helping Strategies for Child Sexual Abuse. — London: Whiting & Birch Ltd, 1995.
14. Land, H. (Ed ). AIDS: A Complete Guide to Psychosocial Intervention. — Milwaukee:
Family Service America, 1992.
15. Lewis J. A., Dana R.Q., Blevins G.A. Substance Abuse Counselling. — Pacific Grove: Brooks/Cole, 1994.
16. Palmer, Ted. The Re-Emergence of Correctional Intervention. — L • Sage Publ., 1992.
17. Thompson, Charles L. & Rudolph, Linda B. Counselling Children. — Belmont: Brooks/Cole, 1992.