Кризисные центры для женщин в российских регионах
Кризисные центры предоставляют помощь в различных формах. Одна из них — телефонная линия доверия. Цель телефонного контакта — выслушать, понять проблему, поддержать пострадавших, определить вид необходимой помощи и организовать, если надо, консультацию. По телефону доверия можно получить подробные сведения о месте и режиме работы специалистов и другие данные. Линия доверия имеет большое эмоциональное значение, поэтому предварительно все сотрудницы должны пройти подготовку по принципам консультирования, а также изучить проблему, по которой работает центр ( например, насилие в семье, сексуальное насилие, насилие в отношении детей и т.д.).
Вторая форма работы кризисного центра — очное консультирование специалистами в конкретной области (психологами, врачами, педагогами, юристами). Третья форма — групповые занятия (психотерапия) и группы взаимной поддержки.
Существует и такая форма помощи, как «шелтеры» — широкая сеть специальных убежищ для пострадавших от насилия в семье. Здесь, если в семье создалась нетерпимая ситуация, женщина может укрыться вместе с детьми. Например, в США деятельность «шелтеров» — одна из самостоятельных специализированных программ помощи жертвам насилия. Как правило, это далеко отстоящие от центра города небольшие уютные здания, адрес которых держится в секрете. Режим здесь свободный, некоторые женщины даже продолжают работать в период пребывания в «шелте-ре». Все построено на принципах самообслуживания; женщины обеспечены бесплатным питанием и медицинской помощью. Средняя наполняемость «шелтеров» составляет 30—50 человек, а продолжительность пребывания в них — от 2 до 5 недель. Одна из главных задач сотрудников служб помощи потерпевшим — психологическая реабилитация и правовая помощь; здесь подробно разъясняются права женщины и ребенка, а в случаях неизбежности развода оказывается практическая помощь.
Движение за создание муниципальных и общественных кризисных центров сегодня развернулось в различных регионах Российской Федерации. Кризисные центры действуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Астрахани, Арзамасе, Барнауле, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Лангепасе (Тюменская область), Мурманске, Нижнем Тагиле, Нижнем Новгороде, Новгороде, Петрозаводске и Подмосковье.
Региональные кризисные центры своим опытом доказывают необходимость создания специальных центров по всей стране, их эффективность при оказании помощи попавшим в беду.
Муниципальные организации. Кризисная служба помощи женщинам, г. Лангепас Тюменской области
Инициатива создания этой службы принадлежала администрации города, от имени которой выступало муниципальное учреждение «Центр по проблемам семьи». Финансирование ее осуществляется городским бюджетом. Несколько лет назад 35-тысячный город нефтяников, где в основном живут молодые семьи, приехавшие на заработки, потрясли жестокие преступления, совершенные мужьями в отношении своих жен. В одном случае муж повесил жену, к которой постоянно применял психическое и физическое насилие. В другом случае муж застрелил жену на глазах детей, расчленил ее труп и заставил детей (старшему было 12 лет) помогать прятать останки по трубам и канавам. С крыши девятого этажа жилого дома бросилась молодая женщина, не знавшая, как прекратить побои и угрозы в семье.
Сведения, полученные в органах внутренних дел г. Лангепаса, показали, что каждый день три-четыре женщины обязательно обращаются в милицию с просьбой защитить их от домашнего насилия. Кроме того, социальные службы обладали достаточной информацией о том, что в городе имеются неблагополучные семьи, где женщины с детьми часто подвергаются насилию со стороны мужей, есть семьи, где не складываются взаимоотношения между мужем и женой, детьми и стариками-родителями.
Благодаря инициативе снизу и отзывчивости мэра в 1997 г. в Лангепасе был создан муниципальный Кризисный центр. Он включает в себя две службы — телефон доверия и убежище для женщин, переживших домашнее насилие. В убежище (это уютная пятикомнатная квартира, адрес которой не сообщается в целях безопасности жертв насилия и персонала приюта) одновременно могут укрыться от семейных невзгод семь человек. Женщинам здесь созданы все необходимые для проживания условия. Им ежедневно выдаются продуктовые наборы, имеется прекрасно оборудованная кухня, где при желании всегда можно что-то приготовить самим.
Максимальный срок пребывания был увеличен с семи дней до четырнадцати, так как одной недели для решения конфликта явно не достаточно. В некоторых случаях срок пребывания может быть продлен. Например, пожилая женщина, от которой отказались дети, находилась в Центре до определения ее в дом престарелых. Сутки женщина может находится в убежище анонимно. При желании остаться на более длительный срок она обязана сообщить о себе сведения, удостоверяющие ее личность и причину, по которой она не может находиться в семье.
Одним из направлений работы Кризисного центра является подготовка и распространение брошюр «Личная безопасность женщин и девушек». Специально для проведения лекций в органах внутренних дел сотрудники Центра составили памятку для милиционера «Что делать, если к Вам обратилась женщина, пережившая насилие».
Основную помощь женщинам оказывают социальные работники и психологи Кризисного центра. Иногда при необходимости привлекаются работники здравоохранения, образования и сотрудники органов внутренних дел. Существенным недостатком в работе Центра, по мнению его заведующей Ирины Александровны Миланович, является отсутствие юриста и невозможность оказания квалифицированной юридической помощи. Следующим шагом в совершенствовании деятельности Кризисного центра будет привлечение юристов и создание в нем специализированной бесплатной юридической консультации.
Приведем статистику обращений за помощью в Кризисную службу г. Лангепаса за девять месяцев 1997 г. Всего обратилось 136 человек (на 35 000 жителей), из них 74% — женщины и дети, 26% — подростки. (Два раза в центр обращались мужчины, которым в меру сил и возможностей была оказана помощь, но эти сведения не были включены в статистику.) Обращения по поводу физического насилия составили 24%, сексуального насилия — 2%, экономического насилия — 21%, психического насилия — 53%. При этом 68% обращений последовало сразу после совершения насилия. Насильниками являлись: чужие люди — в 11% случаев, знакомые — в 19%, родственники — в 70% случаев. Насильственные действия совершались постоянно в течение длительного времени в 76% случаев. Характер наносимых травм: психические травмы — 78%, физические повреждения — 22%. В органы внутренних дел официально обратились 14% женщин. Довели же дело до суда 3% женщин (не учитывая случаев убийства и тяжких телесных повреждений). Поддержку жертвам оказывали: родственники — 11 % случаев, друзья, общественные и государственные организации — в 60% случаев. Время, проведенное в убежище: одни сутки — 41% обратившихся, 7 дней — 27%, 14 дней — 20%, более 14 дней — 12% обратившихся.
Не проводя глубокого анализа этих статистических данных, можно сразу сказать:
— чаще всего насильственные действия применяются по отношению к женщинам и детям;
— наиболее распространенными являются психическое и физическое насилие;
— чаще всего насильниками выступают родственники, а не чужие люди, т. е. насилие происходит в семье;
— в подавляющем большинстве случаев насилие не единичный акт, а повторяющееся явление;
— женщины, как правило, не обращаются в милицию, а ищут поддержку и помощь у друзей (но не родственников) или в специальных организациях;
— оптимальный срок пребывания в убежище, как правило, колеблется от 7 до 14 дней.
Небольшой, но показательный пример деятельности Кризисного центра в Лангепасе дает значительную информацию о распространении такого явления, как насилие в семье, и позволяет, уже опираясь на факты, подтвердить тезис о том, что насилие в семье не миф, а реальность, и что это социальная проблема, требующая немедленного реагирования со стороны государственных и общественных организаций.