Социальная работа, как особого рода социальный феномен
Одним из основных слагаемых общецивилизационного процесса в XX веке стала, несомненно, социальная работа, как особого рода социальный феномен. И хотя словосочетание “социальная работа” несколько непривычно для обозначения отрасли научного знания, тем не менее, она заняла свое прочное место в системе социальных наук, став необходимым теоретическим фундаментом для развития как соответствующей профессиональной деятельности, так и всей совокупной социальной политики.
Социально-экономический опыт России последних лет, как и других стран Центральной и Восточной Европы, принадлежавших ранее к социалистическому содружеству, свидетельствует об их стремлении не только выбрать наиболее соответствующие национальным особенностям новые формы демократии и экономического развития, но и новые модели социальной политики. Ибо, как показывает мировой исторический опыт, в большинстве случаев именно от адекватности национальным интересам социальной политики, предлагаемой той или иной политической силой, зависит не только ее приход к власти, но и устойчивость развития в будущем всей социально-политической и экономической системы в стране.
Нам необходимо рассмотреть отдельные аспекты зарубежного опыта социального развития, существенным элементом которого является социальная политика и один из инструментов ее воплощения в жизнь – социальная работа. Социальная работа здесь рассматривается на макроуровне, причем особое внимание уделяется проблемам, связанным с ее социетальным характером.
Во первых мы должны понимать необходимость изучения международного опыта социальной работы. Анализ социального развития многих зарубежных стран в течение нынешнего столетия свидетельствует о наличии нескольких альтернативных путей становления и развития профессии социального работника, социального научного знания со свойственными каждому периоду и каждому из направлений собственными идейно-теоретическими основами и методами. Строительство в России нового социального института, стоит перед выбором альтернативных решений, с тем, чтобы найти единственно верный, наиболее эффективный путь развития, при опоре, в первую очередь, на национальные условия, традиции народов России, ее культуру, при трезвом учете возможностей нынешнего этапа общественного развития страны. Но при выборе пути было бы ошибочным пренебречь универсальными ценностями профессии, богатым мировым опытом социального развития.
Во вторых, мы должны обобщить существующие направления в развитии общественно-научной мысли по вопросам социальной политики и социальной работы, определить ее сущностно-функциональные характеристики, выявить общее и особенное в развитии теории социальной работы и обозначить основные теоретические позиции, служащие фундаментом разработки этой во многом новой для России отрасли научного знания.
В третьих, мы должны познакомиться с различными взглядами зарубежных и отечественных ученых на актуальные проблемы социального развития как в мире в целом, так и в конкретных странах, представляющих наибольший интерес для изучающих зарубежный социальный опыт. Рассматриваются и социальные проблемы пожилых людей, поскольку геронтологическая проблема в социальных исследованиях приобретает особое значение в условиях глобального старения населения земного шара.
Компаративные исследования дают возможность увидеть весьма разноречивые процессы социального развития в индустриально развитых странах, в частности, проблемы социальной защищенности, а также реформирования пенсионных систем и социальной политики в целом, с тем чтобы выявить общие с Россией проблемы и основные вехи на пути их решения.
Актуальность этих проблем заключается еще и в том, что традиционная для периода социалистического развития России социальная политика, многие аспекты которой послужили толчком для разработки на капиталистическом Западе доктрины «государства всеобщего благосостояния», в настоящее время, при переходе страны к рыночной экономике, переживает серьезный кризис. Россия, которая, по официальным и общепризнанным данным, в советский период не знала таких привычных для западного общества социальных проблем, как бедность, безработица, бездомность, беспризорность, сегодня вынуждена искать у себя пути и формы их решения. Причем этот поиск ведется в условиях таких типичных и для развитых постиндустриальных стран, как структурные реформы, старение населения и резкое сокращение рождаемости. Эти проблемы, в свою очередь, ставят перед Россией задачу разработки адекватной системы пенсионного обеспечения. Опыт действенности пенсионных систем уже существует в мире в различных формах и замыкается на трех общепризнанных видах социального обеспечения – государственном, частном и, смешанном. Разработка пенсионной системы, в свою очередь, заставляет задуматься о роли и участии государства в различных системах социального обеспечения.
Существуют три уже апробированные модели социальной политики, применяемые в разных западноевропейских странах на различных этапах их экономического и социального развития. Необходимо изучать положительные и отрицательные результаты использования этих моделей, и (или) принять одну из них за основу, или же выработать свой вариант, наиболее соответствующий современному этапу социально-экономического и политического развития страны и адекватным требованиям к социальной защите населения.
Оба направления связаны с мотивацией поведения индивида и, в соответствии с этим, с разработкой такой социальной политики, которая должна заставить индивида внести свой вклад в развитие общества и способствовать тем самым минимизации основных социальных проблем.
Поведение человека может мотивироваться присущими ему потребностями, и тогда социальная политика должна быть направлена на оказание помощи тем, кто стремится к самореализации в рамках соответствующих общественных структур для внесения наибольшего вклада в социальное развитие общества.
Но поведение человека может мотивироваться и страхом перед потерей работы, низкой заработной платой, голодом, наказанием за леность и прочее. Социальная политика во втором случае больше носит в себе черты принуждения, наказания. С политической точки зрения для первого типа социальной политики характерны демократические формы политической власти. Для второго варианта – усеченность демократических институтов. Второй тип социальной политики был использован в Чили после 1971 года и дал свои результаты в области экономического развития и укрепления политической стабильности. Этот тип социальной политики распространяется сегодня различными международными организациями и, в частности, Международным Валютным Фондом.
Россия стоит перед выбором адекватного для нее типа социальной политики. Этот выбор должен опираться на национальные традиции, присущие народам, населяющим эту страну, с учетом мирового опыта, накопленного другими странами, находившимися или находящимися в подобной ситуации. Компаративные исследования могут оказать большую помощь в осуществлении этого выбора.