Современные теории лидерства

1.Теория черт

Современая теория лидерства основное внимание уделяют проблеме лидерства эмпирически обозримой социальной группе.

В больших социальных общностях действуют те же социальные законы, что и в малых группах. Теория черт принятых традиционных представлений выдающийся роли личности в истории. Если лидер одарен качествами, которые отличают его от последователей, то должна существовать возможность определение выделение этих качеств. Существ мнение: важнейшими качествами определенного поведения лидера является — Интеллект – ответственность – восприимчивость — Приспособляемость – активность — Надежность_ способность повлиять на людей Представители Р.Манн, С.Бирт, Е.Борчат Ни одна из выделяющих черт лидера не занимает прочного места в перечне, ни чего не говорится о степени возможности.

2.Ситуативные теории

Появление лидера – результат времени, места обстоятельства. В отдельных ситуациях выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по каким-то качествам т.к. именно эти качества оказываются необходимыми в данной ситуации. Большинство исследований (эмпирич) были ориентированы на изучение взаимосвязей между характером ситуации и особенностями лидерства, а не на изучения ситуации как таковой. Стиль лидерства зависит от характера стоящей перед лидером задачи. Поведение лидера во многом определяется внутренней структурой группы и моделью общения в ней.

Степень власти лидера зависит от зрелости окружения исполнителя. Шнайдер, Мерори, Сикорда Личностные теории

Гердтю, Милз: на лидерство влияют: — черты и мотивы лидера как личности — образы лидера существ в сознание его последователей. — мотивы поведения, побуждающие следовать за ним — институциональный контекст в котором лидер и его последователи могут быть вовлечены. Холандер – социометрический подход: степень свободы лидера в инициирование изменений в группе зависит от понимания последователями компетентности и готовности следовать принятым в группе ценностям и нормам.

3.Теория ожидания взаимодействия

Операционная модель поведения – Хауман, Хаммари, Стокдиль. 3 основных элемента:- действия – взаимодействия — ожидание 1). Чем активнее роль индивида внутри группы, чем больше его действия приведены в соответствие с групповыми нормами, тем шире размах его взаимодействия с другими членами группы, что порождает расположение. 2). Любые лидерские действия инициируют структурирования отношений взаимодействия. Лидерство – действие по созданию структуры взаимодействия. 3). В процессе взаимодействия члены группы при решение задач каждой из них ожидает что другие будут продолжать действовать и взаимодействовать как прежде. Лидерский потенциал обусловлен тем, как лидер способствует стимулированию ожиданий и взаимодействий. (Фидлер теория случайности)

4.Теория обмена и трансактного анализа

Лидер тот, кто чувствует, осознает потребности и желания своих сторон и предлагающей им способы их достижения. Предмет анализа – тот или иной стиль лидерства. Подразумевает равный обмен в отношение между и последователями. В результате обмена – эмоциональная связь, осбое внимание на роль и значения убеждающего влияния. Гграйн разрабатывает модель отношений Лидер – последователи, в котором расследуется процесс формирование ролей между лидером и группой на основании приближенности или отдаленности их от лидера. Доказано, что приближенные близкие отношен с лидером вносили больший вклад в целедостижение группы чем наоборот. Бернс.- Возможность изменят взгляды своих последователей. Интенсивность действий лидера напрямую влияют на установки последователей. (Поощрение и др.)

5. Атрибутивные теории

Акцент на проблему взаимодействия между лидером и последователями. Лидер зависит от того, как воспринимают лидера его последователи. Лидер не доминирует, последов определяют его поведение. Для полит лидера важно знать, как воспринимают, чего от него ждут его последователи. (Р.Лорд, де Вадер, Аленджер).Пейдж: говорит о двух стороннем влияние лидер и последов. достоинство рассмотрение лидерства в динамике.

6. Мотивационные теории.

Эфктив Лидер действий зависит от того как лидер влияет на мотивацию последователей на их способность к продуктивному выполнению задания, их чувств удовлетворенности от своей деятельности. Митчелл Хаус – лидер может повлиять на подчиненных, увеличивая их личную выгоду. Лидер может облегчить путь достижения выгоды объяснив средства достижений этой выгоды. Структуры лидерского процесса:

1)Лидерское поведение (поддерживающее, директивное, корректированное на достижение)

2)Установки и поведения последователей (удолетв, не раб, одобр, не лидер, мотивации поведения.

3)Ситуативный фактор (ситуация) индивидуальные черты окружающей среды. Маслоу – значимость для Лидера, знания, потребность подчиненных. Концептуальные подходы к проблеме лидерства находятся на стадии внешнего описания, систематизации существующих признаков, на стадии накопления, эмпирит материал.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *