Проблема использования знаний
Для становления и развития профессии социальной работы в России особенно актуальна проблема использования теоретического и практического багажа знаний, накопленного в других странах. Встает вопрос, в какой степени и в каком качестве и количестве, могут быть использованы знания коллег, действующих в иных социально-экономических условиях, воспитанных на иных исторических и культурных традициях? Изучение опыта социальной работы за рубежами нашей страны позволяет заявить о том, что необходимо крайне осторожно подходить к использованию чужого опыта в этой тонкой и хрупкой материи, какой является работа с человеком. Почему? Можно привести несколько аргументов:
1. Теория и научно-исследовательская работа в любой стране предопределена культурно-историческими традициями, социально-экономическими и политическими условиями. Поэтому чужой опыт достаточно редко может накладываться на условия другой страны.
2. Теории и результаты научных исследований, возникшие в условиях другой культуры, как правило, отдалены не только в пространстве, но и во времени, и чаще всего устаревают к тому времени, когда их пытаются применить на практике другой страны даже тогда, когда эта страна только начинает развивать новый для нее социальный институт.
3. Когда кто-либо заимствует знания у других, то он чаще всего придает большее значение частным, отдельным теориям или результатам исследований, чем это предполагали сами авторы этих концепций. То есть происходит как бы абсолютизация одномоментно понравившихся чужих идей.
4. Перед тем, как попытаться использовать чужой опыт необходимо провести анализ теорий или результатов научных исследований. При этом может оказаться, что отдельные стороны этих теорий или исследований неточны или даже ошибочны, хотя в целом сами теории могут быть очень привлекательны. Если не провести тщательный анализ зарубежного опыта и внедрить его в «чистом виде» в практику на людях, то такой опыт чреват серьезными проблемами для человека и для общества, а результат такой практики может быть непредсказуем. Например, западный опыт учит социальных работников работать над повышением «силы духа» клиентов (иногда эта идея представлена как «жизненная сила» клиента)*, однако ни в одном научном труде, ни в одном пособии нельзя найти описания четких методик или приемов, с помощью которых можно дать точную оценку этой «силы духа» или ее измерить, чтобы затем ее усилить. Идея привлекательна, но практика ни теоретически, ни практически не отработана.
5. И, наконец, чрезмерное увлечение чужим опытом может явиться определенным тормозом для развития собственных знаний о предмете, которые должны отражать специфику культуры данного народа, потребности отдельного индивида, и потребности данного общества в целом.
Конечно же, вся эта аргументация не означает, что нужно отказаться напрочь от опыта коллег из других стран. Систему знаний в области социальной работы, которая сейчас создается в России, можно обогатить и расширить путем осторожного и бережного использования зарубежного опыта теории и методов социальной работы, а также пополнить ее за счет знаний из таких фундаментальных наук, как философия, социология, психология, политология, экономика и др.
Однако наиболее важной социальной задачей является создание новых знаний как на основе теории, так и практики отечественной социальной работы. Отход от «технологичности» процесса человеческой помощи, разработка концепции социальной работы как профессионального, осознанного служения человеку, обогащенная традиционными для России гуманистическими идеями таких авторов, как, например, Н.А.Бердяев, В.О.Ключевский, А.Ф.Лосев и многих других, может, на наш взгляд, явиться основой для создания новой, оригинальной, и одновременно исконно российской теории и практики взаимопомощи и помощи, и одновременно преобразования общества на гуманных началах во имя всеобщего блага. Такой подход наполнит новым содержанием профессию социального работника в условиях России.
Но прежде чем приступать к полномасштабной непосредственной работе с людьми, необходимо определить на научной основе критерии эффективности социальной работы, определить приоритеты, а также найти подходы к новым знаниям, которые помогли бы ответить на вопрос, как эту работу сделать эффективной.