Проблемы формирования профессионализма в социальной работе
На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов.
Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля — это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.
Востребованность такого подхода очевидна. В стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. Только в системе социального обслуживания задействовано свыше 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. специалистов.
Проблема формирования профессионализма в социальной работе имеет ряд особенностей, зависящих как от основных тенденций развития социальной работы в различных странах мира, так и от социально-экономических, социально-политических условий становления профессии в Российской Федерации. Материалы Всемирного конгресса «Мир и социальная справедливость: основные задачи социальной работы» (Иерусалим, 1998), доклады и сообщения Европейского семинара «Работа, экономика и благосостояние: профессиональная социальная работа во имя создания гуманного общества для всех» (Хельсинки — С.-Петербург, 1999) убеждают в том, что действенность и эффективность социальной работы во многом определяются профессионализмом социальных работников, развитием ее как профессионального вида деятельности, адекватного потребностям современного общества и тенденциям социального развития во всем мире.
Неопределенность и нестабильность современного мира создают новые стимулы и возможности для возрастания роли профессиональных социальных работников в разрешении, преодолении или, по крайней мере, смягчении многих социальных конфликтов, социальных эксклюзий, становлении новой стратификации российского общества, формировании социального государства и, конечно, гражданского общества.
Профессионализм в социальной работе — не отвлеченное понятие, отдаленное от реальных потребностей современного российского общества, а сущностная характеристика таких специфических видов социальной деятельности, как социальное обслуживание, социальное образование, социальное исследование и др.
В этой связи важно определить, что такое профессионализм в социальной работе, каковы его сущность и факторы формирования; что понимается под профессиональным призванием в социальном обслуживании; что такое профессиональное мастерство;
почему духовно-нравственные, этические качества специалиста по социальной работе являются неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности; в чем суть взаимодействия социального работника и клиента; в чем суть проблемы профессиональных рисков в социальной работе; каковы критерии и показатели эффективности деятельности специалиста по социальной работе; какова специфика становления в России системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации социальных работников и роль в этом процессе Московского государственного социального университета — иными словами, важно определить, как формируется профессионализм социальных работников в Российской Федерации, каковы его содержание, сущность, из каких элементов он состоит и как можно его достичь.