Основные концепции технологий социальной работы с девиантными подростками

Б.Н.Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей:

1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семья с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семья, где подросток тратит много времени и сил на поддержание ее материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют «трудных» детей, известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно совершенные люди. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания молодежи.

2) Конфликтные семьи: а) где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; б) где один родитель нетерпим к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.

3) Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.

4) Педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку. Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например, меньшую активность, послушность и т.д. Так, мать одной девочки-подростка настойчиво добивалась у нее указания на причину ее меньшей откровенности, чем раньше. Родительница упорно старалась вернуть прежние отношения с дочерью и готова была признать даже какие-то свои крупные просчеты в воспитании, но никак не связывала изменения в общении с возрастом школьницы.

Б.Н. Алмазов указывает и на динамику отклоняющегося поведения школьника, вызванную его социальной десоциализацией. Она имеет 3 стадии:

  1. компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка. Так, не имея возможности квалифицированно работать, или не обладая достаточной работоспособностью, человек демонстрирует уступчивость и услужливость, готовность взять на себя более тяжелую и скучную, непростую работу. В этом случае учитель часто вшибается: он нередко принимает «готовность» такого ученика за отзывчивость и любовь к преподавателю, не осознавая его затруднений в адаптации к среде.
  2. Стадия конфликтно-демонстративная возникает, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов.
  3. Стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников.

Особую группу детей с проблемами составляют дети, утратившие социальные связи с семьей и школой, оставшиеся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию, подвергшиеся физическому или психическому насилию.

Отчуждение происходит постепенно под влиянием всех дезадаптирующих факторов, среди которых главную роль играет нарушение прав ребенка в психологическом, педагогическом и социальном аспекте: обстановка в семье и школьном сообществе, влияние асоциальных и криминогенных групп. Для детей, утративших связи с первичными социальными группами, характерна глубокая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство, воровство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, негативно относятся к труду и имеют установку на паразитическое существование, противоправное поведение.

По классификационным характеристикам технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений относятся к технологиям работы с детьми, имеющими проблемы.

Главная цель этих технологий — сформировать новую социальную политику профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, включающую:

  • безопасность, защиту ребенка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родственников, эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;
  • защиту законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.п.;
  • психологическую и педагогическую поддержку, способствующую ликвидации кризисных состояний личности, помощь ребенку в преодолении своих недостатков;
  • диагностику деформации в личностном развитии и психофизическом состоянии ребенка, чтобы разработать индивидуальную программу его социальной реабилитации;
  • комплексность (междисциплинарность) и скоординированность воздействий на различных уровнях: культурно-воспитательном, социальном, медицинском, правовом;
  • личностный подход, индивидуальную работу с ребенком на основе имеющихся условий воспитания и уровня его физического, интеллектуального и психического развития;
  • восстановление, коррекцию и развитие у ребенка важнейших форм человеческой жизнедеятельности — таких, как игра, познание, труд, общение, для успешной ресоциализации ребенка, реадаптации его в обществе;
  • содействие возвращению в семью;
  • возможность получить образование;
  • заботу о дальнейшем трудоустройстве, благоустройстве, месте жительства;
  • формирование активной субъектной позиции личности самого несовершеннолетнего.

В настоящее время карательно-превентивная практика уступает место охранно-защитной концепции профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.

  • Приоритет воспитательных и правоохранительных мер в работе с несовершеннолетними над мерами правового воздействия.
  • Социальная дезадаптация — процесс обратимый; можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
  • Приоритет семьи (особенно в доподростковом периоде).
  • Полифункциональность деятельности: здесь одновременно действуют врач, психолог, юрист, хозяйственник и другие специалисты.
  • Педагогическая направленность деятельности: именно в педагогических результатах выражается итог работы по социальной реабилитации беспризорных детей и подростков.
  • Оптимистическая гипотеза: нет плохих детей, есть неприемлемое поведение; в каждом ребенке есть возможности для исправления.
  • Педагогизация окружающей среды: формирование прогрессивного мышления.
  • Забота о ребенке как нравственный принцип: все дети — наши, нет социальному сиротству, беспризорности, преступности.
  • Труд как органическая часть жизнедеятельности воспитанников спецучреждений.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *