Системный характер социальной политики
Рассмотренные выше подходы к пониманию социальной политики подводят к логическому выводу, что она системна по своему характеру, т.е. представляет упорядоченную структуру как целостность взаимосвязанных элементов, обладающую интегративным свойством. Системное понимание социальной политики важно как в аспекте ее теоретической разработки, так и в практической реализации, ибо недопустимы игнорирование одних элементов, недооценка других, неучет их взаимозависимостей.
Будучи системой, социальная политика включает: объект, субъект, субъектно-объектное отношение, реализуемое через постановку и реализацию целей, осуществление соответствующих функций, вычленение приоритетов на основе совокупности принципов.
В понятие системы входят также нормы, средства, методы, другими словами, механизм реализации целей и задач социальной политики.
Цель социальной политики — удовлетворение социального интереса общностей и человека путем решения проблем материального благосостояния, поддержки и защиты определенных слоев населения.
Основной рычаг социальной политики — выработка и реализация социальных программ, установление единой системы социальных гарантий, подкрепленных бюджетным финансированием, формирование внебюджетных государственных фондов и негосударственных фондов.
Назначение, роль, задачи и обязанности ее вытекают из общих политических функций (интегрирующей, координирующей, регулятивной, коммуникативной, функции социализации, ориентационной и др.), обусловленных природой и содержанием политики как сферы власти и отношений по поводу власти. Вместе с тем в силу специфичности социальной политики, связанной прежде всего с социальным статусом и интересом человека и группы, она имеет свои, особые функции.
Во-первых, это регулирование воспроизводства рабочей силы, воспроизводства самого человека. Интенсификация производства, внедрение современных, энергосберегающих, экологически безопасных (относительно) технологий предъявили новые требования к личностному фактору, качеству производителя, работника. Новые профессии, высокий профессионализм, ответственность, культура управления и делового общения, физическое здоровье, здоровые нравственные начала — все это приобретает приоритетное значение в деле образования, профессионализации и подготовки (переподготовки) кадров — как массовых профессий, так и специалистов узкого профиля, управленческой сферы.
Создание условий для успешного функционирования семьи, стимулирование деторождения и эффективного процесса социализации личности, подготовки человека к сознательному и активному включению в самостоятельную жизнь — первоочередная задача нормально функционирующего общества. Социальная политика и в этом плане должна быть активной, взвешенной, результативной.
Во-вторых, функция стимулирования социальной активности человека — трудовой, общественно-политической, духовно-познавательной. Для общества важно поощрение позитивных мотиваций к труду, общественной работе. Использование стимулов вознаграждения, развития корпоративной солидарности, активного участия в делах коллектива, акционерного общества, товарищества, компании, предпринимательской структуры, стимулирование экономического, делового, группового интереса, формирования позитивного имиджа профессии, служебной роли и т.д. позволяют решать достаточно успешно вопросы стимулирования позитивной мотивации социальной активности.
В-третьих, обеспечение социальной защиты населения. Это достигается посредством улучшения условий труда, быта, отдыха, пользования достижениями культуры, развитием сферы услуг, здравоохранения, оздоровлением среды обитания, оказанием адресной помощи и поддержки, выделением льгот для определенных категорий населения.
Социальная политика имеет стратегические цели и приоритеты, реализация которых представляет политико-правовой и моральный императив государства, его обязательство перед гражданами. К их числу относятся: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; существенное улучшение социальной инфраструктуры.
При достижении стабильного экономического роста и усилении ориентации экономики на более эффективное удовлетворение потребностей человека предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития, формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.
Социальная политика разрабатывается и реализуется посредством соблюдения ряда основных принципов:
• социальная справедливость;
• эгалитаризм, понимаемый как равенство социальных, личных прав, правовых возможностей, но не фактическое равенство материального положения, невозможное в принципе;
• социальная дифференциация;
• адресность поддержки слабозащищенных слоев населения;
• защита всех категорий населения от стихийных явлений, негативных факторов общественной жизни — инфляции, безработицы, роста цен и пр.;
• социальное партнерство;
• социальное равновесие, при котором исключаются острые конфликты между различными слоями и группами населения;
• поддержание стабильности в обществе, без которой невозможна мобилизация усилий государства и всей общественности по реализации различных социальных программ;
• толерантность как проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения;
• максимизация прожиточного минимума как стартовой основы при оказании социальной помощи и защиты;
• гражданский мир и согласие различных слоев, групп населения, партий, других общественных организаций и объединений, могущих своими действиями упрочить консенсусные и скоординированные основы социальной политики.
К принципам социальной политики целесообразно отнести и конкретно-историческую обусловленность вычленяемых приоритетов, отказ от унифицированных для различных категорий населения (конгломератов, групп) решений, своевременность реакции государства на возникающие болевые проблемы. В данном случае речь идет, естественно, о специфических принципах выработки и реализации социальной политики, которая подчиняется и общим принципам политического пространства, имеет органическую связь с экономической, национальной, экологической и другими видами политики, подчиняющимися принципам научности, комплексности, реалистичности, конкретности, оптимальности, планомерности, прогнозируемости и др.
Наконец, важны и такие элементы социальной политики, как ресурсы, а также формы и методы ее реализации. Формы, характеризующие конкретные проявления субъектно-объектного отношения, виды деятельности по выработке и осуществлению целей и приоритетов, весьма разнообразны и выражаются в решениях, программах, планах, создании материальной базы, мобилизации ресурсов, сборе и использовании налогов, контроле за расходованием средств и т.д. Опыт убеждает в том, что критериями эффективности форм являются их адекватность содержанию социальной политики, требованиям дня, конкретно-историческая обусловленность, целесообразная обновляемость, новизна, если старые формы показывают свою неэффективность. Что касается методов, то в их использовании требуется комплексный подход. В арсенале государства и других субъектов социальной политики имеется целый набор методов, взаимосвязанное применение которых позволяет добиться нужного результата: убеждение; использование авторитета и, если требует ситуация, принуждение; опора на закон, на общественное мнение; стимулирование, поощрение; критическая оценка сделанного, анализ и прогноз происходящего в социальной сфере; контроль и проверка исполнения; координация; проведение социального эксперимента, распространение опыта.