Профессиональная культура и ценностные ориентации
Обычно при становлении и развитии той или иной профессиональной деятельности люди, ее практикующие, создают свою собственную культуру, которая включает в себя определенный набор ценностных установок (как правило, они вписываются в существующую в данном обществе структуру этических норм), а также специфические для данной профессии лексикон, номенклатуру, поведенческие установки и др. Эти установки и ориентации связаны с той функцией, которую приобретает данная профессия как свое предназначение, как свою роль в обществе. Социальная история мирового сообщества свидетельствует о том, что изначально социальная работа возникла как деятельность, отвечавшая в большей степени общинным интересам, нежели индивидуальным интересам отдельной личности. Поэтому социальная работа, когда она создавалась как профессиональная деятельность, например, в Соединенных Штатах Америки, была направлена, в первую очередь, на то, чтобы соединить личностные интересы и интересы общины, примирить человека с окружающей его социальной действительностью. Впоследствии задача социальной работы стала заключаться в том, чтобы помочь личности совместить свои потребности с интересами общества и одновременно помочь обществу осознать интересы индивида и пойти им навстречу.
Цель социальной работы, как это было сформулировано в американских учебниках по социальной работе, заключалась и заключается в основном в гармонизации взаимоотношений между индивидами, а также между индивидами и социальными институтами. А задача состоит в том, чтобы способствовать утверждению социальной и экономической справедливости, а также в том, чтобы защитить право человека на достойную и свободную жизнь.
Более конкретно, социальная работа, которой занимаются многие государственные, общественные и частные организации и службы, преследует следующие цели:
1. Способствовать нормальной жизнедеятельности человека, восстанавливать, поддерживать или укреплять функционирование индивидов, семей, социальных групп, организаций и общин.
2. Заниматься планированием, развитием и реализацией социальной политики, услуг и программ, которые должны удовлетворить основные потребности человека, а также поддерживать развитие способностей и навыков конкретных людей.
3. Способствовать реализации социальной политики, социальных услуг и программ, пользуясь средствами социальной защиты населения, предусмотренными законом.
4. Необходимым условием для достижения поставленных перед социальной работой задач является постоянное повышение квалификации и действующая система контроля уровня профессиональных знаний практикующих социальных работников.
Очевидна польза для общества от профессиональной социальной работы. Она исходит из самого существования этого социального института, выполняющего специфическую функцию — находить дисгармонию между индивидами и их окружением, защищать интересы индивида и социума в их совокупном единстве и развивать сеть служб, предоставляющих услуги по облегчению личностных проблем, а также по восстановлению нормальных взаимоотношений между индивидами и их социальным окружением.
Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к принципиальной универсальной общечеловеческой ценности — к уважению чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности.
Социальному работнику вменяется в обязанность общаться с каждым клиентом, каким бы он не был и какое бы социальное положение он не занимал, на основе уважения его достоинства, делать все возможное, чтобы, ориентируя клиента на деятельное участие в разрешении его собственной проблемы, способствовать самоопределению нуждающегося в помощи человека, а также выступать в защиту клиента в случае нарушения его законных прав.
В ряде развитых стран Запада в своей работе с клиентами социальные работники оперируют таким понятием как «сила духа» или «жизненная сила», которая воспринимается как одна из ценностных установок социальной работы. Это внутренний имманентный ресурс человека, на который необходимо ориентироваться на практике, поддерживать его и стимулировать при проведении как «терапевтических», так и разовых действий. Кстати, в России в Алтайском университете, наряду с понятием социальной субъектности, концепция жизненных сил человека положена в основу теоретико-методологической парадигмы социальной работы для российской действительности.
Эти и другие ценности являются основой практических действий социальных работников. Организованная профессиональная социальная работа, умело реализующая эти ценные принципы в своей практической деятельности, располагает достаточными средствами, чтобы придать большинству членов общества уверенность, убедить общественность в том, что именно этот конкретный социальный институт, с развитой структурой соответствующих служб и организаций уполномочен обществом решать проблемы людей, нуждающихся в социальной помощи и реально защищать их честь и человеческое достоинство.