Понятие психологической помощи и поддержки

В специальной психолого-педагогической литературе, начиная с французского просветителя Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), отрочество описывается как период тревог и конфликтов, время эмоциональных бурь. Действительно, помимо объективных трудностей взросления, из-за отсутствия жизненного опыта подростки нередко оказываются в трудных ситуациях и обстоятельствах, приводящих к стрессу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В такого рода ситуациях очень важным является правильное поведение людей, находящихся в микросоциальном окружении подростка. Учителя, имеющие частые контакты со школьниками, могут помочь подростку войти в нормальный ритм повседневной учебной деятельности, помочь родителям в определении симптомов и содержания стрессовой ситуации и оказании своевременной помощи. Хорошо, если педагог сам сможет оказать первичную психологическую поддержку, не отсылая сразу учащегося к специалисту, поскольку, во-первых, чем скорее получена помощь после травмирующего события, тем она более эффективна в снятии симптомов стрессового расстройства, во-вторых, встреча с «другим» специалистом при любом уровне взаимодействия с ним часто вызывает определенное напряжение подростка.

К основным задачам первичной поддержки относится следующее:

  • помочь подавленному сложившейся ситуацией ребенку/подростку сконцентрироваться на решении своей проблемы;
  • поддерживать контакт подростка с реальностью; не обещать того, что не может быть выполнено;
  • психологически «принять» подростка во взаимоотношениях, что позволит ему смягчиться, не защищаться против «плохих» чувств, снизить уровень критицизма в отношении себя, психическое перенапряжение, стыд по поводу сложившейся ситуации;
  • оценить (в рамках логической дискуссии) способность подростка рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, в симптомы физической болезни, в пессимизм и т. д.;
  • при необходимости демонстрировать подростку определенные образцы поведения в качестве примера устойчивости человека к стрессовой ситуации, самоконтроля, видения перспектив, логического анализа жизненных ситуаций. Это усиливает силу «Я» подростка, который может эти образцы усвоить и со временем использовать в своем поведении;
  • предоставлять подростку необходимую информацию, что повышает его мотивацию на решение проблемы, поскольку вселяет надежду, разделяет факты на те, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвращает необоснованные ожидания, что «все утрясется само собой»;
  • предоставлять советы и поддерживать собственные усилия подростка по сохранению контроля над ситуацией, уменьшать его сомнения и страх перед неизвестным, внушать надежду и способствовать активизации возможностей подростка к самоанализу и готовности к тому, чтобы справиться с ситуацией;
  • осуществлять защиту прав и интересов подростка, посредничество в переговорах с родителями, специалистами, организациями, оказывать помощь в получении доступа к необходимым социальным ресурсам и др.

Таким образом, педагог-консультант показывает подростку способы решения проблемы, снижает его тревожность и повышает уверенность в себе.

Для того чтобы оказать квалифицированную психологическую поддержку и помощь, традиционно обозначаемую как «психологическое консультирование», требуются знания о психологических особенностях возрастных периодов и основных различиях реакций детей и взрослых. Эти различия не всегда заметны, но имеют принципиальное значение и проявляют себя в том, какие именно проблемы оказываются значимыми для детей и как они реагируют на стрессовые ситуации.

Главная цель психологического консультирования состоит в том, чтобы способствовать личностному росту клиента в плане возникновения у него чувства перспективы, наделения/развития его способности анализировать и видеть жизненные ситуации в различных ракурсах, уметь разрабатывать различные стратегии поведения и осознанно им следовать.

Базовые принципы консультативной помощи — ориентация на нормы и ценности клиента, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, конфиденциальность или анонимность, разграничение личных и профессиональных отношений. Чрезвычайно важным является «принцип участия» — не навязывание клиенту готовых решений, а повышение его активности в процессе совместного с консультантом нахождения решения проблемы и в плане работы над собой.

Эффективность психологической помощи во многом зависит от таких личностных характеристик педагога-консультанта, как способность к эмоциональному проникновению в мир другого, к эмпатии (сопереживанию), к оказанию эмоциональной помощи и поддержки; высокая степень личной и социальной ответственности, сопряженной со стремлением брать ответственность на себя, высокий социальный интеллект, открытость, коммуникативность, стрессоустойчивость. Кроме того, одной из наиболее значимых характеристик — как общечеловеческих, так и профессиональных — считается толерантность (терпимость), то есть признание права на существование и приятие культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях и т. д. других людей.

Но первым нравственным основанием в фундаменте общей культуры педагога-консультанта должна быть идея о том, что никакие внешние обстоятельства и личные предубеждения не могут быть причиной отказа в помощи тому, кто в ней нуждается.

Консультирование детей имеет ряд уникальных черт. Прежде всего, ребенок остается зависим от родителей, к которым он к тому же обычно сильно эмоционально привязан. Сложные отношения ребенка и родителей окрашивают его отношения со взрослыми и могут представлять серьезную проблему при оказании помощи. Особенно велика возможность негативной ассоциации консультанта с родителями у детей с нарушениями развития и неблагоприятной семейной ситуацией.

Многие подростки, особенно неблагополучные, ориентированы на сверстников и порою сопротивляются контактам со взрослыми. Поэтому если консультант воспринимается как суррогат родителя, это может стать серьезным препятствием к эффективному взаимодействию.

Общие правила сохранения конфиденциальности в консультировании не могут применяться в неизменном виде к консультированию детей. В этом вопросе педагог-консультант неизбежно будет сталкиваться с проблемой: как определить границы информации, которая может быть сообщена родителям. Поскольку часть содержания бесед так или иначе подлежит разглашению, консультант должен сразу очертить подростку границы конфиденциальности. Однако в любом случае индивидуальная беседа должна проходить наедине и в отдельном помещении.

Еще одна характерная особенность консультирования детей состоит в том, что они часто сами не являются инициаторами обращения за помощью. Во-первых, они не обладают для этого достаточной независимостью, а во-вторых, поведение, послужившее причиной запроса, нередко является проблемой скорее для окружения, чем для самого ребенка. В отличие от взрослых, которым свойственно жаловаться на проблемы и искать пути к переменам, дети склонны принимать личные обстоятельства как должное и даже обвинять себя в происходящем.

Некоторые аспекты детства представляют благоприятные возможности для оказания помощи. Дети недостаточно хорошо умеют контролировать свое поведение и поэтому в их реакциях сохраняется большая доля спонтанности и отсутствие тенденции к рационализации своего поведения. Это позволяет консультанту довольно быстро получить адекватное представление о происходящем. С другой стороны, следует иметь в виду, что дети, будучи по природе более правдивыми, чем взрослые, не всегда верно представляют картину своей ситуации и своих чувств. Они могут неосознанно манипулировать взрослым, чтобы побудить его занять их сторону.

При консультировании детей нужно также учитывать следующие их особенности:

  1. Ребенок может недостаточно хорошо уметь устанавливать отношения внутри социальной группы сверстников, находить и сохранять друзей. Дети склонны скорее говорить о поведении других, чем о своем.
  2. Дети зависят от заботы и покровительства родителей. Роли, выполняемые ими в семье, свидетельствуют о том, в какой степени ребенок является (или ему позволяется быть) зависимым либо самостоятельным. Консультант должен быть терпимым к позиции родителей, готовить ребенка к внутрисемейному сотрудничеству и учитывать при этом культурные особенности семьи.
  3. Особенности коммуникации: а) родители, имеющие проблемы, не дают детям разрешения на выражение негативных эмоций или любопытства, блокируя формирование способности к выражению своей позиции и принятию чужой; б) дети не всегда могут передать сложные чувства, обсуждать общие, абстрактные вопросы или говорить на определенные темы (табуированные или психотравмирующие), поэтому педагог-консультант может предлагать для их описания альтернативные варианты с выбором и должен осторожно подбирать слова, чтобы они соответствовали словарному запасу подростка.
  4. Самолюбие и самооценка: в контактах с другими, детям необходимо чувствовать позитивное отношение к себе и своим способностям. Защитной реакцией может быть отрицание собственной слабости, обвинение других или обстоятельств. Консультанту не следует ставить ребенка в позицию, из которой не будет безопасного для его самолюбия пути к отступлению. С другой стороны, консультант должен подводить подростка к принятию ответственности за свои действия.
  5. Ребенок не всегда понимает, каким образом его поведение влияет на жизнь окружающих, а также его самого в долгосрочной перспективе. Необходимо стремиться поддерживать связь ребенка с социальной реальностью и показать, что не существует простых решений для сложных проблем. Границы между реальностью и фантазиями у детей нередко размыты, чувство времени недостаточно развито, а сам рассказ часто непоследователен и неструктурирован. Проводя беседу с ребенком, можно применить традиционный подход «воронка», то есть начать беседу с общих открытых вопросов с последующим сужением фокуса или же начать со специальных вопросов, оставляя при этом место выбору. Ребенку проще отвечать на короткие конкретные вопросы о произошедших событиях. Следует избегать тонкостей, непрямых и противоречивых высказываний.

Большое значение имеет то, как консультант ведет разговор. Не нужно пытаться подстраиваться под детскую речь — говорить слишком громко или слащавым голосом. Не следует избегать или сглаживать разговор на те темы, которые, по его мнению, могут принести ребенку боль, так как в этом случае он лишает ребенка возможности иметь дело с проблемами, значимыми для него.

При консультировании детей необходимо учитывать и то, что детям сложно сохранять фиксированное внимание и контроль за поведением длительное время, особенно при наличии эмоциональных расстройств. Поэтому необходима частая смена видов деятельности, терпение со стороны консультанта.

Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, должна параллельно со школой осуществляться в семье Характер такой поддержки часто должен быть подсказан педагогом. Родители должны:

  • объяснять ребенку то, что произошло, в доступной для него форме;
  • помочь высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок;
  • дать понять ребенку, что переживание, слезы и т. д. по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям;
  • дать время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко определить свое отношение и высказать свои чувства. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности могут помочь в преодолении стрессового состояния;
  • если ребенок испытывает страх, показать ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе;
  • если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позволить ребенку, например, спать с включенным светом;
  • объяснить ребенку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки, заблуждения и пр., которых следует избегать в дальнейшем;
  • не критиковать проявления регрессии, то есть поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития;
  • позволять ребенку выражать любые свои эмоции и не ждать от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным;
  • дать возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью — в частности, предоставить ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т. д. Нужно отметить, что для того, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, родители должны быть достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они ни были.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *