Особенности разрешения конфликтов на территории Российской Федерации

1. Конфликт и безопасность

Система обеспечения национальной безопасности предназначается в первую очередь для разрешения конфликтов и кризисов. Особенно сложно осуществлять управление системой обеспечения национальной безопасности в условиях кризисов.

Каждый из конфликтов, составляющих угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства обычно проходит четыре стадии: скрытый (латентный) период, проявление, активное течение (включая кризис) и последствия конфликта. Скрытый период может охватывать длительные периоды. Именно на этой стадии существует возможность реализации конструктивных мер для предотвращения перехода конфликта в следующую стадию. Проявление конфликта выражается в постепенном сползании к насилию. В ходе его усиливаются взаимные обвинения субъектов конфликта в злонамеренности, появление требований о чрезвычайных мерах, спорадические акты насилия. В сущности именно на этом периоде целесообразно включать систему обеспечения безопасности. Государство должно действовать быстро, чтобы поддержать порядок и авторитет власти. Оно должно занять позицию недвусмысленного отрицания насилия как образа политических действий. Во внутреннем конфликте первейшей задачей государства становится укрепление общественного порядка, для чего необходимы специализированные формирования для борьбы с массовыми беспорядками. Велика при этом роль судебных органов, особенно нижней инстанции, которые должны иметь четкую ориентировку по рассмотрению дел о нарушении общественного порядка и, в тоже время, сохранять верность действующему законодательству и беспристрастность. Неправомерные приговоры лишь подхлестывают насилие. Активное течение конфликта связано с проявлением открытого насилия, включая вооруженный. В этот период первоочередной задачей становится прекращение вооруженного насилия. Для этого необходимы: а) решительные заявления властей о нетерпимости насилия, сопровождаемые уверенными действиями армии и правоохранительных органов. Провокаторы и исполнители насилия должны быть задержаны, арестованы или по меньшей мере удалены из места конфликта;

б) недопущение раскола в структурах, обеспечивающих разрешение кризиса;

в) твердый контроль над объективностью сообщений средств массовой информации; г) создание механизмов достижения прекращения огня и вступления в переговоры. Ни одна из сторон конфликта не должна иметь возможность использовать перемирие для перегруппировки и пополнения своих вооруженных формирований;

д) минимизация потерь и материального ущерба, развод противоборствующих вооруженных формирований;

е) предотвращение зверств и военных преступлений. Период последствия конфликта связан с мероприятиями по его разрешению, которые охватывают как принятие неотложных мер по восстановлению нормальной повседневной жизни, так и ликвидацию глубинных причин конфликта.

Контроль конфликтов. Теория контроля конфликтов была официально признана в США в начале 60-х годов. В силу специфики международных отношений она была сформулирована первоначально в стратегической концепции “дозированного применения силы”. Следующим шагом в разработке контроля конфликта стала концепция “устрашение в ходе войны”, предполагающая сохранение достаточных сил для навязывания своей воли в ходе военных действий с применением ядерного оружия. Этим же целям служила принятая в 1962 году концепция “контроля над морем”. Она предполагала установление уже в мирное время и постоянное поддержание на наиболее важных океанских и морских театрах военных действий (ТВД) выгодного для Соединенных Штатов соотношения военно-морских сил с помощью американского военно-морского присутствия. В 1974 году с принятием концепции “выбора цели” контроль в ходе ядерной воины рассматривался как возможность держать в качестве залога ряд жизненно важных объектов противника и контролировать время и темп нанесения ударов, позволяя тем самым противнику оценивать их результата. Тем самым рассматривалась возможность ядерного «сдерживания» не только в мирное время, но и при начале военных действий и даже в ограниченной ядерной войне.

Теоретической основой контроля войн и вооруженных конфликтов стали разработки по «эскалации» конфликта. Наиболее известным исследователем такого подхода был американский ученый Г. Кан, разработавший в 60-х годах концепцию «эскалации» военного насилия. Он выделил 44 ступени использования вооруженных сил — от «демонстрации флага» до неограниченного применения ядерного оружия.

Впервые проблема использования армии на ранних стадиях конфликта была сформулирована после второй мировой войны в американской концепции «противоповстанческих действий» США. Они определялись, как военные, полувоенные, политические, экономические, психологические и гражданские мероприятия, предпринимаемые для подавления подрывных действий. В американских уставах эти мероприятия расшифровывались следующим образом: “1. Политические мероприятия состоят в назначении официальных лиц, создании политических организаций и руководстве ими, осуществлении политической обработки населения и принятии репрессивных законов и декретов.

2. Экономические мероприятия заключаются в планируемом использовании средств, выделенных на достижение экономической стабильности в стране союзнице США и служащих повышению уровня жизни населения.

3. Психологические мероприятия включают политические, военные, экономические и идеологические действия, направленные на возникновение и развитие у враждебных, нейтральных или дружественных групп населения, благожелательных настроений и взглядов или обеспечение поддержки правительственных программ.

4. Гражданские мероприятия предусматривают участие ведомств, организаций и групп в экономических и социальных программах, приносящих пользу местному населению всех сословий в таких областях, как образование, профессиональное обучение, общественные работы, сельскохозяйственные работы, транспорт, связь, медицина, санитария и другие.

5. Военные и полувоенные мероприятия страны — союзницы США являются лишь частью всех усилий по внутренней обороне и развитию и должны осуществляться в сочетании с общими усилиями страны — союзницы”.

Вооруженное вмешательство вооруженных сил США определялось этапом развития повстанческого движения. В американских уставах обычно выделяются три этапа:

1-й — скрытой и возникающей повстанческой деятельности;

2-й — организованной партизанской войны;

3-й — мобильных боевых действий.

Согласно официальным американским документам на первом этапе развития повстанческого движения используются военные советники, действующие в соответствии с программами военной помощи. Для решения частных задач (обучение и проведение психологических операций, гражданских действий) из состава сил объединенных командований вооруженных сил США на театре войны для помощи советникам могут направляться группы (команды) соответствующих специалистов. По мере развития повстанческого процесса (2-й этап) необходимо все более широкое и интенсивное выступление правительственных сил.

Соответственно увеличивается и американское (иностранное) участие в военных действиях. Более того, если повстанцы имеют шансы на победу, в некоторых случаях возможно непосредственное участие иностранных войск в военных действиях. Согласно американским уставам для участия в борьбе с повстанческим движением на 2-м этапе обычно задействуются соединения и части объединенного командования на театре войны, которые усиливаются частями специального назначения из тратегического резерва. При проведении операций на третьем этапе широко используются соединения и части стратегического резерва, дислоцирующиеся на континентальной части США. В первом эшелоне обычно применяются воздушно-десантная и воздушно-штурмовая дивизии, морская пехотам части и подразделения войск специального назначения. Использование вооруженных сил для подавления восстаний и переворотов свойственно практике и других государств мира (Франции, Великобритании, СССР).

Одно из наиболее важных, хотя и официально отрицаемых положений, которыми следует руководствоваться иностранной державе, принимая участие в конфликтах “малой интенсивности”, связано с выводом войск. Допустим, иностранная держава «ввязалась» в подобный конфликт. В какой момент она должна или может выйти из него? Одно дело, когда вывод войск завершает победу поддерживаемого режима. Но совсем другое дело, если вывод войск явился результатом неминуемого крушения существующего строя или изменений в политике иностранной державы. В первом случае вывод войск осуществляется в самых благоприятных условиях. В последнем случае он проводится «под огнем», что крайне усложняет безопасный выход иностранного личного состава из боевых действий, и что само по себе говорит о явном поражении попыток иностранного государства, предпринятых в данной стране. Принимая во внимание все внутренние и внешние результаты такого мероприятия, можно сказать, что своевременный вывод войск требует дерзкого и уверенного руководства. Этот военный маневр осуществляется в том случае, когда специалисты и власти понимают, что существующая система уже неэффективна и что даже действия иностранных войск ничего не изменят в пользу этой системы. Вывод войск в условиях, сложившихся во втором из двух описываемых случаев, лучше всего осуществить до того как иностранцы глубоко «увязнут” в конфликте и когда их вмешательство ощутимо не столь явно. Если же время упущено, то иностранные войска окажутся в крайне опасном положении. Вывод войск под огнем противника очень сложный маневр, даже при условии, что его осуществляют в высшей степени опытные специалисты. Потери как с военной, так и с политической точек зрения, по всей вероятности, будут велики. Поскольку для серьезных проблем существуют все основания, их надо учитывать еще до того, как иностранное государство примет участие в каком-либо внутреннем конфликте.

Пути разрешения войн и вооруженных конфликтов. Как было показано выше, конфликты возникают из противоречии на почве конфликтности отношений между субъектами данных отношений. Применительно к войнам и вооруженным конфликтам они вытекают из враждебной политики государств или политических партий, организаций или движений. Отсюда радикальное предотвращение войн и вооруженных конфликтов лежит в отказе потенциальных участников конфликта от применения вооруженного насилия для разрешения противоречий. В этом направлении в последние годы сделаны довольно существенные шаги. Серия договоров между СССР и Россией, с одной стороны, и Соединенными Штатами, с другой, о ликвидации целых классов ракет с ядерными зарядами — наглядное тому свидетельство.

Важное место в предотвращении конфликта занимают переговоры. Их ход во многом определяется разновидностью конфликтных отношений, которые западные политологи делят на отношения типа “схваток”, «дебатов» и «игр». Отношения типа «схватки» отличаются большой степенью конфликтности и бескомпромиссностью сторон. Конфликтные отношения типа “дебатов”, как правило, отражают нацеленность сторон на тот компромисс, в котором в большей степени заинтересованы непосредственно две конфликтующие стороны. Конфликтные отношения типа «игры» затеваются одной из сторон, чтобы заручившись поддержкой региональных или международных авторитетов, изменить сложившиеся между конфликтующими сторонами отношения или кардинально изменить реалии этих отношений. «Игра по правилам» подразумевает действия от апелляции к международным организациям до просьбы о срочной военной и экономической помощи.

Каждая из фаз конфликтам в том числе и ее высшая стадия — тоизис развивается в различных сферах функционирования субъектов конфликта: политической, военной, экономической, социальной и экологической. Несомненно, первые ростки конфликтности возникают в области экологии. В наши дни экология, внешне, не является непосредственной причиной обострения отношений. Но, на наш взгляд, весьма симптоматично, что курдский народ, проживающий на территории, где сосредоточены истоки важнейших рек засушливого Ближнего и Среднего Востока, так и не могут обрести своей государственности

По мере развития конфликта он охватывает экономическую и социальные сферы функционирования и взаимодействий его субъектов. Наиболее отработанным в США, а под их влиянием и в Европейском союзе (ЕС) и ООН, являются экономические методы воздействия на субъектов конфликта. К ним относятся:

1) замораживание собственности правительства и вкладов центрального банка страны участницы и его заграничных филиалов;

2) запрещение импорта товаров и услуг из страны-участницы;

3) запрещение экспорта товаров, техники, технических данных и любой другой информации;

4) запрещение любых сделок, касающихся транспортных перевозок в страну и из страны, участвующей в конфликте;

5) запрещение предоставления или продления любых кредитов и займов правительству страны-участницы.

Вооруженные силы США и других западных стран широко привлекаются для обеспечения подобных санкций путем проведения морского и воздушного карантина (блокады).

Способы разрешения политических конфликтов широко известны. Это референдумы, выборы, ограничение деятельности партий, организаций и движений. Для этого вида конфликта свойственно широко использовать психологические методы, ведущую роль среди которых занимает создание образа врага.

Схема развития конфликта самоопределения через отделение (сецессию). Предпосылкой требования обычно является угроза сохранения этничности группы либо угроза сохранения ее национальной государственности в составе многонационального государства. Такая угроза может проявляться: в насильственной ассимиляции; притоке иноэтнической рабочей силы, меняющей соотношение национальностей в регионе; принятии законов о привилегированном положении одного национального языка по сравнению с другими; ограничении получения образования на родном языке; ограничении деятельности средств массовой информации на языке дискриминируемой этнической группы.

Весьма болезненно оценивается этническая угроза при снижении вертикальной социальной мобильности по национальному признаку, запрет на профессию или образование выше определенного уровня. Особенно болезненно воспринимается этническая угроза в тех группах, которые исторически недавно или насильственно оказались отделенными от основного этнического массива.

Самоопределяющаяся общность формирует новую или усиливает уже существующую форму своей автономной государственности. Одновременно формируются (открыто или в подполье) политические партии националистического толка. Возможно создание подобных государственных и политических институтов даже в изгнании. Далее отделяющаяся общность стремится минимизировать свои связи с центром («война законов»).

Предотвращение войн и вооруженных конфликтов. Признание в 80-х годах XX века невозможности победы в ядерной войне поставило в повестку дня вопросы о создании условий неприменения военного насилия для достижения политических целей. Эти условия определяются политическими и материальными обстоятельствами.

Соглашения СССР (России) и США о решительном сокращении ядерных вооружений наглядно свидетельствует о большой политической воле противоборствующих сторон не допустить военного столкновения, а также о решительном сокращении материальной основы ядерной войны. Это стало возможным вследствие того, что политическая и военно-стратегическая обстановка исключает побуждение у противоборствующих сторон применить ядерное оружие первым. Кроме того, ни у одной из сторон нет возможности нанести обезоруживающий первый (упреждающий) удар из-за угрозы получить в ответ неприемлемый и сопоставимый ущерб. Вместе с тем, следует признать, что сохраняются условия несанкционированного и случайного применения ядерного оружия. Среди причин несанкционированного возникновения ядерной войны можно указать: технические неполадки (отказ в работе) отдельных блоков в системах оружия; ошибка в системах раннего предупреждения; отклонение от норм человеческого поведения у людей, эксплуатирующих ядерную технику; политический (военно-стратегический) просчет руководства.

В настоящее время войны и вооруженные конфликты ведутся обычными средствами. Отсюда возрастание значения стабильности обычных вооружений. Под ней понимается стабильное равновесие между противостоящими вооруженными силами, при котором стороны уверены, что агрессия любой из них не будет иметь успеха, а обороняющаяся сторона окажется в выигрыше. Такое равновесие побуждает наращивать оборонительные, а не наступательные возможности. Сохранение такой стабильности основывается на следующем:

а) Лишение возможностей проведения крупных наступательных операций, ориентированных на разгром вооруженных сил (их группировок) противостоящей стороны, захват территории. Невозможность в связи с этим заблаговременного скрытого сосредоточения сил и средств, в определенный момент и на определенном направлении и, следовательно, достижения внезапности (стратегической и оперативно-стратегической). Наличие режима преобладания обороны над наступлением, при котором проведение наступательных операций ведет не только к огромным материальным затратам, но и политическим издержкам.

б) Недопущение нарушения равновесия за счет развития (модернизации) систем оружия как охваченных, так и не охваченных отграничивающими соглашениями на конкретных этапах. Соответствие системы управления войсками в мирное и военное время в различных условиях обстановки политическим и военным руководством страны.

Эти условия в значительное степени отражены в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ), подписанном в Париже 19 ноября 1990 года. Заключение серии договоров о снижении военного противостояния сопровождается серией мероприятий организационного характера.

2. Особенности управления в конфликтах

Особенности принятия решения в конфликтных и кризисных ситуациях. Развитие конфликта зависит не только от объективных условий, но и от субъективных качеств руководителей противоборствующих сторон. В теоретическом плане в поведении руководителей при конфликтных (и кризисных) ситуациях можно выделить следующие этапы кризисного управления:

1) первый составляет еще часть нормальной повседневной деятельности. Появляется осознание напряженности в отношениях, но стороны не отказываются вести себя в духе сотрудничества. Отказ от поиска согласия приводит к эскалации конфликта;

2) второй состоит в колебаниях сторон между позициями сотрудничества и соперничества. Hалицо осознание общих интересов, но позиции сторон определяют собственные желания при возрастании их значимости. Расширяется сфера спорных вопросов;

3) третий — этап конкретных действий. Нарастает страх, что уходит почва для совместного решения проблемы. Стороны надеются путем нажима и твердостью выдавать перемену позиции оппонента. Действительные проблемы конфликта поменяются общей характеристикой противника («коммунисты», «радикалы», «демократы» и т.п.) для его негативной идентификации;

4) четвертый непрерывное paсширение разрыва между противостоящими сторонами. Оба субъекта отказываются считаться с чувствами друг друга. Стороны обоюдно испытывают чувство, что противоположная сторона связала свою волю. Если конфликт не удается остановить на этом этапе, эскалация начинает драматически наращиваться;

5) пятый переход к насилию. Представления о мире полностью завязаны на конфликт, а индивидуальные восприятия и оценки конфликта исчезают. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противной стороны застывает в жестком образе врага. Угрожая и вызывая, обе стороны стремятся к полному контролю над ситуацией, подстегивая эскалацию конфликта.

Решение на проведение какого-либо действия, особенно на применение вооруженного насилия, предполагает предварительную сравнительную оценку своих возможностей и возможностей противоположной стороны. Составными элементами такой оценки могут стать: состояние имеющихся сил и средств вооруженной борьбы; размеры сил и средств, которые могут быть использованы в данном конфликте; материальные и моральные ресурсы сторон; возможности создания коалиции и потенциал союзников; вероятность достижения поставленных целей; сопоставимость цены достижения целей с вероятным ущербом и т.п. Благоприятная оценка отнюдь не означает автоматического решения на использование военной силы. Немаловажную роль играет готовность и способность руководства по крайней мере одной из конфликтующих сторон пойти на это. Среди факторов, влияющих на решение о вооруженном насилии, следует упомянуть и внутреннюю социально-психологическую атмосферу, и исторически установившиеся традиции поведения общества, государства вовне и в сфере отношений между конфликтующими сторонами, и существующий уровень враждебности и, наконец, наличие рецидивов вооруженного насилия в исторической практике конкретных социальных систем.

Принятие решения на использование вооруженного насилия в конфликте представляет качественный скачок, в котором особое значение имеет мотивация человека или коллективного органа, принимающего решение. С этой точки зрения можно выделить три типа мотивации страны-участницы конфликта. При более или менее осознанной, «рациональной’ мотивации, цели принявшего решение государственного органа или лица носят более или менее конкретно материальный характер (приобретение территории, экономических прав и т.д.), ограничены во времени и пространстве, а конфликт рассматривается как «наиболее возможный» или даже наилучший при сложившихся обстоятельствах способ достижения своих целей. В данном случае конфликт представляется как «необходимое» средство для достижения поставленных целей. Другая, чисто «реактивная» мотивация возникает тогда, когда принимающий решение заранее не рассчитывает на какую-то выгоду от конфликта, но под влиянием внешних или внутренних обстоятельств, либо собственных представлений или предрассудков не видит возможности поступить иначе. Конфликт воспринимается как вынужденная необходимость, а иногда и как проявление собственной «стойкости» и «силы». «Иррациональная» мотивация присутствует тогда, когда ставятся неконкретные и далеко идущие цели, достижение которых связано с преодолением большого количества препятствий или вообще трудно выполнимо.

Решения в ходе развития конфликта определяются двумя важнейшими факторами: имеющимися ресурсами и типом мотивации принятия решения. Для «рационального» подхода свойственен тщательный учет «цены» достижения цели и ожидаемых выгод от этого. Он же диктует взвешенный выбор средств ведения конфликта. При «реактивной» мотивации продолжительность участия в конфликте и его эскалация зависят во многом от сохранения обстоятельств, существовавших при принятии решения. Добровольный же выход из конфликта наиболее вероятен при изменении первоначальных обстоятельств в выгодную для принявшего решение сторону. «Иррациональная» мотивация открывает поистине необозримый спектр возможных решений. Одновременно, крайне затрудняется поиск компромиссов в ходе конфликта и быстрое его урегулирование. Изменение мотивации принявшего решение возможно только под прессом неоспоримых негативных последствий продолжения конфликта.

При принятии решения в ходе вооруженного конфликта велика роль поведения противной стороны («стратегии противника»). Причем при навязывании конфликта противной стороны другой субъект действует под влиянием «реактивной» мотивации со всеми ее особенностями.

Возникновение, развитие и прекращение конфликта является не произвольным процессом, а цепью большого числа решений, связанных с эскалацией или деэскалацией враждебных действий, выбором средств и методов ведения борьбы и т.п. При этом личностные характеристики государственного руководства часто оказывают существенное влияние на протекание, интенсивность и направление развития конфликта. Современная политология выделяет различные подходы к определению типа личности руководителя. Среди них можно выделить следующие:

1) авторитарные и демократические руководители в зависимости от их отношения к гражданам государства;

2) традиционные, рационально-легальные, харизматические по способу легитимности власти;

3) собирательные образы лидеров: знаменосец (идеал), служитель (выразитель интересов своих приверженцев и избирателей), торговец (способность убедить граждан и привлечь массы), пожарный (ориентация на острые проблемы);

4) преобразующий лидер (действует прорывами), деловой лидер (действует компромиссами, налаживанием отношений);

5) активно-позитивный, активно-негативный, пассивно-позитивный, пассивно-негативный (по характеру руководителя).

Не исключены и другие подходы к классификации личностей руководителей.

Конфликт может быть завершен или прекращен на любой из его фаз, включая вооруженную. При этом процесс завершения (прекращения) может включать четыре подсистемы:

1. Процесс решения означает осознание сторонами, участвующими в конфликте, бесперспективности его разрешения с помощью насилия и принятия соответствующего решения. Он начинается в момент, когда противники приходят (обычно раздельно) к выводу о том, что возможный компромисс предпочтительнее насилия, в том числе вооруженного. Процесс решения продолжается с данного момента вплоть до завершения конфликта.

2. Коммуникационный процесс включает подачу сигнала о готовности вступить в переговоры, а затем сообщение об условиях встречи и достижения урегулирования путем переговоров. Можно выделить три пути уведомления: декларации, конфиденциальные послания, демонстративные действия.

3. Переговорный процесс предполагает достижение соглашения о наиболее приемлемых компромиссных решениях (урегулированиях).

4. Процесс осуществления состоит в воплощении в жизнь достигнутого соглашения.

Факторы, влияющие на принимающих решение, могут быть объединены, в четыре широкие категории:

1) отношения между противоборствующими сторонами;

2) внутреннее положение каждой из сторон;

3) отношения с союзниками;

4) внеконфликтные факторы.

К первым относятся: выгоды от приращения территории или доступа к сырью; ресурсы сторон для начала и продолжения конфликта; имеющиеся материальные и людские потери; предполагаемые издержки при поиске альтернативных результатов; и имеющиеся или возможные потери у противника.

Наиболее опасной стадией политического конфликта является кризис, как предпоследний шаг перед применением военной силы. Можно выделить следующие модели кризисного поведения.

а) Балансирование на грани войны. Здесь нужно: четкое знание взглядов людей, причастных к кризису; важность понимания хрупкости модели устрашения; необходимость подготовки руководителей; сохранение ядерного потенциала.

б) Создание кризисов для оправдания задуманной агрессивной акции. Примером может служить Тонкинский инцидент 1964 г. Сначала была провокация для мобилизации общественного мнения. Затем предъявление противнику неприемлемых условий со ссылкой на общепринятые международные принципы. Использование отклонения требований для использования вооруженных сил.

в) Демонстрация силы, т.е. явные, открытые, неслучайные, санкционированные правительством и зачастую руководимые им действия по сосредоточению вооруженных сил в целях воздействия на потенциальных противников или союзников. Иногда она называется американскими теоретиками «политическим использованием силы».

Антиподом подталкивания кризиса является кризисная стабильность. Она предполагает отсутствие побудительных материальных и психологических причин к нанесению упреждающего удара в ходе развития кризиса. Американские теоретики видят стабильность в наличии материальных возможностей для нанесения ответного удара, способного нанести неприемлемый ущерб.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *