Методика определения уровня качества медицинской помощи
Предлагаемая для рассмотрения методика основана на использовании медико-экономических стандартов [Мелянченко Н.Б., 1993].
ОЛМ – оценка выполнения набора лечебно-оздоровительных, реабилитационно-профилактических и других мероприятий.
Интегральная оценка уровня качества лечения (диспансеризации) с учетом значимости составляющих его компонентов и ориентацией на конечный результат деятельности, т.е. состояние здоровья пациента по окончании лечения, реабилитации и диспансеризации.
По мнению хирургов, весовой индекс для ОДМ должен быть равен 0,3, а для ОЛМ – 0,5. Оценка значимости выполнения диагностических, лечебно-оздоровительных, реабилитационно-профилактических и других мероприятий проводится экспертным путем. Экспертное заключение составляется с использованием следующих шкал.
Шкала оценки набора диагностических мероприятий
— диагностическое обследование не проводилось ………….. 0%
— выполнены отдельные малоинформативные обследования……………………. 25%
— обследование проведено наполовину……………………….. 50%
— обследование проведено почти полностью, имеются некоторые упущения 75%
— обследование проведено полностью……………………….. 100%
Шкала оценки диагноза
несоответствие поставленного диагноза клиникодиагностическим данным…..0%
отсутствие развернутого клинического диагноза с отражением стадии, фазы, локализации, нарушения функции, наличия осложнений………………………………………… 50%
— поставлен развернутый клинический диагноз по основному и сопутствующему заболеваниям .. 100%
Шкала оценки набора лечебно-оздоровительных мероприятий
— лечебно-оздоровительные мероприятия практически не проводились………………………………. 0%
— выполнены отдельные малоэффективные процедуры, манипуляции, мероприятия …………….. 25%
— лечебно-оздоровительные мероприятия выполнены наполовину…………………………………….. 50%
— лечебно-оздоровительные мероприятия выполнены почти полностью, имеются некоторые упущения…… 75%
— набор лечебно-оздоровительных мероприятий выполнен полностью…………… 100%
Шкала оценки состояния здоровья пациента во окончанию лечения, реабилитации и диспансеризации (ОК)
— неудовлетворительно …………………………………………………. 0%
(ожидаемые результаты лечебно-профилактического процесса и реабилитации, заложенные в медико-экономические стандарты, практически отсутствуют)
— удовлетворительно…………………………………………………… 50%
(имеется незначительное улучшение состояния здоровья при выраженных отклонениях результатов параклинических исследований от нормативных назначений)
— хорошо ……………………………………………………………………. 75%
(достигнуты основные ожидаемые результаты лечебноп-рофилактического процесса и реабилитации, однако имеются умеренные отклонения результатов параклинических исследований от нормативных показателей)
— отлично …………………………………………………………………. 100%
(полученные результаты лечения, профилактики и реабилитации полностью соответствуют ожидаемым результатам, заложенным в медико – экономические стандарты).
При лечении инкурабельных больных (IV стадия заболеваний и др.) критериями качества целесообразно рассматривать создание для больного зоны медицинской комфортности (регулярный патронаж, обеспечение медикаментами, в том числе анальгетиками, профилактика пролежней, создание соответствующих санитарно-гигиенических условий и др.).
Для оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год) можно использовать соответствующие модели конечных результатов деятельности. Для формирования таких моделей необходимо определить цель, а также перечень показателей, характеризующих достижение поставленной цели.
К числу таких показателей следует отнести смертность населения в трудоспособном возрасте, младенческую смертность, перинатальную смертность, больничную летальность, первичный выход на инвалидность, реабилитацию инвалидов, заболеваемость с временной нетрудоспособностью, число больных призывников, снятых с учета по окончании лечения и др. Названные показатели относятся к показателям результативности.
Наряду с показателями результативности определяют показатели, характеризующие дефекты деятельности, которые учитывают наиболее грубые нарушения в работе системы здравоохранения. К ним относятся частота выявления больных туберкулезом, онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями в далеко зашедших стадиях, материнская смертность, смертность детей до 1 года на дому от пневмонии, кишечных инфекций, расхождение клинико-ана-томических диагнозов, выявление нераспознанных смертельных осложнений.
Нормативные значения устанавливаются только для показателей результативности, так как показатели дефектов в норме должны быть равны нулю.
Для каждой территории проводится анализ динамики изменения показателей за несколько лет, выявляется возможная степень влияния на изучаемый показатель функционирующей системы здравоохранения и обоснованно запланировано улучшение данного показателя.
Нормативные значения показателей устанавливаются с учетом:
— многолетней динамики территориальных показателей;
— динамики федерального уровня относительных величин;
— темпов предполагаемого изменения данного показателя в результате планируемых организационных и лечебно-профилактических мероприятий и др.
При установлении нормативов абсолютные значения показателей, как правило, не применяются.
Показатели дефектов
Следует отметить, что показатели дефектов могут изменяться как в относительных, так и в абсолютных величинах. Ранговые значения отдельных показателей дефектов определяются оценкой единицы отклонения.
для 1-го показателя результативности;
ОПР – оценка показателей результативности;
ОПД – оценка показателей дефектов деятельности;
ОНЗ – оценка нормативных значений.
По аналогии с моделью конечных результатов деятельности, описанной выше, такие модели разрабатываются для города, района, лечебно-профилактического учреждения и его подразделений. Система оценки конечных результатов медицинской помощи должна обеспечивать их сопоставимость для отдельных территорий и медицинских учреждений и задаваться местной администрацией с участием органов управления здравоохранением и врачебных ассоциаций.
По нашему мнению, по мере специализации социальной работы как профессии и внедрения медицинского страхования специалисты по социальной работе все в большей степени будут включаться в контроль качества медицинских услуг. Специалисту по социальной работе необходимо иметь в виду, что медицинское страхование в России вводится в государственную систему оказания медицинской помощи населению, для которой характерны жесткое централизованное административное управление, нормативно-распределительные отношения, бюджетное финансирование, «бесплатное» получение населением медицинской помощи. А принципы медицинского страхования предполагают децентрализованное управление, прямое участие потребителей в финансировании медицинской помощи, разнообразие организационных форм, возможность потребителей влиять на организацию медицинской помощи и тд. Таким образом, организационные принципы государственного здравоохранения во многом отличаются от принципов страховой медицины.
Преимущества, которыми обладает страховая медицина перед государственной системой здравоохранения, можно видеть в следующем:
потребитель медицинской помощи, непосредственно включаясь в финансирование медицинских услуг, получает возможность активно влиять на их качество;
прямая зависимость исполнителей медицинских услуг от их потребителей (другими словами, ответственность медицинских работников перед своими пациентами);
— усиление заинтересованности потребителя медицинской помощи в своем здоровье;
— усиление ответственности работодателя за состояние здоровья работников, имеющих медицинскую страховку;
— стремление медицинских работников к поддержанию своей профессиональной деятельности на высоком уровне.
Вместе с тем, специалисту в области медико-социальной работы, как и другим специалистам «родственных» профессий, чаще приходится иметь дело с противоположной стороной вводимой инновации – недостатками, присущими страховой медицине. К ним относятся:
— ограниченные возможности в охвате различных групп населения страховой медицинской помощью;
— неполная компенсация застрахованному его расходов на медицинскую помощь;
— увеличение расходов пациента на медицинские услуги;
— уменьшение степени вовлечения государства в охрану здоровья населения;
— нарушение принципов бесплатности и общедоступности, которые были характерны в недалеком прошлом для советского здравоохранения.
Сложная социально-экономическая ситуация переходного периода в стране характеризуется кризисными явлениями, снижением уровня жизни населения, настороженным отношением различных групп населения к внегосударственным платным формам обслуживания. Все это потребует внесения корректив в предложенную модель бюджетно-страховой медицины, изменений и дополнений в механизм медицинского страхования, чтобы страхование здоровья было менее болезненно воспринято общественным сознанием.