Технологии и процедуры диагностики и прогнозирования социальных процессов
Достижения научно-технического прогресса, развитие современных информационных технологии, средств связи и коммуникаций открыли новые пути более эффективного и целенаправленного воздействия на все сферы общественной жизнедеятельности, в том числе и на управление социальной сферой.
В настоящее время органы управления социальной сферой, функционирующие на разных организационных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный), лишены, в сущности, целостного информационного пространства, базирующегося на единых методах и технологиях анализа, диагностики и прогнозирования социальных процессов. Информация, характеризующая доходы, уровень и качество жизни, здоровье, образование, трудозанятость различных групп и слоев населения, вопросы экологии, личной безопасности и т.д., рассредоточена по различным ведомствам. Все это крайне затрудняет деятельность органов социального управления как на стадии обоснования и подготовки ими управленческих решений, так и в организации их осуществления, контроле исполнения.
Традиционно информацинное обеспечение социального управления регионом базировалось на статистической информации, которая включала основные демографические и социально-экономические показатели, характеризующие объект и субъект социального управления. Эти данные собирались, накапливались и обобщались в соответствии со стандартными табличными формами Госкомстатом СССР.
В настоящее время остро стоит задача перехода к новой технологии обработки статистической информации, обеспечивающей повышение оперативности сбора, обработки и анализа статистических данных, ускорение представления руководящим органам комплексных статистических материалов об экономическом и социальном положении в целом по стране и на местах. Так, в системе социальной защиты населения находится на этапе внедрения отраслевая автоматизированная система обработки информации (ОАСОИ) «Защита», призванная аккумулировать всю социально-значимую информацию. поступающую непосредственно от органов социальной защиты, а также по каналам связи от Госкомстата, служб (центров) занятости, комитетов по миграции, органов МВД и других служебных источников.
В информационном обеспечении системы государственного управления социальными процессами важное место занимает диагностика социальной безопасности. Она осуществляется с помощью специально разработанных алгоритмов (программ), позволяющих производить с помощью интегрированных экспертных оценок сравнительный анализ реальных и нормативных социальных показателей.
Эти алгоритмы основываются на сопоставлении соответствующих показателей из реальной и нормативной баз данных и осуществлении их попарного количественного и качественного сравнения. В некоторых случаях это сравнение предваряют расчеты аналитических интегрированных показателей, которые впоследствии и подлежат сопоставлению с нормативными критериями. По результатам диагностики осуществляется разбиение всей социальной общности на отдельные социальные группы, каждая из которых относится к определенному уровню социальной безопасности. Затем проводится углубленный диагностический анализ информации, характеризующей каждую из групп в отдельности. Алгоритм такого анализа совпадает с ранее описанным, но в нем используются уже другие нормативные показатели. Цель такого исследования состоит в дальнейшей дифференциации социальных общностей для выявления в них тех слоев и групп населения, которые характеризуются экстремальным отклонением реального значения того или иного показателя от допустимой нормы.
Другое направление социальной диагностики — анализ динамического ряда социальных показателей с целью исследования тенденций развития социальных процессов в рамках определенного времени. Создание в системе мониторинга архива информационных баз данных позволяет определять динамику изменения социально-значимых показателей. А следовательно, и оценивать основные тенденции изменения как структурных характеристик объекта социального управления, так и показателей, отображающих субъект управления.
Рассмотрим, более подробно, как осуществляется диагностический анализ по некоторым основным группам показателей мониторинга.
Диагностика социально-демографического потенциала населения региона осуществляется путем сопоставления таких социально-значимых показателей, как общие коэффициенты рождаемости и смертности, коэффициенты брачности и разводимости и т.д. Очевидно, что отрицательная динамика показателя естественного прироста населения, свидетельствующего о превышении смертности над рождаемостью или разводимости над брачностью, сигнализирует о социальном неблагополучии общества.
Возрастание с течением времени такого показателя, как уровень младенческой смертности, свидетельствует о неблагополучии не только общего состояния здравоохранения в регионе, но и здоровья населения в целом. Диагностический анализ показателей численности детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, включая удельный вес лиц, впервые признанных инвалидами, служит для исследования уровня инвалидизации общества.
Другое направление социально-демографической диагностики состоит в сравнении реальных данных с пороговыми значениями основных показателей воспроизводства населения, .Эти пороговые значения определяются экспертными оценками, полученными в результате регулярных опросов специалистов.
Диагностика трудозанятости и безработицы населения региона осуществляется путем сопоставления показателей, отражающих численность экономически активного населения, реально занятого во всех отраслях производства и на предприятиях разных форм, собственности. При этом учитывается характер труда, уровень квалификации работников и т.д.
Для исследования такого негативного социального явления, как безработица, целесообразно использовать динамический ряд, характеризующий общую численность безработных или показатели уровня безработицы за определенный промежуток времени. Применяются и многие другие показатели, отражающие динамику замещения вакансий, высвобождения работников, процессы переквалификации кадров и т.д.
Эффективность социального управления в области труда и занятости оценивается путем диагностического исследования показателей численности вновь трудоустроенных или прошедших переобучение в сопоставлении с численностью безработных и желающих пройти переобучение. Используются также более широкие показатели общего воспроизводства рабочей силы в регионе, движения рабочей силы по территориям и отраслям производства, текучести кадров и др.
Наиболее полно и разнообразно может быть представлена диагностика социально-экономического потенциала населения региона. Для этого исследования используются следующие нормативные показатели: пороги бедности, нищеты, среднего достатка, обеспеченности. Порог бедности определяется бюджетом прожиточного минимума (стоимостной оценкой натурального набора прожиточного минимума с включением расходов на налоги и другие обязательные платежи). Порогом нищеты является такой доход семьи, при котором возможно только лишь приобретение минимальной продовольственной корзины. Порог среднего достатка вычисляется как стоимостное выражение потребительской корзинки из более широкого набора продуктов питания и расходов на приобретение непродовольственных товаров, услуг, удовлетворения культурно-духовных потребностей. Порог обеспеченности (исходя из опыта эмпирических исследований) определяется умножением стоимостного выражения бюджета прожиточного минимума в несколько раз.
Диагностика может осуществляться путем сопоставления среднедушевого дохода и стоимостного выражения величины прожиточного минимума.
Целесообразно использовать относительные коэффициенты превышения показателей реальных доходов населения (среднедушевые денежные доходы, средний размер пенсии, среднемесячная заработная плата) над прожиточным минимумом. Рассчитывается этот показатель как процент отношения разницы между показателем реальных доходов и прожиточным минимумом к прожиточному минимуму:
К=[(реал. доход – прож. минимум)/прож. минимум]*100%
Подобный относительный показатель наиболее точно позволяет оценить, как реальные доходы соотносятся с порогом бедности
Очевидно, что аналогичным образом можно рассчитать и относительные коэффициенты, позволяющие оценить соотношение уровня реальных доходов и порогов нищеты, среднего достатка, обеспеченности.
Кроме того, для оценки уровня социальной дифференциации и материального неравенства населения осуществляется расчет соотношения доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (так называемый децильный коэффициент).
Другое направление диагностического исследования — анализ социально-экономического статуса семей. Семьям со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума присваивается статус бедных.. со средне-душевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума в два и более раза — крайне бедных. Постоянно бедными считаются семьи, где среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума в течении года и более.
В настоящее время в информационном обеспечении социального управления регионом методы математической статистики, к сожалению, пока еще не нашли достаточно широкого распространения. Между тем социальная информация, накапливаемая в системе мониторинга, функционирующего одновременно на разных иерархических уровнях управления, способна давать исходный материал для глубокого и разностороннего автоматизированного анализа, моделирования и прогнозирования динамики социальных процессов. Последующая визуализация полученных результатов в форме табличных распределений, графиков и диаграмм вооружает работников органов -управления рогатым научно-аналитическим материалом для принятия обоснованных решений. Аналогичным образом решается задача и при необходимости прогнозирования социальных отношений и процессов.
Предлагаемая информационно-прогнозная технология включает следующие методы математической статистики:
исследование суммарных статистик, корреляционный. дисперсионный и регрессионный методы анализа. Поскольку методы математической статистики предполагают достаточно трудоемкие математические расчеты, формирование математических моделей, прогнозов и их графическую интерпретацию рекомендуется осуществлять на персональном компьютере с использованием статистических пакетов прикладных программ — таких, как Statgraphics, SPSS, STADIA.
Первый блок служит для определения состава показателей, подлежащих дальнейшему исследованию методами математической статистики. Отбор показателей осуществляется в соответствии с целью проводимого прогнозного исследования.
Второй блок решает проблему выборки динамического ряда показателей из баз данных (в том числе и архивных). По сути дела в этом блоке формируется исходная информационная модель объекта исследования.
Третий блок служит для анализа разброса данных путем расчета суммарных статистик для каждого показателя. Как уже подчеркивалось ранее, только для показателей, значения которых распределены по нормальному или близкому к нему закону, рационально использовать методы математической статистики.
В четвертом блоке осуществляется ветвление технологического цикла в соответствии с результатами исследования математических статистик. Если имеется примерное равенство средней арифметической, моды и медианы, а асимметрия и эксцесс по абсолютной величине не превышают 2, то исследование продолжается. В противном случае необходимо изменить размер выборки (блок 13) и вернуться ко второму блоку технологического цикла.
Пятый блок служит для исследования зависимостей между показателями с использованием методов корреляционного анализа (простого — для обнаружения связи между двумя переменными и канонического — для анализа многих переменных).
В шестом блоке осуществляется анализ результатов корреляционного анализа. Если связь между показателями значительна, то исследование продолжается, в противном случае осуществляется переход к тринадцатому блоку. Принято считать, что связь между показателями значительна, если коэффициент корреляции по абсолютной величине больше или равен 0.5. Причем, связь будет прямой при положительном коэффициенте корреляции и обратной — при отрицательном.
В седьмом блоке осуществляется формирование математической модели на основе методов регрессионного анализа, а также построение графического образа этой модели.
Восьмой блок служит для оценки математической модели. построенной ранее. Рассчитываются коэффициент детерминации, уровень значимости и критерий Фишера.
В девятом блоке осуществляется анализ оценочных величин, подсчитанных в предыдущем блоке. Если модель информационно валидна и значима, то исследования продолжаются, иначе осуществляется переход к тринадцатому блоку.
Десятый блок служит для построения прогноза. Прогноз строится как проекция в будущее на основе сформированной математической модели. Причем прогнозный период не должен превышать четвертой части от размера динамического ряда наблюдений. Исследования, проведенные автором, показали, что в соответствии с современной динамикой социальных процессов для математического моделирования рационально использовать выборки, включающие от десяти до двадцати значений каждого показателя. В таком случае прогнозный период составляет 3-4 месяца, а это означает, что предложенные прогнозные исследования следует проводить раз в 3-4 месяца.
В одиннадцатом блоке осуществляется оценка достоверности прогноза. В этих целях используются показатели относительной ошибки прогноза (м) и среднеабсолютной процентной ошибки прогноза (МАРЕ).
Типичные значения МАРЕ и их интерпретация показаны в следующей таблице.
МАРЕ,%
Интерпретация
<10 Высокая точность 10-20 Хорошая точность 20-50 Удовлетворительная точность >50
Неудовлетворительная точность
Если точность прогноза хорошая, то осуществляется переход к двенадцатому блоку, в противном случае — к тринадцатому.
Двенадцатый блок служит для интерпретации результатов прогнозных исследований.
В каждое исследование рекомендуется включать сравнение результатов прогнозирования за прошедший прогнозный период с реальными данными. Если будет обнаружено большое отклонение исследуемого социального показателя от прогноза — это значит, что необходимо провести дополнительное аналитическое исследование с привлечением экспертов с целью обнаружения и анализа факторов, оказавших столь сильное влияние на стабильность социальных процессов.
Кроме того, рекомендуется накапливать результаты проводимых прогнозных исследований с целью их дальнейшего сравнительного анализа. Такой анализ позволит обнаружить изменения в скорости течения социальных процессов, а значит даст возможность судить о возникновении негативных или позитивных факторов, влияющих на эти процессы.
Важно отметить, что привлечение экспертов к исследованию значительно обогатит предложенные диагностические и прогнозные исследования. Экспертные оценки могут быть использованы не только на этапе анализа факторов, влияющих на те или иные социальные процессы, но и для оценки достоверности прогноза и интерпретации результатов диагностических и прогнозных исследований.
Диагностический анализ и информационно-прогнозные исследования, проведенные по всему комплексу социальных показателей, позволят в непростых современных экономических условиях принимать оптимальные управленческие решения по проблеме обеспечения социальной безопасности российского общества.