Национальная политика как одно из основных направлений внутренней политики
Национальная политика (ее также называют этнополитикой) — еще одно важное направление внутренней политики, особенно в многонациональной стране. Важность ее определяется тем, что она затрагивает коренные, жизненные интересы больших групп населения и каждого человека в отдельности. Задевая прежде всего национальные чувства людей, неудачная национальная политика способна быстро дестабилизировать политическую обстановку в стране, спровоцировать острый межэтнический конфликт. Как свидетельствует практика, эти конфликты приобретают большую длительность, порой превращаются в гражданские войны, сопровождаются экономической разрухой, разрывом социальных связей, нравственной деградацией общества. И наоборот: успешная этнополитика превращает многонациональный состав государства из слабости и потенциальной опасности в силу, источник общественного богатства.
Важной особенностью национальной политики является ее комплексный характер. С одной стороны, экономическая, социальная и культурная разновидности политики пронизывают сферу национальных отношений. С другой — национальная политика связана с регулированием социально-экономических и нравственно-психологических отношений, решением демографических, кадровых, военных и прочих вопросов.
Под национальной политикой, в самом общем смысле, понимается деятельность соответствующих политических субъектов по регулированию этнических отношений согласно поставленным целям. Обычно такими целями являются упорядочение (нормализация) национальных отношений, согласование (гармонизация) интересов их носителей, достижение общественной эффективности и стабильности (в реализации социальных закономерностей).
Конкретным выражением российской этнополитики является заключенный в 1992 году Федеративный договор, в котором сформулированы ее концепция, специфические цели и задачи. Фундаментальные основы этой политики закреплены в Конституции РФ 1993 года.
Объектом национальной политики являются, таким образом, этнические группы (нации, народности и др.), а также отношения между ними, имеющие объективный и стихийный характер, которые в совокупности образуют национальную жизнь той или иной страны. Национальные отношения и национальная политика соотносятся как объективное и субъективное начала.
Что касается субъектов национальной политики, то можно говорить о следующей их иерархии.
Во-первых, такими субъектами являются политические партии, которые в своих программных документах формулируют основы будущей этнополитики, стратегию достижения поставленных целей. Став правящей, та или иная партия (или партийная коалиция) получает возможность реализовать свою национальную политику через государственный аппарат.
Таким образом, государство в целом выступает вторым важным субъектом этнополитики, главным образом в лице представительной и исполнительной ветвей власти. (Судебная власть выступает гарантом правомерности этой политики, ее законности, конституционности).
Часто одна из палат парламента некоторых многонациональных государств формируется по национальному признаку. Например, в парламенте России — это Совет Федерации, состоящий из ряда проблемных комитетов и комиссий. Кроме того, национальная политика вырабатывается Комитетом по делам Содружества Независимых государств и связям с соотечественниками Государственной Думы. Представительная власть оформляет этнополитику в форме законов, регулирующих различные стороны национальной жизни, и контролирует их исполнение.
Исполнительными субъектами национальной политики выступают президенты территориальных образований в составе России, правительства, специализированные министерства и ведомства. В нашей стране — это Министерство РФ по делам национальностей и региональной политике, Министерство РФ по сотрудничеству с государствами — участниками СНГ, а также Федеральная миграционная служба России. Названные органы государственного управления и должностные лица осуществляют исполнительно-распорядительные функции, связанные с повседневной реализацией национальной политики.
Научность, а следовательно, правильность, успех национальной политики обеспечивают научно-исследовательские институты, центры, фонды и т. п. (В нашей стране работают, например, Институт этнологии и антропологии РАН, Институт славяноведения и балканистики РАН, Институт востоковедения РАН, Центр этнополитических исследований и др.). Они помогают выявлять закономерности и тенденции, действующие в сфере национальных отношений.
Еще в 19 веке обществоведами выявлены две основные тенденции развития национальной жизни. Первая, возникающая в эпоху восходящего капитализма, называется центростремительной. Она означает процесс консолидации народностей, проживающих на определенной территории, в единую нацию, обретения ею национального суверенитета, образования и укрепления национальных государств (этноцентризм).
Далее в жизни наций, завершивших этот процесс, начинает действовать другая, противоположная тенденция — центробежная. Она означает ломку национальных границ, установление всесторонних связей с другими нациями, становление регионального, а затем и мирового рынка и проявляется во взаимозависимости и всестороннем сотрудничестве народов, интернационализации общественной жизни. Поскольку на планете сосуществуют нации, находящиеся на разных ступенях своего исторического развития, то названные тенденции действуют одновременно, параллельно, образуя единство и многообразие национальной жизни, а также то внутреннее противоречие, которое ею движет.
Что же составляет содержание национальной политики?
Прежде всего его образует регулирование властных отношений между этническими группами. Они проявляются как исторически обусловленное господство (доминирование, контроль) одной нации над другой, что получило название «национальный вопрос». Он охватывает социально-экономический, политико-правовой, культурный и другие аспекты и, с одной стороны, заключается в юридическом и фактическом неравенстве разных наций, населяющих одно государство, в угнетении и эксплуатации одной нацией (как правило, многочисленной и/или более развитой) другой и т. п. С другой стороны, национальный вопрос состоит в борьбе подчиненной, порабощенной нации за свое освобождение и самоопределение, достижение национального суверенитета, преодоление национальной розни и т. п. Эта борьба часто проявляется как периодические межнациональные конфликты и войны (особенно острые межнациональные конфликты в последнее десятилетие отмечались в бывших государствах СССР и СФРЮ, а также ЮАР, Ираке, Турции, Индии, Великобритании, Израиле, Судане, Болгарии, на Кипре), а также сепаратизм, означающий стремление национальных меньшинств, их политических элит (лидеров) к обои соблению и образованию самостоятельных государств или национально-государственных автономий.
Социальное угнетение одной нацией другой наиболее ярко проявляется в насильственной ассимиляции (ассимиляторская политика). Она означает принуждение малочисленных этнических групп к отказу от своего родного языка, культуры, самобытности, обычаев и традиций и восприятию соответствующих атрибутов господствующей нации.
Ассимиляция может быть и естественной, без всякого принуждения, путем постепенного слияния, «растворения» мелких этнических групп в той нации, в среде которой они исторически проживали длительное время.
В качестве самостоятельного проявления национальной политики выступает этническая дискриминация, означающая ограничение (лишение) прав определенной социальной группы по признаку расовой или национальной принадлежности.
Специфической формой национальной дискриминации является антисемитизм — не бытовой, а осуществляемый на уровне государственной политики. В разное время и в разных странах враждебное отношение официальных лиц к лицам еврейской национальности проявлялось в поощрении погромов, запрещении поселяться в определенных местностях (черта оседлости), высылке с мест проживания, в виде лишения работы и даже свободы, принудительной эмиграции.
Одной из крайних форм национальной (расовой) дискриминации является сегрегация — политика принудительного отделения одних этнических групп от других, переселения гонимых на специально выделенные территории (резервации, гетто). Характерным проявлением расовой сегрегации была политика апартеида, проводимая лидерами белого меньшинства ЮАР до конца 80-х годов в отношении черного и «цветного» населения этой страны.
Другой крайней формой национальной дискриминации, практиковавшейся, в частности, сталинским режимом в 40-е годы, является депортация (изгнание, высылка) целых народов с мест их традиционного проживания.
Но особенно одиозное выражение национального вопроса и этнополитики — геноцид (этноцид). Юридический смысл этого понятия заключен в международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», подписанной 9 декабря 1948 года в Париже и ратифицированной всеми странами — членами ООН. Геноцид означает действия, совершаемые с целью полного или частичного уничтожения какой-либо этнической, расовой или религиозной группы.
Разные мыслители видят различные причины национальной вражды. Марксизм, например, полагает, что она коренится в основах капитализма, прежде всего — в частной собственности на средства производства, эксплуатации, конкуренции и т. п. Враждебные отношения между классами они «спроецировали» на национальные отношения, а поэтому решение национального вопроса марксизм-ленинизм связывал с революционным освобождением от социального гнета, строительством социализма, демократизацией общества.
Другие авторы полагают, что причины межнациональных антагонизмов выходят за рамки экономических отношений и носят комплексный характер, в том числе социально-психологический. Поэтому они считают, что разрешение этих противоречий происходит в ходе исторической эволюции, постепенной гуманизации общества, роста его цивилизованности.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИКИ
В демократическом обществе, правовом полиэтническом государстве в фундаменте национальной политики должны лежать следующие основные принципы и подходы:
демократизм, выражающийся в признании и уважении национального суверенитета, содействии эффективной деятельности межнациональных государственных органов, разделении функций между ними. Демократизм означает законность в функционировании политических институтов, пропорциональное представительство в них различных этносов, приоритет прав народа перед правам нации, гарантию прав национальных меньшинств и т. п. Сформулированные ниже принципы (подходы) могут рассматриваться как составные части этого принципа, понимаемого в широком смысле слова;
равноправие наций и других этнических групп. Речь идет именно о юридическом равенстве, о политико-этническом плюрализме, о должном представительстве во властных органах государства и т. п. «…Равенство между нациями так же необходимо, как равенство между индивидами», — писал в этой связи Ф. Энгельс;
признание права народов на самоопределение. Здесь, во-первых, необходимо подчеркнуть закрепление такого права именно за народом, состоящим из людей разных наций, а не за какой-то одной нацией. В противном случае неизбежны такие негативные явления, как крайний национализм и национальный сепаратизм. Приоритет должен быть отдан территориальному, политико-юридическому, а не этническому началу. В соответствии с этим признаком устроены федерации, например, в США, Мексике, Германии, Австрии, Швейцарии. Этнический подход преобладает в России, Канаде, Испании, Югославии, Бельгии и некоторых других странах.
Вместе с тем, международным сообществом признано право наций на самоопределение. И здесь существует серьезная проблема: как совместить это право с принципом территориальной целостности и нерушимости границ, также провозглашенным ООН и подтвержденным государствами СБСЕ?
В мире существует немало мелких этноконфессиональных группировок, нацеленных на создание независимых государств. Это грозит расколом планеты к концу века на 500-600 мелких государственных образований вместо разумного числа в 180-200 государств.
Доведенное до абсурда право наций на самоопределение при его абсолютной реализации ведет к распаду государственного организма, воцарению этнократии, этническим чисткам. Во-вторых, следует иметь в виду, что национальное самоопределение не обязательно означает государственное отделение (сецессию) того или иного этноса и образование самостоятельного государства, хотя и предполагает его. Оно возможно и в рамках единого многонационального государства, например в форме национально-культурной автономии, национальных районов, округов, областей и т. п.
Национальное самоопределение, в-третьих, проявляется и в добровольном вхождении самостоятельных государств в союзное, т. е. — в образовании федерации (конфедерации и т. п.).
Реализация права народов на самоопределение означает самостоятельное решение ими вопросов общественного строя, форм правления и государственного устройства, политического режима и др. Это право имеет два аспекта — юридический, о котором сказано выше, и политический, принимающий во внимание вопрос о практической целесообразности, скажем, государственного отделения;
добровольность межнациональных государственных объединений, союзов в рамках федерации или конфедерации, ассоциации, содружества и проч. Она основывается на взаимном доверии народов, обеспечивает легитимность форм национально-государственного устройства;
интернационализм, проявляющийся как взаимопомощь, сотрудничество и дружба народов многонационального государства, стремление к объединению их усилий, либо как международная солидарность (особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций в том или ином регионе планеты);
сочетание полномочий центра и мест, федеративного (союзного) и республиканского (регионального) начал — при приоритете федеральных интересов и прав. Этот принцип логически вытекает из диалектики части и целого, общего и особенного (единичного), сущности государства, он означает определенную децентрализацию государственной власти ее «вертикальное» разделение;
приоритет прав человека (гражданина) по отношению к правам и интересам этнической общности. Этот относительно новый принцип находит все больше своих сторонников. Права и законные интересы отдельных граждан следует признать первичными, ибо от того, насколько соблюдаются и реализуются они, зависят и права и интересы наций, их внешнеполитический облик;
учет религиозных особенностей народов и др.
В многонациональном государстве его властные органы могут формулировать и другие, важные именно для него принципы. Для России, например, это принцип федерализма, опоры на законно сформированные органы власти субъектов РФ, территориального единства страны и ее субъектов, «деполитизации» национальной политики и др.
Основные направления национальной политики вытекают из ее комплексного характера и вышеизложенных принципов (подходов). Их можно свести к следующим:
совершенствование экономической основы многонациональной государственности: выравнивание уровней развития отдельных регионов, оказание им материальной помощи, укрепление межхозяйственных связей на основе рыночных механизмов, поддержание баланса общенародных и национальных интересов и т. п.;
забота о решении социальных вопросов: разработка и реализация соответствующих программ, регулирование демографических процессов и миграционных потоков, решение проблем беженцев, гармонизация межэтнических отношений, учет национальных особенностей, обустройство резерваций и т. п.;
разрешение политических проблем и прежде всего — национального вопроса, что означает устранение национального гнета, поиск и реализация оптимальных форм национально-территориального устройства, своевременное выявление межнациональных противоречий, предотвращение геноцида (этноцида), межэтнических конфликтов и их причин, достижение национального примирения и согласия, преодоление сепаратизма, обеспечение прав национальных меньшинств, четкое определение границ и т. п.;
проведение интернационального и военно-патриотического воспитания граждан в духе международной солидарности, уважения к другим народам и языкам, преодоление расизма, шовинизма, антисемитизма, а также — реакционных пережитков (традиций и обычаев), формирование высокой культуры межнационального общения и т. п.
Реализация перечисленных принципов, подходов и направлений обеспечивает демократизацию и гуманизацию межнациональных отношений, постепенное и всестороннее сближение наций. Под ним следует понимать не некое механическое перемешивание этносов, не антропологическую микстуру, а взаимопроникновение, взаимное переплетение и дополнение социально-экономических, политических, культурных, нравственно-психологических сторон и аспектов жизни людей. Этот процесс демонстрируют в наши дни развитые страны Западной Европы, добровольно объединившиеся в 1993 году в сообщество с единым внутренним рынком, тесно скоординированной социальной и внешней политикой, общими внешними границами и духовными ценностями.