Социальная ценность материнского труда

В нашем обществе, не вполне избавившемся от признаков традиционности, даже феминистическая идеология и женское движение несут на себе черты подчиненности, патриархального стереотипа. Многие женщины, борясь за сохранение своего статуса в обществе, пытаются использовать единственный социальный ресурс, которым, как они считают, располагает женщина — свою детородную способность. Отсюда требования признать социальную ценность материнского труда и оплачивать его наряду с внедомашним трудом, отсюда стремление продлить оплачиваемый отпуск женщины по уходу за ребенком до достижения им 6 (вариант — до 8) лет. Такие требования выдвигаются нередко добровольными объединениями многодетных и материнских неполных семей.

Подобный подход способен еще более усложнить то противоречие, которое уже и так существует из-за наличия ряда льгот для женщин, связанных с деторождением, узаконить второсортность женского труда. Ведь именно перерывы для ухода за малолетними детьми вынуждают в целом более образованных женщин отставать в карьере от сверстников-мужчин, что обусловливает также их более низкий уровень оплаты. Право на более длительный отпуск может стать для многих женщин повинностью, так как ряд руководителей, в условиях нарастания безработицы, предпочтет сокращать число работающих за счет этой категории женщин, ибо формально это не будет увольнением. Вместе с тем, попытки вернуться на работу после столь длительного отсутствия, с утраченной квалификацией, будут делать женщину еще менее конкурентоспособной, более уязвимой на рынке труда.

Идеология индивидуальной ответственности, опоры на собственные силы, стремления к самообеспеченности, не очень быстро распространяющаяся, к сожалению, в нашем обществе, должна стать основой нового самосознания женщин в меняющихся условиях. Надежды на то, что кто-то сумеет решить социальные проблемы женщины, иллюзорны. Общество, охваченное “патриархатным ренессансом”, то есть воэрождением представлений о преимуществе мужчин над женщинами, о «естественном биологическом предназначении» женщины, к сожалению, пока не осознает всей опасности нового социального разлома, который с такой стремительностью и глубиной разрастается в нем. Государство поощряет вытеснение женщин из активной социальной жизни для приукрашивания картины безработицы.

Поэтому для женщин единственным вариантом позитивного развития является необходимость скорее изжить иллюзии о возможности чьего-то благодетельного вмешательства в их ситуацию, в положение и благополучие их семей, и строить свою жизнь на максимальном применении принципов личностной независимости и свободы выбора.

Применительно к занятости это должно означать борьбу за достижение таких условий, когда способность к деторождению не будет дискриминирующим фактором на рынке труда. Женщине должно быть предоставлено право как сочетать материнские и трудовые обязанности (в том числе, имея малолетних детей), так и всецело посвятить себя семье и детям, если такой выбор она считает наилучшим. Проницаемость границ между этими статусами, незатрудненный переход от одного к другому должны обеспечиваться как законодательно, так и системой организационных мероприятий, облегчающих или обеспечивающих женщине адаптацию к изменившимся условиям рынка труда.

Независимость и свобода выбора должна обеспечиваться женщине также в семейно-сексуальных отношениях. Если она будет считать наилучшим вариантом для себя и своей семьи жизнь в качестве домохозяйки, женщины, живущей на доходы мужа, такой выбор вполне заслуживает уважения. Но если женщина предпочитает (или вынуждена) быть независимой в плане доходов, самой обеспечивать свою семью, такое положение должно также быть . обеспечено изменением политики труда и занятости в стране, так, чтобы честный общественно полезный труд дал ей возможность получать доходы, достаточные для обеспечения жизни.

Независимость и свобода выбора в сфере сексуальных отношений должны привести к утверждению представлений о праве женщины самой распоряжаться своими как сексуальной, так и репродуктивной функциями. Это поможет уменьшить количество семейного и сексуального насилия, оградить женщину от нежеланных беременностей, внедрить основные положения планирования семьи в массовое сознание и, возможно, на такой почве устранить бесславное лидерство нашей страны в количестве совершаемых ежегодно абортов.

Без изменения в идеологии общества в сторону эгалитаризма (равноправия), утверждения равенства всех граждан, независимо от пола, признание за женщиной права быть субъектом своей собственной судьбы невозможно разрешить конкретные социальные проблемы женщин. Для этого нужно серьезное обогащение нормативной базы на федеральном уровне, а также глубинное изменение менталитета как общества, так и каждой отдельной сознательной личности. Масштабные идеологические и социально-психологические изменения не могут произойти в короткий срок, тем более, в столь неблагоприятных объективных и субъективных условиях России. В технологическом плане для этого требуется внесение серьезных изменений в систему воспитания и образования детей, что включает в себя мероприятия федерального, регионального и муниципального уровня и только отчасти входит в компетенцию социальной работы. Поддержание, развитие, а в ряде случаев — создание промышленности бытового обслуживания, вынесение ряда операций за рамки семьи, внедрение достижений промышленно-бытовой революции (за годы кардинальных экономических преобразований объем услуг бытовой промышленности, никогда не бывший у нас достаточно высоким, сократился по ряду показателей в десятки раз) — все эти факторы, необходимые для выравнивания асимметрии “двойной занятости» и облегчения нагрузок в семье, относятся в первую очередь к сфере социально-экономических технологий регионального и локального уровня.

Социальный работник может,

1. Инициировать внимание к этой сфере на местном уровне путем обращений в органы принятия решений, средства массовой информации, при помощи создания объединений лиц, заинтересованных в решении этих вопросов и имеющих возможность повлиять на органы социального управления.

2. На уровне отдельных индивидов и семей он может осуществлять социально-терапевтическую и коррекционную работу по изменению неблагоприятной ситуации в конкретной семье.

Создание реальных возможностей на рынке жилья для разрешения жилищных проблем, улучшения жилищных условий не только богатым и сверхбогатым людям, но и представителям “среднего класса» возможно путем развития жилищного кредитования, особенно льготных его форм для уязвимых (или особенно социально значимых) категорий семей. Во многих странах разработаны системы такой социальной деятельности, делающие доступным обретение жилища для большинства населения. В существующих в настоящее время в нашей стране условиях становление таких систем будет возможно при условии социально-экономической стабилизации, изменения политики оплаты труда и доходов населения и развития рынка банковских услуг для широких слоев населения.

Поддержание существующей системы медицинского обслуживания, прежде всего, охрана материнского и детского здоровья, инвестиции в которое, как показывают расчеты Всемирного банка, в конечном счете наиболее эффективны, способно разрешить или предотвратить многие социальные проблемы женщин и их семей. Обеспечение максимальной (территориально-организационной и экономической) доступности услуг по контрацепции и прерыванию беременности, распространение достоверной информации о технологиях планирования семьи также способно повлиять на социальное самочувствие женщин. Организация здравоохранения и условий ведения здорового образа жизни относится к тем видам социальной деятельности, которая осуществляется на всех трех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Медицинское просвещение, пропаганда валеологических знаний, навыков планирования семьи входит в обязанности специалиста по социальной работе. Разнообразные методики оздоровления относятся к содержанию деятельности центров социального обслуживания населения, основными клиентами которых являются женщины.

Максимально возможное в существующих условиях сохранение и развитие сети социальных ресурсов для образования, отдыха и культурного развития детей также относится к тем факторам, которые способны позитивно повлиять на положение женщин. Meстные органы социальной защиты населения активно участвуют в выделении льготных путевок в детские оздоровительные лагеря и санатории для детей из семей группы риска. Оказание помощи детям со школьными трудностями, тем более, детям с ограниченными возможностями также функция учреждений социального обслуживания. Выявление таких детей, диагностика социально- педагогических затруднений, предоставление помощи таким семьям или информации об источниках такой помощи — все это входит в число технологий социальной помощи женщинам.

Если говорить о собственно гендерных направлениях социальной работы, то в оказании помощи женщинам выделяются три группы задач:

по их спасению;

по поддержанию функционирования;

по развитию.

В конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная целевая группа.

Так, в случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг (психологическая и медицинская реабилитация, юридическое консультирование и правовая защита, содействие в подыскании другого места жительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов). Разумеется, оказание помощи в чрезвычайных обстоятельствах не разрешает социальные проблемы как таковые, однако способно иногда спасти жизнь женщины или ее детей. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью, что также относится к краткосрочным, в соответствии со своим концептуальным предназначением, разовым технологиям.

Поддержание социального функционирования деятельность, которая имеет более долгосрочный характер и потребность в которой определяется более сложной совокупностью причин. Соответственно, и технологии, применяемые в такой работе, более разнообразны. Сюда входят все адекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Важнейшим средством социальной и трудовой реабилитации следует считать мероприятия по переподготовке или переобучению женщин более нужным профессиям. Консультации или иная правовая помощь может содействовать защите прав женщин в семейных конфликтах или имущественных спорах, в любой ситуации, когда в силу ли несовершенства нормативной базы, либо в силу особенностей своего социального статуса женщины находятся в уязвимом положении.

Задачи социального развития могут обеспечиваться информированием женщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения женщин, малого бизнеса. Важное значение для социальных работников и социального обслуживания в целом играет деятельность по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты гражданских, социальных и иных прав различных страт женского населения.

Разумеется можно заметить, что все эти задачи, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса — правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.

Активно развивающаяся система центров социального обслуживания действует преимущественно в системе учреждений министерства труда и социального развития Российской Федерации, Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, Министерства здравоохранения, органов народного образования, комитетов по делам молодежи, культуре, туризму и спорту.

Наиболее распространенными типами их являются центры социального обслуживания населения различного (регионального, муниципального и локального) уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на иной ведомственной основе, в том числе, созданные зарубежными организациями, либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями. Характерно, что практически любые социальные учреждения, ориентированные на оказание самых разнообразных услуг, имеют в числе своих клиентов женщин. Важно, чтобы деятельность этих организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна клиентам.

Оказание экстренной социалъной помощи заключается в разовом, единичном содействии индивиду или семье, оказавшимся в состоянии затруднения, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Подобная помощь может быть оказана отнюдь не только маргинальным слоям, но и, например, гражданами оказавшимся в чужом городе и обворованным там.

Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и состоит также в выдаче денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Получателями этих видов помощи могут быть различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.

Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница — учреждение социальной помощи стационарного типа, в котором предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию — в первую очередь, детей и женщин. Клиенты таких учреждений могут укрыться в них от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае нужды в защите собственных прав, в трудоустройстве. Особая функция таких гостиниц — помощь несовершеннолетним беременным, для которых их состояние нередко оборачивается необходимостью бегства из дома и школы. Социальные учреждения проводят не только медицинскую и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, но оказывают помощь во всем последующем жизнеустройстве, включая содействие в получении жилья, продолжении образования, трудоустройстве, устройстве при необходимости в семью новорожденного ребенка, если несовершеннолетняя мать отказывается от него.

Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения должна сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи о правах жертвы и социальных ресурсах для их защиты.

Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста по социальной работе в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов.

Более высокий уровень работы — переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, то есть объединений клиентов, имеющих более длительное существование, более обширный круг проблем, сильнее развивающих личность своих членов. Содействие социального работника в создании таких групп оэначает, что из разряда объектов воздействия его клиенты переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.

Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие клиентом. Так, члены группы “жены алкоголиков» лишь косвенно могут “влиять на пагубное пристрастие своих мужей, но ставят своей целью учиться быть счастливыми и в условиях пьянства мужа.

Оказание женщинам содействия в планировании семьи заключается в многосторонней деятельности ряда учреждений, прежде всего, медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболее подходящие. Кроме того, пропагандируются идеология планирования семьи, разумные подходы в этой области, преимущества свободы выбора стратегии и технологии предохранения.

Для подростков оказывается диагностическая помощь, проводится сексуальное воспитание, даются информации о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, о возможности обратиться за различными видами содействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.

Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы заключается в оказании социально-психологической поддержки женщине, фрустрированной своим ущербным положением на рынке труда в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям разворачивается деятельность по переподготовке и переобучению женщин дефицитным или более нужным профессиям, хотя в условиях всеобщего кризиса экономики все труднее оказывается изыскать эти профессии. Разумеется, в такой деятельности необходима самая тесная координация усилий учреждений социального обслуживания и служб занятости.

Содействие в самопомощи и самозанятости женщин выражается в создании в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в рамках которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям, продукция этих цехов поступает в продажу, а средства используются на улучшение жизни клиентов. Наконец, нередко они становятся самостоятельными производствами, которые, помимо первоначальных задач, предоставляют рабочие места для социально ущемленных категорий населения.

При всем разнообразии технологий, методик и форм социальной работы с женщинами нельзя сказать, что их социальная ситуация испытывает позитивные изменения. Поскольку те или иные социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей, мужчин, с которыми они связаны различными отношениями, тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.

Литература

1 Борзикова Л.В. Ценности семьи в структуре жизненных ориентаций // Демографическая политика в региональном разрезе. — М., 1988.

2. Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. — М., 1981 .

3. Голод С. И. Стабильность семьи. социальный и демографический аспекты. — М., 1984.

4. Демографическая политика в современном мире Отв. ред. А.Г.Вишневский. М., 1989.

5.Елизаров В.В. Демографические и социально-экономические факторы семейной политики в условиях перехода к рынку Семья в России, 1994, № 1.

6. Жизнедеятельность семьи; тенденции и проблемы. М., 1990.

7. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире Семья в России, 1995, № 3-4.

8. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей). М., 1995.

9. Предупреждение семейно-бытовых правонарушений, — М., 1989.

10. Проблемы родительства и планирования семьи. — М., 1992. 11. Социальный потенциал семьи. — М., 1988.

12. США: проблемы семьи. — М., 1990.

13. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы. Факторы. Условия. — М., 1981.

14.Труд, семья, быт советских женщин. — М., 1990.

15. Шапиро Ю.Ю. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейном жизни. — М., 1983.

16.Davis К. Wives and work: The sex role revolution and its consequences/ — in: Population and Developement Review, 1984, 10, p.39-417.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *