Настоящие проблемы изучения молодежи
Следует обратить внимание на новые точки роста в общественной жизни и в теории. Так, Р. Г. Яновский выделяет особое направление исследований — глобальные изменения и социальную (общественную) безопасность. В связи с этим он выдвигает принципиально важное положение: «Изучение социальной безопасности наукой, познание социально-психологических закономерностей позволяет обнаружить направленность и цели деятельности человека, его основные потребности. Они заключаются не только в удовлетворении запросов тела, приобретении предметов, вещей, денег и т. д., но и в фундаментальном стремлении к устойчивому развитию всех сторон жизни, к безопасности, надежности, защите личности, семьи, государства и общества».
Опираясь на полученные результаты, полагаем необходимым выявить место и роль молодежи в процессе преемственности поколений современного общества. Понятие поколения, как известно, многозначно и в ряде случаев весьма расплывчато, неопределенно. Из нескольких значений этого понятия мы выбираем одно, на наш взгляд, основное, исторически наиболее признанное в культуре —генеалогическое. Это признание и использование термина в культуре требует соответствующего признания и использования в науке.
Известно, что изучением молодежи и ее проблем занимается целый комплекс естественных и общественных дисциплин. Мы рассмотрели лишь несколько наук (биология, генетика, антропология, приматология, психология, педагогика), анализирующих молодежь на примере отечественных исследований последних десятилетий.
Обнаружилась проблемная ситуация, связанная с тем, что пока разрозненные социально-философские и разнопредметные знания о молодежи не дают целостного представления о молодежи, не ведут к обобщениям, необходимым для более эффективной систематизации имеющихся знаний, а также для более эффективного практически-прикладного и прогностического применения этих знаний. Мы объясняем это отсутствием сложившейся философии молодежи и отсутствием единой интегративной науки о молодежи. Исходя из этого, мы предприняли попытку построения такой целостной общей науки, определив ее как ювентология.
В связи с этим рассмотрены философские и методолого-научные основания проектируемой дисциплины. В качестве таких оснований выступают общая и социальная философия, философия молодежи, методология науки, их определенные категории и соответствующие им теории, а также адекватные им методы.
Теоретико-методологические проблемы становления новой дисциплины, объект, предмет и методы ювентологии, проведен проектный анализ взаимоотношений ювентологии с другими науками, исследующими молодежь и ее проблемы, а также отдельными философскими дисциплинами.
Отмечено, что данная наука в силу своего обобщающего интегративного характера может стать теоретико-методологическим основанием для широкого синтеза знаний о молодежи, формируемых в различных науках.
Следует зафиксировать, что в основу теоретического конструирования понятийного аппарата ювентологии положена концепция снятия биосного социальным. В качестве базовой идеализации ювентологии принято допущение, согласно которому биосная реальность людей молодого возраста выступает основой освоения и реализации молодежных биосоциальньй возрастноори-ентированных программ. Одновременное существование в обществе различных возрастных групп и их взаимодействие друг с другом создают определенную сложную биосную матрицу, на которой происходит освоение и реализация соответствующих социальных возрастно-ориентированных программ. Следовательно, жизнедеятельность общества как биосоциальной реальности можно представить как процесс, детерминированный на двух уровнях организации материи — биосном и социальном.
Молодежь как особая возрастная группа проходит в своем становлении и развитии ряд внутренних стадий, существенно отличающихся друг от друга. Для раскрытия динамики развития молодежи необходима разработка специального понятийного аппарата. В качестве исходных понятий взяты «подгруппа молодежи календарного (хроносного) года» и «календарный (хроносный) год молодости». Эти понятия позволяют создать «шкалу» для соотнесения возрастных процессов развития молодежи с возрастными процессами, происходящими в обществе в целом.
Сформированные на их основе понятия «стадиальные подгруппы молодежи» и «стадии, или фазы молодости» фиксируют качественно специфические этапы становления и развития людей молодого возраста, которые различаются между собой по комплексам осваиваемых и реализуемых ими биосоциальных программ. В современном обществе нами выделены четыре возрастные стадиальные подгруппы молодежи — старшие школьники, (старшие подростки), юные граждане (юноши и девушки), младшие молодые граждане (младшие молодые люди) и старшие молодые граждане (старшие молодые люди). Возрастные стадии молодости охватывают циклы в несколько лет, определяются биосными основаниями, однако имеют отчетливо выраженный социокультурный характер.
Для обозначения социокультурных особенностей освоения и реализации биосоциальных программ использованы понятия «нормы», «акселерации» и «ретардации», а также двух этапов (модулей) становления и развития.
Биосоциализация выступает как основная закономерность становления и развития молодежи в обществе.