Безработные как социально-экономическое явление

1. Социально-экономические трудности занятости безработных.

Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) — явление свойственное определённой стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чём свидетельствует, в частности, опыт восточно-европейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.

Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рыночные отношения это один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги. Всё это не способствует всеобщей занятости населения.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение, прежде всего работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях экономики; повышение производительности труда также ведёт к уменьшению числа занятых; сокращению физического труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Всё это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от экономической системы.

2. Причины и виды безработицы.

Однако в переходный период на первый план выступают факторы иного порядка, которые обусловлены, как, например, ныне в России, уровнем и характером складывающихся рыночных отношений. Среди них приватизация, акционирование предприятий, аренда коммерческой недвижимости и т. д., ведущие к оптимизации численности занятых, а также ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий. В условиях системного кризиса в стране проблемы безработицы обостряются из-за ряда причин: падения производства (до 50% и более в разных отраслях); дестабилизации экономики (вследствие межнациональных конфликтов); в результате конверсии военного производства и сокращения вооружённых сил. Кроме того, к обострению ведёт социальная политика государства, защищающая интересы предпринимателей.

Для решения проблем безработицы важно определить её сущность и, знать её основные формы. Безработица понимается, как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятиями «занятость» и «занятый».

Выделяют различные виды и формы безработицы. К текучей безработице относят незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое (фрикционная незанятость). Структурную безработицу трактуют, как результат: дисбаланса спроса и предложения на рынке труда,

— изменений в технологиях,

— изменений в структуре конечного потребления на рынке труда,

— изменений в технологиях, изменений в структуре конечного потребления,

— особенностей географического размещения производств,

— технической отсталости ряда отраслей и производств и т. д..

Скрытая (латентная) безработица имеет место в России не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Это — избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям и т.д..

Массовая безработица означает состояние, когда большое число граждан, способных к труду, остаётся без работы.

Застойная форма безработицы характерна, как правило, для люмпенизированных слоев населения, т.е. людей, которые крайне нерегулярно работают.

Вопрос о численности безработных может быть довольно сложным. В разных странах эти цифры неодинаковы. Это объясняется различием трактовок понятия «безработный» официальными и неофициальными институтами общества. Официальные данные, как правило, занижены по сравнению с данными профсоюзов и других организаций. Это касается и России. Так, Законом Российской Федерации о занятости предусмотрено, что гражданин России может считаться безработным, если он потерял работу или не имеет доходов по причине невозможности получить постоянную работу в данной местности, зарегистрировался в службе занятости как способный и готовый трудиться и пройти переподготовку для этого, и действительно ищет работу.

Как показывают социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, «слабые» демографические группы (молодёжь, пожилые работники, женщины с детьми).

3. Государственная политика в области занятости населения.

В условиях формирования рыночной экономики государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров. В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:

-Содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке.

-Стимулирование образования гибкого рынка труда.

Законами и другими нормативными актами России предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство в соответствии с законами должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости.

Особое внимание государство должно уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка труда:

-молодёжи;

-женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;

-одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей;

-инвалидам;

-лицам предпенсионного возраста;

-беженцам, вынужденным переселенцам;

-лицам, освобождённым из исправительных, учреждений, а также длительное время не имеющим работы.

Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод её в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

В соответствии с указанным выше законом к числу занятых относятся граждане, работающие по найму или имеющие иную оплачиваемую работу: временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства; предприниматели, фермеры, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утверждённые на оплачиваемую должность; проходящие службу в Вооружённых Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения.

Занятость, — согласно указанному закону, — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству России и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). Такая трактовка занятости, в целом совпадает с перечнем лиц, определяемых в качестве занятых. В то же время вряд ли от этого легче тем, кого считают занятым по причине временного отсутствия, в связи с нетрудоспособностью, приостановкой производства.

Законодатель здесь преследовал, прежде всего, свои интересы, а не интересы граждан. Вместе с тем, приведённое толкование занятости имеет позитивное значение не только для решения проблем рынка труда вообще, но и для более адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования, как на федеральном, так и на местном уровнях.

Представляется социально-важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, учёбы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве. Важным направлением деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы является стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией. Значение данных шагов огромно, так как в условиях нынешнего состояния экономики в России пособие по безработице установлено в размере 70% от размера минимальной оплаты труда, а она из-за инфляции значительно ниже уровня бедности.

4. Последствия безработицы для общества.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий, увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д..

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую. Исследователями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, неустойчивое эмоциональное состояние.

Поэтому главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах 2-5%. Хотя и в этом случае общество несёт определённые потери: возрастает объём пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и т. д.. Однако массовая безработица (превосходит нормативную в 2-4 раза и более) может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях.

5. Деятельность социальных служб по защите безработных в России.

Ныне в России по официальным данным более 5 миллионов безработных, по другим источникам — от 10 до 15 миллионов. Это значительно превосходит нормативную безработицу.

Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы. Помимо отмеченных уже выше мер, (создание специализированных предприятий для отдельных категорий населения, использование надомных форм работы, укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя) практикуются и отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приёма отдельных категорий населения (молодёжи инвалидов и т. д.) на предприятиях.

Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложения и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин и молодёжи, других категорий граждан.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развёртывание профориентационной работы с молодёжью для подготовки её к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан.

У нас ещё слабо используется проведение общественных работ для безработных. Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной, профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах и так далее. Их финансируют предприятия, для которых выполняются эти работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х годов их не было), они становятся всё более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.

Служба занятости имеет разветвлённую сеть. Её возглавляет и организует Государственный комитет российской Федерации по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчинённые в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счёт средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 году, и соответствующими законами и нормативными актами России.

Центрами занятости всех уровней (типов) решаются следующие задачи:

— сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

— консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

— профессиональная ориентация всех групп населения;

— выплата пособий по временной незанятости;

— консультирование предпринимателей по вопросам занятости и использования трудовых ресурсов;

— оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

— организация переподготовки высвобождаемых из производства трудовых ресурсов.

Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб

занятости является также социально- психологическая работа с

клиентами.

Большое значение имеет трактовка понятия «безработные». Такая трактовка содержится в Законе Российской Федерации о занятости населения. В соответствии с законом, безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка работники, высвобожденные с предприятий, из учреждений и организаций в связи с ликвидацией, реорганизацией или сокращением численности их штата.

И работникам служб занятости и их клиентам необходимо хорошо знать некоторые принципиальные положения данного закона. Например, декларируемая в законе готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учётом стажа, навыков и стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определённое место работы.

Второе положение, с которым приходится постоянно сталкиваться работникам и клиентам служб занятости, связано с понятием «подходящая работа». Закон признаёт подходящей такую работу, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы, протекать в условиях, соответствующих правилам и нормам охраны труда.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее одиннадцати дней с момента предъявления ими соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации и среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

-не достигшие 16-ти летнего возраста;

-лица, кому назначена (в соответствии с законодательством) пенсия, исключая инвалидов 3 группы;

-отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;

-впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трёх месяцев.

6. Социально-психологическая работа в системе

службы занятости.

В современных условиях ситуация на рынке труда усложняется. Высвобождение большого числа работников, конверсия военно-промышленного комплекса, незащищённость выпускников учебных заведений выдвигают на первый план задачу оказания этим категориям населения социально-психологической помощи, с одной стороны, и их профессиональную ориентацию, с другой.

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости в России это содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учётом их личных интересов и потребностей рынка труда путём профессионального и информационного консультирования, а также психологической поддержки. Предусматривается оказание, как индивидуальной, так и групповой психологической поддержки.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определённые трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приёмы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в клубе поиска работы или занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширять информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Психологическая поддержка приобретает особенное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость., надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Информационная консультация — предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение.

Профессиональное консультирование — включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сфер деятельности, направлению профессионального обучения.

Благодаря переходу к рыночным отношениям, расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомлённости у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь человека при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них.

Консультант, помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности, которое соответствует его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идёт совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет её получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40-60 минут. Иногда одной встречи бывает недостаточно, и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель — дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует, что-то мешает принять клиенту решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность в себе, нерешительность и тому подобное), что выявляется путём личностной диагностики и использования различных методов.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методов определяются возможности, личностные качества, способности

безработного, которые затем соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определённым критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

Это трудоёмкое и сложное обследование требует большого объёма времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения (более эффективно используются средства фонда занятости, выделенные на обучение безработного). Для осуществления достоверной диагностики возможностей человека, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоустойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу имеются такие приборы, как «Фильтр», «Фотон», «Мультипсихомер».

Существует определённый перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу:

1- Неприятие статуса безработного («Почему я?»).

2- Потребность в поддержке, сочувствии.

3- Неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах.

4- Запрос на снятие напряжения и саморегуляцию.

5- Конфликтное поведение во время приёма.

6- Профессиональное самоопределение.

7- Расхождение запрашиваемой профессии со специальностью по диплому.

8- Выбор профиля переобучения.

9- Вопросы профессионального становления, карьеры.

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодёжи и учащихся выпускных классов школ.

На ярмарках бывают представлена информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приёма, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться».

Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряжённости, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *