Нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарной системе
Еще до революции некоторые представители пенитенциарной российской системы осознавали необходимость социальной работы с заключенными. «Люди, покидающие тюрьмы, возвращаются в общество» или окончательно больными и неспособными ни к какому труду, или же еще более развращенными, чем были при своем заключении. Тюрьма служит для них или физической заразой, или высшей школой всевозможной преступности»,- это высказывание, которому насчитывается 130 лет, принадлежит не педагогу и не правозащитнику, а первому начальнику Главного тюремного управления Российской империи М.Н.Галкину-Врасскому.
Однако российские тюремные реформы не получили развития, т.к. каждый новый реформатор начинал с нуля.
Социальная реформа в пенитенциарных учреждениях современной России только начинает складываться.
Во вновь принятом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1996 г. указываются три цели наказания:
— восстановление социальной справедливости;
— исправление осужденного;
— предупреждение совершения новых преступлений.
В 1995г. приказом МВД Российской Федерации были утверждены новые правила внут-реннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). В соответствии с этим документом права заключенных были значительно расширены, например, были отменены все ограничения по перепис-ке. Находящиеся в СИЗО получили также разрешение распоряжаться имуществом, участвовать в гражданско-правовых сделках (завещать, дарить, передавать имущество по доверенности и т.д.) и заключать браки. В СИЗО были введены платные услуги для заключенных с целью улучшения их бытовых условий. Новыми правилами заключенным разрешается участвовать в отправлении религиозных обрядов в специально оборудованных помещениях. Кроме Русской Православной церкви, в пенитенциарных учреждениях России активно действуют и представители других конфессий. Религиозная деятельность в пенитенциарных учреждениях представлена тремя формами: в виде культовой деятельности, духовно-просветительской работы, а также в форме психотерапевтической и психокоррекционной деятельности.
В соответствии с исправительно-трудовым законодательством в исправительно-трудовых колониях осуществляется всеобщее среднее образование осужденных из числа молодежи. В послед-нее время во многих ИТК открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и ве-черняя формы). Возможность получения образования имеет несомненную социальную значимость для заключенных:
— повышается социальный статус;
— препятствует интеллектуальной и культурной деградации, которой подвержены боль-шинство попавших в заключение;
— открывает возможность реализации внутренних потенциалов заключенных, спо-собствует развитию навыков прогнозирования собственного поведения;
— помогает выработать адекватную самооценку и т.д.
В нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждений пенитенциар-ной системы, нет упоминания о социальной работе как самостоятельном виде деятельности, а в штатном расписании не предусмотрена должность социального работника. Однако социальная рабо-та как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается специфическими чертами:
— она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;
— ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повы-шенной стрессогенностью;
— она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»;
— она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;
— она не прекращается с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;
— социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях.
В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жесткого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья и т.д.
Основными задачами социальных работников при работе с заключенными являются: при-ем и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденно-го, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобожде-нию и ресоциализации.
В частности, материальная поддержка, оказываемая семьей делает заключенного более не-зависимым от иных источников материальной поддержки, которые могут носить криминальный ха-рактер; предоставляется возможность даже откупиться от источника опасности.
Согласно исследованиям В.А.Елеонского, проведенным в конце 70-х гг. утрата свободы остро переживалась 80% осужденных, но на втором месте по остроте переживания оказался отрыв от семьи и родственников; среди лиц среднего возраста этот показатель был еще выше — 70%.
Основные трудности поддержания социально полезных связей таковы:
— в соответствии с семейным кодексом Российской Федерации брак с лицом, осужденным на срок свыше 3-х лет может быть расторгнут без его согласия путем подачи супругой (супругом) заявления в органы записи актов гражданского состояния;
— осужденные к лишению свободы на срок свыше шести месяцев в соответствии с п.8 ст.60 Жилищного кодекса РСФСР до июня 1995г. утрачивали право на жилплощадь. Более того, до 1990г. в крупных городах действовали паспортные правила, запрещавшие лицам, осужденным за тяжкие преступления или судимым неоднократно, после отбытия наказания вновь поселяться по прежнему месту жительства или в ближайших окрестностях этого города.