Концепция индивидуальности
Концепция индивидуальности: более или менее полное представление о том, что представляет из себя человек, каковы основные характеристики его жизненного психологического пространства.
1. Концепции индивидуальности — полюсные: на одном полюсе продукты редукционизма (психоанализ, бихевиоризм), на другом — экзистенциальные и гуманистические подходы, опирающиеся на понятия «полноты существования», «смысла жизни», «экзистенцциального вакуума», «самореализации» и т.п.
Естественно, что анализ проблем клиента существенно отличается на разных «полюсах».
2. Концепции индивидуальности обязательно включают в себя понятия индивидуального, надиндивидуального (в разных подходах это могут быть общество, семья, жизненный мир) и доиндивидуального (стереотипы, заданные индивидуальности еще до ее появления на свет, но определяющие ее существование, например, архетипы Юнга).
Надиндивидуальное всегда «враждебно» индивидуальному, социальное окружение индивида всегда будет «дурным», иначе не нужна психотерапия. Терапевт выступает в роли адвоката по отношению к клиенту и прокурора по отношению к окружающему его миру.
3. Концепции индивидуальности представляют ее конфигурацию (строение) посредством типологического описания (типы Кречмера, Фрейда, Юнга, многофакторные модели — Кеттелл).
4. Концепции индивидуальности требуют метафор.
а) целое всегда неоднородно, состоит из частей, поэтому индивидуальность может уподобляться большим объектам, состоящим из частей — дом, корабль, муравейник . . . Главное здесь совокупность, взаимосвязь частей.
б) Сценарий (Берн)
в) Программа
5. Концепции индивидуальности всегда подразумевают наличие «другого» — т.е. людей, окружающих человека, тех, с кем он соприкасается.
а) для анализа «других» можно воспользоваться так называемой актантной моделью, которая закрепляет за отдельными типичным персонажами те или иные функции (например в сказках — вредитель, даритель, помощник, царевна, отправитель, герой, ложный герой; еще пример: — Эдипов комплекс: ребенок — герой, отец — вредитель; игры в концепции Э. Берна).
б) актантные модусы — связи могут быть положительными и отрицательными;
в) актантные дистанции — близость и удаленность в расположении от другого;
г) актантные связи могут быть симметричными и асимметричными
д) другая модель для описания «другого» основана на противопоставлении индивидуальности протагониста «дурному другому»
е) «другое» может быть и не антропоморфным: например, различные стихии (огонь, вода, земля, воздух) могут рассматриваться как источники влияния на формирование частей или состояний индивидуальности.
6. Концепции индивидуальности представляют ее как состоящую из частей — инстанций (доктор Джекил и мистер Хайд; «Я», «Оно», «Сверх-Я»; «Родитель», «Взрослый», «Ребенок» и т.д.).
а) части могут быть историческими и функциональными (как, например, в НЛП);
б) можно различать части-стихии, отличающиеся многообразием, неоднородностью (например, коллективное бессознательное) и части-образы, представленные единичным персонажем (enigma);
в) части могут быть постоянными и переменными;
г) части могут быть антропоморфными (субличности) или нет;
д) наиболее часто встречающиеся пути формирования частей индивидуальности — интериоризация надиндивидуального или доиндивидуального;
е) части индивидуальности могут находиться в разных соотношениях:
-центр — периферия
-доминирование — подчинение
-агрессивность — покорность
-мир — конфликт
-конструктивность — деструктивность
Общее правило — каждая часть максимально стремится к собственному самоутверждению, влиянию и росту за счет других (внутриличностный конфликт).
ж) метафоры для обозначения частей индивидуальности лучше всего заимствовать из семантической сферы «человек»: боги, герои классической древности, занятия, профессии, пол, возраст; они могут быть и неантропоморфными: животные, различные виды энергии, растения, явления природы; кроме того, нужна и объединяющая метафора: «вечеринка частей», «семинар», «зоопарк», «клумба».
7. Части — инстанции индивидуальности отделены друг от друга и от надындивидуального границами. Классический пример границы — цензура Фрейда, его разделения на сознание, предсознание и сферу бессознательного. В рамках гуманистической психологии граница очерчивается пространством образа-Я.
Граница (в глубинной психологии) сформирована системой запретов, а в психотерапии проявляет себя как сопротивления воздействиям.
а) важно понятие прочности и надежности границ: в одних случаях их излишняя жесткость является свидетельством наличия патологических симптомов (например, аутизм), в других — работа связана как раз с попытками их укрепления (расщепление);
б) границы в отношении надындивидуального отделяют «свое» от «чужого», кроме того, патологическое — это всегда чужое;
в) относительно границ можно пользоваться метафорой таможни: человек может быть склонен пропускать через нее все или ничего, дополнить эту метафору возможно другой — пограничная ситуация, «зона».
г) Тема границы в гештальте: здесь речь идет о границе контакта организм. Среда, которая вовсе не совпадает с границей тело-среда. На границе контакта мы сталкиваемся с «приграничными» явлениями, происходящими по причине постоянного давления на границу как со стороны организма, так и со стороны Среды. Одно из этих приграничных явлений — проекции — прорывает границу изнутри, перенося помещающиеся внутри представления на внешние объекты, а при интроекции происходит все наоборот. Конфлюенция предполагает открытость границ, а дефлекция — отгороженность от мира.
Психотерапевтическая акция.
Особенность в том, что в большинстве психорапевтических текстов представлена «метапсихология» авторов тех или иных концепций личности и терапии. Сравнительно реже речь идет о самих действиях психотерапевта, о технике.
Техника — это та часть психотерапии, которая непосредственно предъявляется пациенту с тем, чтобы вовлечь в данную терапию.
В психотерапии есть очень сильно выраженный гедонистический аспект: обыденно-рутинный мир повседневности противопоставляется карнавально-игровой психотерапевтической ситуации. Здесь имеет место и интимный характер самого процесса, «эротика переноса», снятие социальных запретов — всего того, в чем отказано в реальной жизни. Празднично—карнавальные элементы присутствуют как в индивидуальной, так и в групповой терапии.
К сожалению, помимо «гедоистического» и «интересного» приходится иметь дело еще и с клинической реальностью, уделять внимание действительным проблемам пациента. Поэтому можно встретиться с отрицанием идеологии (речь идет об эклектике), но нельзя столкнуться с отрицанием техники. Все, что придумано в теории, должно быть подкреплено той или иной техникой.
Техническая акция — это то, что терапевт задумывает и делает сам в основном вне зависимости от того, какова будет реакция пациента. Ситуация — это то, куда мы попадаем вместе с клиентами. Психотерапевтическая стратегия понимается как управляемая акциями ситуация или их последовательность.
В разных терапиях мы видим разные типы отношения терапевтической ситуации к миру пациента. Для лучшего понимания сущности терапии важно определить, как конкретно та или иная терапия соотносится с его личностью и жизненным миром.
1. Подражательный. Психотерапевтическая ситуация формируется так, что она подражает тому, что происходит в так называемой реальности. Самый простой пример — психодрама.
2. Антагонистический. Ситуация потивоположна тому, что происходит в психике, в мире пациента: гипноз (гипнотическая песня про море и солнце), аутогенная тренировка, трансцедентальная медитация. Терапевтическая ситуация создает противовес перенапряжению пациента, вызываемого реальными обстоятельствами.
Кроме того, в любой парадигме техника должна быть интенсивной, сподручной, соответствовать принципу наименьшей траты сил. Поэтому появляются варианты «short term» терапий.
Игра
«Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенном в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь».
1. абсолютно обязательные правила являются основой для процессуальной этики;
2. сознание «иного бытия» создает условно-игровой элемент: иные виды терапии жестко детерминированы не договором о правилах их протекания, их определяет сам терапевт, пациенту предъявляется только результат (пациент под наркозом не наблюдает изменений в себе, у него не возникает сопротивлений, не проводится обсуждения протекания терапии и т.д.)
3. Психотерапия занимает противоречивое место среди терапий: с одной стороны, она находится вне сферы полезного производства и объективной научности, с другой ей предъявляются требования результата. Имеет место противоречие между внутренней «художественно-артистической» свободой и внешним существованием в режиме «научности», «отчетности», «полезности».
4. действие внутри установленных границ места и времени создает условность терапевтической ситуации, которая сродни театральной.
Четыре типа игр:
1. Агон (борьба). Тип игр, построенный на принципе соревнования и борьбы с противником (сопротивление и перенос в психоанализе)
2. Алеа (жребий). Игры, построенные на случайности, удаче, жребии (говорите все, что приходит вам в голову)
3. Мимикрия (подражание). Воспроизведение разных типов человеческой деятельности (сюжетно-игровые практики)
4. Иллинкс (головокружение). Гипноз, ЛСД, пневмо-катарсис, экстатические процедуры.
В психотерапевтической практике возможны и необходимы сочетания игровых техник.
Для создания игры целесообразно определять ее структуру:
1. нормативно технический элемент — правила, т.е. предписания и запреты;
2. нормативно-сценарный — описывает развитие событий в идеальном варианте;
3. спонтанно-ситуационный — связан с непредсказуемой частью игры
4. хроно-типологический — определяет пространственные и временные закономерности игрового процесса.
У игры имеется процедурный план — то, что мы должны сделать, и перспективный план — цель, которую мы преследуем в объеме целого психотерапевтического процесса. Пример процедурного плана -амплификация — расширение и углубление картины сновидения посредством направленных ассоциаций с параллелями из символической и духовной истории человечества — мифология, мистика, искусство, религия. Перспективный план здесь и индивидуализация, т.е. обретение пациентом самости посредством конфронтации с архетипами.
Консоция
Между психотерапевтом и клиентом возникает особая связь: в психоанализе — перенос, в гипнозе — раппорт, в психодраме — «теле», в гуманистической терапии — конгруэнция. Эту связь можно обозначить термином консоция (лат. объединять, сдружить). Важно, что эта связь формируется терапевтом сознательно и последовательно.
Конечно, можно провести границу между спонтанной и «рукотворной» связью. Например, возникновение и развитие психотерапевтической ситуации в психоанализе мыслится его приверженцам именно так. Однако, в гипнозе и гуманистической психологии положение прямо противоположное. В поведенчески-когнитивных терапиях можно говорить о рабочем альянсе, основанном на приверженности реалистическому взгляду (здесь «рациональная терапия Эллиса). Фрей говорил, что «первой целью лечения остается привязать больного к личности врача».
«Рукотворная» консоция может иметь форму договора, терапевтического контракта: правила, запреты терапевтической коммуникации, причем их обсуждение с клиентом составляет часть психотерпевтического процесса в целом. Здесь интересно сопоставление и противопоставление вербальной и невербальной коммуникации и обсуждение «рассогласований» с клинтом (блокнот).
Метафоры для консоции:
1. актантные связи
2. каналы
Трансферт (перенос) — процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами (прежде всего в рамках аналитического отношения). Фрейд использовал понятие «трансферентный невроз»: пациент «с необходимостью повторяет отрицательные переживания прошлого как нечто происходящее с ним в данный момент, а не как нечто, что происходило с ним когда-то».Это воспроизведение прошлого всегда имеет своей основой какие-то эпизоды сексуальной жизни, пережитые в раннем детстве,…, которые вновь проигрываются в сфере отношения больного к лечащему врачу.
Анна Фрейд классифицирует переносы:
1. Перенос защиты — повторение тех мер, с помощью которых пациент в ранний период своего развития пытался защитить себя от болезненных побуждений (например, демонстрация враждебного отношения к терапевту как повторение враждебного отношения в детстве к тем, кто проявлял симпатию и заботу, расцениваемые как опасность).
2. Реагирование в переносе — перенос находит выход в повседневной жизни пациента ( а не только во взаимоотношениях с терапевтом). Эмоции, возникшие в течение сеансов, направляются на людей, находящихся в ближайшем окружении (отреагирование ситуации).
В гуманистически и экзистенциально ориентированных терапиях речь идет об эмпатии как основном средстве создания консоции. Способность к эмпатии возникает как следствие существования «врожденного чувства общности… — это космическое чувство, которое воплощено в каждом из нас…» (Р. Мей).
«Контакт двух личностей похож на соединение двух химических элементов: оба изменяются, если происходит реакция. Если психотерапия идет успешно, предполагается, что терапевт оказал влияние на клиента, но возникновение такого влияния возможно лишь в том случае, если врач тоже испытывает на себе воздействия пациента» (К. Юнг).
Роджерс выделяет четыре аспекта терапевтических взаимоотношений:
1. Теплота и отзывчивость по отношению к клиенту ( в сочетании с самоконтролем).
2. Предоставление свободы в выражении чувств.
3. Структурированность отношений (клиент не может руководить консультантом).
4. Свобода от любого давления и принуждения.
Эксвизиция
Сбор информации о клиенте — интервью, исследование с помощью проективных тестов и т.д. может быть объединено единым понятием. Эксвизиция — (лат. exquisito — исследование) процесс определения объекта приложения терапевтических усилий. Эксвизиция исследует то, что должно быть подвергнуто терапевтической процедуре.
Какие есть особенности?
1. Часто на процесс исследования уходит много времени, поэтому трудно проявить терапевтическую сноровку и харизму.
2. Интимность: глубина рассказа о переживаниях не идет в сравнение даже с исповедью. Интимность достигается попустительским отношением к содержанию излагаемого клиентом, отсутствием внешнего морального давления (требующего искупления). Важно, что здесь есть «нарциссический» компонент — терапевт удовлетворяет свое житейское любопытство, получает удовольствие от процесса терапии.
Направления эксвизиции:
1. Вертикальное. Путь к истокам формирования личности через длительную процедуру припоминания (архиниция и эвольвенция)
Архиниция. Здесь уместна археологическая метафора — раскопки древних цивилизаций: пренательный опыт (Гринкейр), появление на свет (Ранк — травма рождения), ранне детство (Фрейд), семейное бессознательное (Шонди), коллективное бессознательное (Юнг), планеты и галактики (Гроф), сценарий-матрица (Берн). Везде речь идет о первотолчке, точке, с которой начинается история индивида, чем-то таком, что в конечном итоге оказывает решающее влияние на ход развития личности. Первичные переживания рассматриваются как исконно-подлинные, а все остальное — как продукт отчуждения (порчи!).Например: в зкзистенциальной психологии- постулат о извращении первичной природной естественности.
Эвольвенция . Нормативная хронология истории развития индивида (Фрейд, Эриксон). Здесь возникает задача и возможность «предсказывать назад» (здесь и сейчас может быть противопоставлено «возрастной регрессии»).
2. Объемно-горизонтальное — расширение круга рассматриваемых проблем ( напр., от узкоклинического до экзистенциального, т.е. от непосредственных жалоб до охвата целостной картины жизни).
Компоненты эксвизиции:
1. Выбор. Здесь надо помнить о презумптивном характере эксвизиции — ее содержание всегда определено школьными и личными предпочтениями терапевта (поэтому клиентам снятся сны с фаллическими символами и архитипическими сюжетами). Это лежит в основе т.н. гипердиагностики — терапевт может видеть то, чего на самом деле нет.
2. Изоляция. Речь идет о отделении «важных» проблем от «неважных». Это может происходить спонтанно, а может обсуждаться с клиентом. Результат — выделение ядра и фона проблематики.
3. Укрупнение (обогащение). То, что выбирается может быть подвергнуто увеличению, симптом рассматривается как бы через «увеличительное стекло». Например, трансфертное обогащение, амплификация, т.е. сознательное усиление симптома.
Важно понятие эксвизиционной провокации, т.е. система процедур, позволяющих добиться самораскрытия клиента:
— разного рода процедуры (в том числе и познавательные),
— проективное тестирование
— использование других тестов
— измененное состояние сознания (анализ сновидений)
Переход эксвизиции в собственно терапевтическую акцию отмечен интерпретационным действием!
Транстерминация (ИСС)
Транстерминация — есть часть акции, направленная на изменение состояния сознания пациента.
1. Можно выделить две основные транстерминационные стратегии: манифестную(гипноз, пневмокатарсис — явная форсированная процедура) и латентную (отказ от явных усилий навести ИСС).
2. Сознание изменено только по сравнению с тем состоянием, что имело место к началу терапевтического процесса. Невозможно установить зависимость между интенсивностью транстерминационного усилия терапевта и действительной глубиной ИСС клиента.
3. ИСС является фактором, формирующим психотерапевтическую ситуацию таким образом, что контроль над ней находится в руках терапевта. Его сознание остается предельно ясным, так что в отличие от пациента он ситуацию отслеживает и меняет.
4. ИСС — сфера свободы, личность освобождается от требований повседневности, погружается в утопический мир, движется в сторону «утерянного рая».
Различные способы трантерминаци:
1. Дискурсивная трантерминация — состояние сознания становится предметом непосредственного обсуждения, оно описывается, включается в рабочий договор.
а) дескриптивная: дыхание ровное, сердце бьется…;
б) метафорическая: образы моря, неба…;
2. Сенсорная транстерминация
а) депривационная (использование невербальных средств, например, прикосновений);
б) стимуляционная (свет, музыка, массаж)
3. Абсурдная транстерминация — парадоксальная интенция Франкла, терапия, нуждающаяся в употреблении ненормативной лексики, выражение терапевтической ненависти и веселого садизма, техника «пустого стула», отождествление себя с разными частями своего тела.
4. Комически-смеховая транстерминация
5. Физиогенная трантерминация (ЛСД, пневмокатарсис)
6. Идеологически ориентированная транстерминация (беседы о смыслах и ценностях, открытие новых экзистенциальных перспектив и связанные с ними ритуальные практики — психосинтез «гора»)
7. Ситуационная транстерминация:
а) оформление (богемно-небрежное или медицински-стерильное)
б) группа (принадлежность к массе ослабляет контроль сознания)
в) морито-терапия — помещение пациента в изолированное пространство с постепенным возвращением к заурядному режиму коммуникации и жизнедеятельности
Эстетическая транстерминация — театр, живопись, музыка т т.д.
Следует выделять консоционный и харизматический аспекты
Харизма
Непосредственно-практическое значение харизмы с точки зрения структуры психотерапевтического действия в том, что ее существование так или иначе связано с измененным состоянием сознания..
Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности: это с равным успехом может быть основатель мировых религий (Моисей, Будда, Христос), государственные и военные деятели (Наполеон, Чингисхан, Гитлер, Ленин, Троцкий, Ганди).
По М. Веберу «харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особенными силами и свойствами, недоступными другим людям». В самой сердцевине психотерапевтической реальности присутствуют харизматические феномен, т.к.
1. психотерапия развивается сектами, формирующимися вокруг обожествляемого учителя;
2. гипотетические достоинства новых подходов (якобы появляющихся как результат долгой исследовательской работы их авторов) нуждаются в защите от консервативных сторонников устаревших парадигм;
3. большинство пациентов убеждены, что терапевт одарен нетривиальными способностями, позволяющими ему с особой силой, не поддающейся рациональному объяснению, влиять на личность и здоровье пациента.
И. Шиффер: аспекты харизмы:
1. Charisma of foreiner харизма человека со стороны) — иное происхождение, наличие признаков «пришельца».
2. Charusma of imperfection (харизма неполноценности) — ущербность, болезнь, стигма: горб, хромота, заметное родимое пятно, яркие признаки душевной болезни, особенно «священной» эпилепсии, склонность к демонстративно-парадоксальному поведению.
3. Призвание — сакральное (явление ангела, голосов) или светское (инсайд своей миссии). Признак — нарративная или демонстрируемая отождествленность с узким кругом идей или действий, одержимость, «встреча с судьбой).
4. Charisma of the fighting stance (бойцовская позиция харизмы) — харизматическая личность всегда востребована ситуацией кризиса. Любое действие по выходу из кризиса неизбежно натолкнется на сопротивление, лидер, выдвинутый группой — человек, характеризующийся экстремальной интенцией. Он никогда не успокаивает, не преуменьшает опасностей и трудностей, но демонстрирует готовность встретить любой вызов даже ценой гиперболизации опасностей.
5. Charisma of hoax (харизма притворства) — относится к внешне-театральной стороне деятельности. Чтобы быть харизматическим надо бросаться в глаза, проявлять динамично-агрессивный стиль в поведении. Здесь для описания харизмы хорошо использовать следующие две метафоры из области клинической психиатрии:
а) харизматическая личность – демонстративна-истерична — «…она имеет потребность казаться себе и другим чем-то большим, делать вид, что испытывает переживания в большей мере, чем она способна их испытывать» (К. Ясперс);
б) харизматическая личность паранойяльная — самым характерным свойством параноиков является их склонность к формированию т.н. сверценных идей, во власти которых они потом оказываются. Самой важной такой сверценной идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности (Ганнушкин). Классическим сочетанием является присутствие двух феноменов: «паранойя изобретения» и «паранойя борьбы».
(вопрос о произвольности харизмы, умышленном и целенаправленном ее построении)
6. Innovative life style ( новаторский жизненный стиль) — харизма живет новизной.
Конвинкция и дизвинкция
Любая клиническая реальность должна быть переписана с языка, в котором доминируют жалобы, симптомы и синдромы, на язык желаний, конфликтов, препятствий, где будет место инстанциям, границам …
Связи между симптомом и факторами, вызывающими его чрезвычайно многообразны и могут быть истолкованы в терминах самых разных концепций:
— симптом и детская травма
— симптом и невротическое стремление к превосходству
— симптом и ошибочные умозаключения
— симптом и реальное восприятие ситуации, в которой находится клиент и т.п.
Терапевтическая практика основана на построении (конвинкция) и на разрушении ( дизвинкция) связей; разрушение и воссоздание связей и есть основной элемент психотерапевтического действия.
Имеется связь с эксвизицией и транстерминацией:
а) результат эксвизиции — установление наличия связей, которые следует разорвать;
б) транстерминация сопровождает процесс (хотя необязательно, например в когнитивной терапии), иногда трудно разделить, где кончается транстерминация и начинается винкция.
Интересно понятие комплекса (Эдипа, кастрационного, вины, Электры, неполноценности и т.д.), как чего-то, что нуждается в распутывании, анализе (analysis — разложение, расчленение, освобождение, избавление; Пенелопа распускала саван, который плела днем в ожидании Одиссея — анализировала):
— истерия — выгода, которую преследует истерик, демонстрируя свое расстройство;
— шизофрения — расщепленность, следовательно, установление потерянных связей между инстанциями;
— экзистенциальная пустота, нарциссический дефицит — незавершенность гештальта.
Виды винкций (различаются степенью активности терапевта):
1. распорядительная винкция (директивная модальность гипноза и аутогенной тренировки);
2. аллюзивная винкция — метафоры
3. создание винкционной ситуации:
-молчания терапевта
-изложение рефекцинной легенды
-плацебо-конвинкция: Милтон Эриксон предлагал клиентам взобраться на гору Скво и затем представить отчет о произошедших с ними изменениях
-воздействие на факторы, препятствующие возникновению связи (работа с сопротивлениями)
4. парадоксальная винкция: соответствующая абсурдной трантерминации (например, демонстрация терапевтического сумасшествия терапевтом вместо ожидаемого профессионально-дидакточеского поведения)
5. практика воспроизведения ситуации, которая оказала решающее воздействие на возникновение и развитие патологии (воспроизведение иили подражание какой-то сцене)
Инсайт — результат нахождения связи пациентом
Катарсис — результат разрушения связи
Катарсис и инсайт практически всегда сопровождаются транстерминаций. Но термины, сопровождающие полноту картины удачного психотерапевтического действия должны звучать как катарсайт и инсис.
Дизвинкция всегда актуальней, конвинкция и дизвинкция — не симметричны друг другу
Психотерапевтический текст
1. Психотерапевтический текст должен быть привлекательным, т.к. он призван утвердить и распростанить школьные идеи. Изложение того, как излечивать пациентов часто является в нем вещью второстепенной. На первый план выходят нарциссические и харизматические устремления автора. Все это, если нет цензуры. Если есть — «Лечение гипнозом заболеваний органов дыхания у детей в возрасте 10-15 лет в санаторно-курортных условиях Западного побережья Крыма».
2. Названием автор очерчивает идеологические пространство:
«Расколотое Я» Лэинг
«… помойное ведро» Перлз
«Психосинтез» Ассаджиоли
«Терапия центрированная на клиенте» Роджерс
3. Существуют различные жанры — способы воздействия на читателя:
Манифест — провозглашение существования и описание принципов нового метода.
а) Главное здесь обосновать, что несмотря на существование многих других, новый метод просто необходим.
б)Причем важно, что потребность в новом методе возникает не как следствие желании или произвола его автора, а как ответ на вызов времени.
в) Явно или скрыто манифест направлен против образа иных школ (латентная диффамация), т.к. сцуществование негодных школ обосновывает необходимость существования «нашей».
Трактат — генерализация идей новой школы или направления, выход за рамки собственно терапии и конструирование метапсихологии, описание реальности (в т.ч. и психической), в которой существует личность. Все феномены этой реальности сводятся к некой концепции, формируется оригинальный терминологический аппарат (терминологический гипноз).
Толкование сновидений
Психологические типы
Игры, в которые играют люди
Патент — описание технического изобретения и особенностей его применения. Патент построен на системе предписаний и запретов. Причем «разрешающая часть» является более продуктивной:
Эриксое преодолел запрет на нелогическое построение гипнотической песни, Ференци (активный психоанализ) на принцип невмешательства в ассоциации Фрейда. Запрет обозначает место, где осуществляется прорыв в новую технику.
Патент ограничивает свободу читателя, т.к. изложенная процедура выглядит готовой к употреблению, освобождает от забот о точности применения, но в то же время ущемляет нарциссизм читателя (важна исходная степень нарциссизма). Пример: тексты по НЛП.
Патент вербует сторонников
Инструкция — текст, связанный с процессом терапи. Она структурируется между полюсами показаний и противопоказаний использования того или иного метода. Здесь автор приближается к интересам клиентов. Пример, Рейнуотер «Это в ваших силах»: «Упражнение на возрастную регрессию», «Похвальное слово самому себе», «Упражнение на безусловную любовь».
Вышеизложенное — это fiction, продукт сочинительства.
Протокол — расшифровки записей терапевтических сессий, тренингов и т.д. Главное достоинство — документальная достоверность. Важно, что читатель, чувствуя приобщенность к процессу, теряет часть своего сопротивления тексту. Прмеры: Роджерс, Ассаджиоли …
Случай- предоставляе наибольшие возможности для становления харизмы автора. В отличие от клинических историй болезни в психотерапии нет случаев с неудачным исходом. Основателем жанра является, конечно, Фрейд.
Франкл: парализован, минимальное обучение, литературный салон, постель…
Миндел: «он умер, научившись лучше себя выражать…» (Миндел работал с пациентами в коме)
Описание случая — лучший способ создать школьный миф, описани случая — всегда последняя история последней болезни пациента. Главным героем здесь всегда является психотерапевт, а не клиент.