Структура безработицы по социальным группам
Структура безработицы по социальным группам
При выработке государственной политики занятости в России основным ориентиром служит показатель регистрируемой, или официальной, безработицы, существенно преуменьшающей её реальные масштабы. Использование показателя регистрируемой безработицы способствует поддержанию в общественном мнении иллюзии о невысокой цене реформ, что в свою очередь, позволяет проводить экономические реформы в отрыве от социальных, избегать крупных расходов на реорганизацию сложившейся системы помощи безработным, а также затягивает реформирование системы социальной защиты.
Между тем реальная ситуация не может не вызывать тревоги. По данным Росстатагентства, общая численность безработных возросла почти втрое, Таким образом, сегодня можно констатировать, что Россия перешла в категорию стран с кризисным уровнем безработицы.
Обострение проблемы безработицы выражается в: усилении её региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении продолжительности безработицы; расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным.
Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодёжи. По данным Госкомстата РФ, в 2004 г. 41 % обследованных в возрасте до 20 лет и 19 % в возрасте 20 — 24 года являлись безработными. При переходе к старшим возрастам уровень безработицы снижается. Высоки темпы роста безработицы среди лиц пенсионного возраста, которые значительно превышают соответствующий показатель для самой младшей возрастной группы: безработица среди лиц пенсионного возраста (60 — 72 года) возросла с 0,7 % в 1993г. до 6,9% в 2003г., т.е. в 9,9 раза, тогда как среди молодёжи (15-19 лет) — лишь в 6,6 раза. Наименьший прирост безработицы наблюдался в возрастной группе 20 — 29 лет — в 2,2 раза. Отсюда можно сделать вывод, что по темпам роста безработицы пенсионеры являются наиболее ущемлённой группой, наименее конкурентоспособной. Разумеется, трудовая активность «молодых» пенсионеров на порядок выше, чем престарелых. У этих различий есть свои основания. Например, большая доля молодёжи среди безработных обусловлена, с одной стороны разнообразными трудностями начала половой жизни, а с другой — тем, что из старших возрастных групп занятого населения происходит интенсивный отток работников не только в ряды безработных, но и на пенсию, в домашнее и подсобное хозяйство и т.д.
До сих пор широко распространено мнение, что у российской безработицы «женское лицо». При этом ссылаются на данные государственной отчётности служб занятости, в соответствии с которыми доля женщин среди зарегистрированных безработных на протяжении всего периода реформ преобладала (в 1997 г. — 56,8 %, в 1999 г. — 58,2 %, в 2003г. (68,2%). В действительности уровень безработицы среди женщин в среднем даже несколько ниже, чем у мужчин. Так, в 2001 г. её уровень среди мужчин составил 13,6 %, а среди женщин — 13,2 %. Только в младшей возрастной группе (15-19 лет) уровень безработицы у женщин выше, чем у мужчин.
Преимущественно «женскими» отраслями в России традиционно считаются здравоохранение и социальное обеспечение (81% занятых в 2003 г. женщины); образование (79%); культура и искусство (69%); торговля и общественное питание (62%); связь (62%); наука и научное обслуживание (50%). Большинство отраслей с высокой долей женской занятости, хотя и s к сфере высококвалифицированного труда, характеризуется низким уровнем его оплаты. Заработная плата в них составляет 57-62% средней заработной платы в экономике.
Несколько выше оплата женского труда в торговле и финансово-кредитной сфере. Однако из обеих отраслей женщины стали активно вытесняться мужчинами, а в последней, по данным Госкомстата РФ, работают только 2,2% всех женщин, занятых в экономике.
Если сокращение удельного веса женской занятости в торговле, управлении и финансово-кредитной сфере происходило на фоне абсолютного роста занятости и активного притока в эти отрасли мужчин, то в промышленности и сельском хозяйстве снижение доли женского труда явилось результатом общего спада производства и усиления дифференциации заработной платы, причём, как правило, не в пользу тех должностей, которые обычно занимают женщины. В данных отраслях произошло экономическое «выдавливание» менее конкурентоспособной либо менее квалифицированной рабочей силы, поскольку женщины, работающие в промышленности, — чаще всего, служащие низкой и средней квалификации.
Доля женского труда за годы реформ увеличилась только на транспорте, что обусловлено повышением мобильности части женской рабочей силы (женщин привлекли к традиционно «мужской» отрасли более высокие заработки). В то же время многие мужчины, работавшие ранее на предприятиях общественного транспорта, перешли на работу в частный сектор, освободив рабочие места для женщин.
Согласно обследованиям Госкомстата РФ, уровень безработицы заметно отличается в зависимости от образования. В меньшей степени страдают от безработицы лица, имеющие высшее и среднее специальное образование.
Среди лиц с высшим образованием уровень безработицы вырос с 4,3 % в до 5,7 % .; среди лиц со средним специальным образованием — с 7,3 % до 10,2 % соответственно. Наиболее высок уровень безработицы среди лиц с незаконченным высшим (10,4 % — 14,2 % ), неполным средним (11,3 % — 17,5 %) общим средним образованием (9,7% — 14,2%). В то же время значение фактора образования ниже, чем возраста.
Доли основных социально-профессиональных групп среди безработных распределялись следующим образом: специалистов — 19%, рабочих -65%. Отсюда следует вывод, что высококвалифицированному специалисту легче найти работу, чем работнику неквалифицированного труда.
По Волгоградской области за 2002 год в службу занятости обратилось 10,4 тысяч человек, и почти 40% от числа обратившихся составила молодёжь в возрасте от 16 до 29 лет. Всего в Волгоградской области численность молодёжи среди безработных составила 22,7%, или 598 тысяч человек. Это на 7 тысяч больше чем в 2001 году. Эти цифры говорят о том, что молодёжь испытывает проблемы с трудоустройством. Статистика показывает, что работодатель предпочитает видеть среди своих работников представителей среднего возраста.
В 2002году в Волгограде насчитывалось 4700 граждан, официально признанных безработными, и 13 тысяч вакансий. Причём из числа получающих пособие по безработице 30% составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. В целом о безработных можно сказать, что у них довольно высокий образовательный уровень. Он-то и порождает основную для них проблему: несоответствие между притязаниями гражданина и тем, что общество может реально предложить ему.
Задача поддержания безработицы на социально приемлемом уровне может быть решена лишь в том случае, если государственная политика будет исходить из реальных представлений о масштабах, структуре и остроте проблемы. Для этого необходимо опираться на данные не о регистрируемой безработице, предоставляемые государственной службой занятости и характеризующие главным образом успешность её работы, а об общей безработице, рассчитанные по методологии МОТ, в том числе в разрезе.
В современных условиях можно реализовать ряд мер социально-экономической политики, позволяющих снизить напряжённость на рынке труда и не требующих значительных расходов. К их числу прежде всего относятся проведение разумной, не ущемляющей интересы потребителя протекционистской политики в отношении отечественного товаропроизводителя; осуществление активной внешнеэкономической политики призванной стимулировать экспорт российских товаров при одновременном максимальном упрощении бюрократических процедур; содействие развитию мелкого, в том числе семейного, бизнеса. Наряду с этим необходимо проведение «точечной» инвестиционной политики, предполагающей аккумулирование средств лишь на нескольких важных направлениях. При выборе приоритетных «точек роста» делать упор на наиболее трудоёмкие отрасли, в первую очередь промышленность, промышленность строительных материалов, иные составляющие» машиностроения. Перспективно также восстановление пришедших в упадок традиционных производств, необходимых для обеспечения непрерывного технологического цикла и освобождения отечественных предприятий от поставок по импорту.
Политика адаптации безработных к рынку труда должна строиться с учетом специфики конкретных регионов с особым акцентом на территории, где проблема является наиболее острой. Для них нужно одновременно со стимулированием территориальной мобильности рабочей силы, облегчением миграции (в том числе путём развития транспортной предоставление льгот на проезд на работу из районов очаговой безработицы в соседние более благополучные районы) расширять источники финансирования программ содействия занятости, привлекая федерального и местных бюджетов, а также создавая благоприятные условия для российских и зарубежных инвесторов.