Исторические аспекты социального страхования
Элементы отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности, которые в современном понимании, по образному выражению К.Г.Воблый, могут расцениваться как «зародышевые» формы страхования, возникают еще в истории древнего Рима. Среди свободных жителей Рима существовали общественные образования – коллегии, в функции которых входило обеспечение финансовой помощи родственникам или наследникам члена сообщества в случае его кончины. Средства сообщества формировались из вступительных взносов и последующих ежемесячных платежей участника данной коллегии, а также из штрафов за несоблюдение установленных правил и взносов за какие-либо события. В случае смерти члена коллегии его наследникам единовременно уплачивалась денежная сумма, предназначенная для погребения, а затем остаток суммы передавался для поддержания осиротевшей семьи.
Таким образом, в правилах римских коллегий прослеживаются элементы страхования жизни в форме, напоминающей последующие «похоронные кассы». В некоторых видах коллегий члены должны были вносить определенные средства на организацию медицинских учреждений.
Медицинские учреждения больничных касс составили основу сформировавшейся в первые месяцы советской власти новой, по существу страховой, медицины. Денежные средства больничные кассы получали от предпринимателей; те должны были платить обязательные взносы. Рабочие никаких страховых взносов не вносили.
Во многих больничных кассах были созданы специальные отделы. Они руководили перешедшими в собственность касс больницами, амбулаториями, лабораториями, аптеками и взяли на себя организацию всей медицинской помощи рабочим и членам их семей. Такая форма страховой медицины существовала более года – до февраля 1919 года. В то время сложились фактически две системы охраны здоровья: государственная (советская) и страховая (рабочая).
Однако после образования Наркомздрава РСФСР тогдашние руководители здравоохранения пришли к выводу «о принципиальной недопустимости и практической нецелесообразности параллельного существования при диктатуре пролетариата двух медицин – «страховой» и «советской». Было принято постановление Совнаркома о передаче всей лечебной части бывших больничных касс Наркомздраву (февраль 1919 г.), а затем и о ликвидации больничных касс (март 1919 г.).
После введения новой экономической полигики в здравоохранении наметился возврат к страховой медицине. В 1921-1923 гг. были введены для работодателей страховые взносы по отдельным видам страхования: на временную нетрудоспособность, на инвалидность, вдовство, сиротство, на безработицу, на лечебную помощь. Страховой полис работодателей на лечебную помощь составлял в 1922 году от 5,5 до 7 процентов от заработной платы (в зависимости от опасности и вредности производства). Взносы на лечебную помощь взимались органами социального страхования и передавались органам здравоохранения, которые были обязаны оказывать все виды медицинской помощи застрахованным. Однако размеры страховых взносов покрывали не более четверти расходов. Поэтому страховой фонд в то время был как бы дотацией к другим средствам, имеющимся в распоряжении здравотделов.
Фонды социального страхования разделялись на местные, губернские и всесоюзный. В последний поступало 10 процентов отчислений от взносов, которые передавались Наркомздраву. Остальные средства расходовались на местном и губернском уровнях. Этими фондами управляли вновь созданные страховые кассы, которые стремились взять на себя организацию медицинской помощи застрахованным. Наркомздрав разрешил им участвовать только в разработке и проведении в жизнь планов организации медицинской помощи.
В начале 30-х годов, когда социальное страхование в СССР было передано профсоюзам, страховые кассы и все, связанное со страховой медициной, было ликвидировано.