Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Если под социальной адаптацией понимают процесс включения индивида или группы в социальную среду, приспособления его к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то под социальной дезадаптацией подростков понимают нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы ценностных ориентации, в утрате социальных связей с семьей и школой, резком ухудшении нервно-психического здоровья, увеличении ранней подростковой алкоголизации, суициде.

В исследовательской литературе выделяются несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков. Среди них выделяется наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная), психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания), социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества) и социальная деятельность самого индивида, которая проявляется в активно-избирательном отношении к нормам и ценностям своего окружения, к его воздействию, а также в личных ценностных ориентациях и способности к саморегулированию своего окружения. В исследовании природы дезадаптации особое место занимает соотношение биологического и социального в поведении индивида. Наиболее обосновано теоретически о подтверждено практически признание того факта, что социальные отклонения имеют в первую очередь социальную обусловленность, что отнюдь не исключает индивидных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка.

К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует преодолению, а наоборот обостряет проблему дезадаптации детей и подростков. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, не только не исчезли, а наоборот, обострились. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Проанализировав ситуацию, можно выделить ряд социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение числа социально дезадаптированных подростков. Это:

— чрезмерная коммерциализация общества;

— распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство, социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);

— социально-демографические факторы, сложное экономическое или нравственное положение в которых оказалось большинство семей;

— криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;

— потеря престижа образования и честного заработка, в чем немалую роль сыграли средства массовой информации.

Эти и многие другие факторы привели к переориентации в жизненных ценностях, где идеалом служит пример некоторых «новых русских», обладающих огромными доходами, но зачастую не имеющих образования, достигших богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к желанию подростка достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.

Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, когда родительская семья не только не выполнила предназначенных ей функции, но по ее вине дети оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорниками.

Однако следует отметить, что социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

В силу неадекватности сложившейся ранее системы социально-профилактической и коррекционной работы сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации, в задачи которых входит целенаправленная работа по их социальной реабилитации.

Создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, позволяет осуществлять заботу о той категории детей и подростков, которой раньше никто не занимался. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали органы милиции по фактам совершения ими правонарушений. Статистики, характеризующей количество и состав дезадаптированных подростков, официально не существует, но вместе с тем различные пилотные исследования показывают, что состояние детской беспризорности и безнадзорности продолжает оставаться крайне тяжелым.

В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа.

Для изменения сложившейся ситуации с 1992 года в России начала создаваться система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков. Благодаря усилиям федеральных и региональных органов социальной защиты с 4 учреждений в 1992 году, она выросла до 550 в 1996 году. В таких учреждениях прошли реабилитацию более 75 тысяч несовершеннолетних.

Задачами таких учреждений являются:

— профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации детей и подростков;

— психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией, в том числе, по вине физического и психического насилия, опасных для жизни и здоровья условий проживания, в безвыходное положение;

— формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

— выполнения попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

— психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

— содействие в возвращении в семью;

— обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;

— забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. В условиях специализированного учреждения для детей и подростков появилась реальная возможность оказания им экстренной помощи.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми23.

Первый — диагностическая работа. Второй — реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики. И третий, который начинается по завершении реабилитационных мероприятий, — это постреабилитационная защита ребенка.

Специфику учреждений для работы с дезадаптированными детьми и подростками определяет особый социально-психологический статус детей. Самыми первыми в создаваемой системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних стали появляться социальные приюты для детей и подростков. Каждый приют своеобразен, что является следствием различий в уровне и глубине понимания их специалистами стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми, особенно с трудными. Отличается и материально-техническая база, возможности финансирования и контактов с различными организациями.

Анализ работы социальных детских приютов позволяет обратить внимание на сложнейший в социальном и педагогическом плане состав несовершеннолетних, который отличается от тех, кто находится в детских домах или школах-интернатах. Среди них:

— подавляющее большинство уже приобщилось к таким привычкам, как курение, систематическое употребление алкоголя;

_______________________

23 М.Г.Хоменко. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних./ Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных Детей и подростков. М.: НИИ семьи, 1997.0. 53-59.

— подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии, вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;

— почти все дети с различными хроническими заболеваниями;

— многие дети нигде и никогда не учившиеся, у которых не сформированы или утрачены элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован или утрачен опыт жизни в семье;

— дети с задержкой психического развития.

В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации принимаются несовершеннолетние :

— по личному обращению;

— по направлению органов, осуществляющих социальную защиту населения;

— по постановлению комиссий по делам несовершеннолетних;

— по заявлению родителей, ходатайству органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел, по постановлению или определению суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу24.

В этих условиях приюты становятся местом, где дети не только могут получить кров и пищу. Одной из главных задач приюта является восстановление широкого спектра их отношений с миром, с тем, чтобы научить их общаться со взрослыми, сверстниками, вернуть утраченное чувство семьи, помочь научиться любить, чувствовать себя нужным этому миру. Временное пребывание детей в этих учреждениях должно быть максимально использовано для всесторонней реабилитации подростка.

24 Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации./ Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.01,97 № 4.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе его личностного изучения и анализа всей доступной информации, которая, по возможности должна отражать состояние физического и психического здоровья; степень образовательной подготовки и т.д.

Несмотря на сложности организационного периода, отсутствие достаточного подготовленных кадров социальных работников, диагностического оборудования, инструментария в приюте специалисты (медики, психологи, воспитатели, социальные работники) стараются получить необходимую информацию о ребенке, что позволяет осуществлять не только общие оздоравливающие мероприятия, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.

Большое значение в реабилитации подростка имеет психологическая диагностика и коррекция. Специалисты выделяют две главные психологические проблемы, с которыми приходится сталкиваться работниками приютов. Это — отставание в психическом развитии и преодоление последствий психической депривации ребенка. Под психической депривацией понимается недостаточное удовлетворение основных психических потребностей ребенка в течение долгого времени и в серьезной степени. Естественно, что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка. Психологическая реабилитация проводится специалистами двумя способами:

групповой и индивидуальный. Каждый способ имеет свои преимущества. Психокоррекционные группы способствуют личностному росту ребенка автономии (подростка), их самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться. Индивидуальная же терапия прежде всего направлена на то, чтобы снять у ребенка чувства тревоги и неуверенности, поднять его самооценку, помочь справиться со страхами, преследующими его, сформировать доверие к людям.

Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию — организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наиболее сложный для такой реабилитации именно подростковый возраст. Если при работе с детьми младшего возраста необходимым является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили ранее от своего близкого окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенные нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным, он болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.

Существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания подростка. Один из них — ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия, имеющая характер бесед, разговоров, обсуждений различных проблем.

Одной из психологических трудностей подростка является его нежелание учиться. Значительная часть подростков никогда не училась в школе или имеет перерыв в учебе от года до пяти лет, у них наблюдается недостаточное владение навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в школу. Сегодня в практике приютов есть несколько вариантов обучения. Это общеобразовательные дневная и вечерняя школа, ПТУ, классы выравнивания. В ряде приютов процесс обучения осуществляется в рамках так называемой домашней школы. Она незаменима для большинства приютских воспитанников, ее задача — снизить эмоционально-психическое напряжение, порожденное школьным неблагополучием, восстановить и укрепить учебные навыки, восполнить пробелы в знаниях, придать ему уверенность в своих силах. Занятия здесь проводятся индивидуально или в микрогруппах (2-3 человека).

Но даже самый хороший приют — это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одной из главных задач социальной помощи подростку является устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей, адекватной ситуации работе с родителями и детьми. Для этого сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка (или детей) в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в приют.

Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство), либо государственное сиротское учреждение, куда в основном и направлялись дети. Конечно, продуктивной формой семейного устройства является передача их под опеку или на усыновление родственникам, однако эти последние идут на такой шаг не всегда охотно. На это есть объективные причины: заболевания подростков, их поведение, стесненные жилищные и материальные условия родственников и т.д. Если возвращение в семью невозможно, многие приюты вынуждены передавать подростка в интернат.

Но есть и другой путь, который практикуется сейчас многими учреждениями социальной помощи дезадаптированным подросткам — это создание семейных (воспитательных) групп25.

Сначала происходит оповещения о таких детях через средства массовой информации или с помощью создания специального банка данных. Затем следует двухмесячный контакт ребенка и семьи, желающей его взять. Ребенок передается в попечительскую семью после встреч в выходные дни и тщательного обследования материально-бытовых условий попечительской семьи. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а

_________________

25 См.: Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях/ Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. М.,

1996.

_________________________

один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, вырабатываются необходимые рекомендации психолога для каждой семьи.

Специалисты не без оснований считают, что в идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, считая, что это — один их реальных и эффективных путей реабилитации дезадаптированных детей, про котором происходит восстановление утраченных детьми социальных, нравственных и духовных связей с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но, даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становиться для ребенка важным условием социальной реабилитации.

Кроме того, во многих приютах пытаются моделировать опыт жизни, отношений, похожих на домашние, в условиях самого приюта. Правда, это оказалось не просто. Сказывается отсутствие опыта работы у воспитателей с такой сложной категорией детей, как социально дезадаптированные подростки.

Таким образом, вся работа приюта основана на решении;

проблем создания условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов дальнейшего жизнеустройства детей и подростков.

Рассмотрим технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере деятельности другого учреждения — социально-реабилитационного центра.

Основными направлениями его деятельности являются:

— профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;

— обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;

— Обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Социально-реабилитационный центр для реализации поставленной цели не только обеспечивает социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних, но и осуществляет профилактику безнадзорности. Центры создаются из расчета на 5-10 тысяч детей и могут включать в себя следующие подразделения:

— отделение диагностики социальной дезадаптации;

— отделение реализации программ социальной реабилитации;

— отделение социально-правовой помощи;

— семейная воспитательная группа.

В качестве структурного подразделения социально-реабилитационного центра может быть образован социальный приют для детей и подростков.

В приемном отделении проводится первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка. Если есть необходимость, несовершеннолетнего направляют в стационарное медицинское учреждение. В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляются и анализируются факторы, обусловившие социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы социальной реабилитации ребенка. На основе этих данных разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Ее поэтапное осуществление осуществляется в отделении реабилитации несовершеннолетних. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и профориентации.

Индивидуальная программа реабилитации реализуется как в условиях дневного или круглосуточного стационара Центра, так и в семейной воспитательной группе. В отделении образуются реабилитационные группы, которые могут иметь разновозрастный состав, но желательно объединять детей с одним уровнем адаптации, что позволяет наиболее эффективно использовать групповые методики. Количество рекомендуется устанавливать для дневного стационара от 5 до 10 детей, а в круглосуточном стационаре – до 7 детей.

Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников, в том числе, находящихся в семейных группах; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников, формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях опекунах, приемных семьях, организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних в принявших их семьях.

И, наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности — работа с семьей. Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями строится на взаимодействии с психологом на уровне консультирования. Работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа. Ведется работа по избавлению от вредных привычек без лекарств.

После возвращения детей в семью продолжается патронаж социальными работниками, используются прямые контакты с членами семей, продолжаются консультации специалистов: психологов, юристов, врачей-наркологов и других специалистов.

Из существующих на сегодняшний день типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков центр для несовершеннолетних с приютом призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа дезадаптированных подростков, помочь устранить причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва связи подростка с семьей. Такое направление деятельности является безусловно перспективным в общей системе социально-реабилитационных учреждений, так как на его базе возможно целостно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной ситуации, так и на его семью,

Вместе с тем опыт показывает, что социальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей. Поэтому первейшая задача всех, кто соприкасается с подростком, прибывшим в реабилитационные учреждения, оказать ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни.

Здесь рассмотрены технологии учреждений социальной работы действующих на территории Российской Федерации. Но, если анализировать существующий зарубежный опыт26, можно отметить такое несомненно перспективное направление деятельности, как программы «Дети улицы», призванные осуществлять работу с дезадаптированными подростками непосредственно в их привычной среде обитания — на улице. Это направление помогает на раннем этапе предотвратить разрушение связей подростка с семьей, осуществлять профилактику правонарушений.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *