Этический кодекс социального работника
Этический кодекс социального работника — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятый ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и служащий стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.
Этические кодексы призваны выполнять следующие функции:
обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию;
создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности;
служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста;
унифицировать поведение специалистов на основе предъявляемых к ним единых этических требований;
обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей;
обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности;
обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб;
гарантировать осуществление прав клиентов;
гарантировать возможность осуществления взаимозаменяемости работников;
обеспечить преемственность действий как отдельных специалистов, так и социальных служб;
дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;
содействовать повышению уровня моральности — социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;
обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;
повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;
гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.
Базовые источники Этического кодекса социального работника
В основе этических нормативов социальной работы можно выделить шесть основных источников:
1.общечеловеческие ценности;
2.этические традиции благотворительности;
3.ценности современного российского общества;
4.этические нормативы зарубежных стран;
5.специфические ценности современной российской социальной работы;
6.личностные ценности и идеалы специалистов.
Требования этического кодекса
Требования в этическом кодексе — это, во-первых, требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; во-вторых — требования к личности профессионала.
Этические требования к характеру профессиональной деятельности представлены в форме моральных норм, моральных правил и принципов.
а) моральная норма — общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Можно говорить об общих нормах профессиональной морали ( например, требование бять гуманным, добрым, объективным и т.п.) и частных нормах, конкретизирующих общие (например, честность в отношениях с клиентом и т.п.);
б) моральные правила — конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, постоянно обогащаются по своему содержанию.
в) принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности.
Этические кодексы непременно содержат и требования к качествам личности специалиста (самостоятельно выделите в ЭК).
Соблюдение каждым социальным работником этического кодекса — критерий ее общественной значимости и ценности, условие роста авторитета профессии, самоуважения и самоутверждения личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.