Современные теоретические концепции социальной работы за рубежом

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив — все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.

Несомненный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, поскольку каждый человек есть носитель двух начал — биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами, такими как язык, ценности и т.п., и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека, как бы они ни были регламентированы общественными отношениями, несут и определенное проявление волюнтаристичности, т.е. в известной степени иррациональности и независимости действий от условий среды, и в то же время зависимости от субъективных “определенных ситуаций”.

Таким образом, социальному работнику необходимы не только специфические знания теории и методов социальной работы, а и достаточные представления об обществе, потребностях и интересах различных социальных групп, законодательстве и общепринятых нормах, культурных (а также субкультурных) и этнических различиях потенциальных клиентов. Вместе с тем социальный работник может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, когда он учитывает не только его статус и другие социальные характеристики, но и индивидуальные физические и психические, т.е. биологические особенности человека, которые, как и социальные факторы, проявляются в его поступках. Поэтому социальная работа — это не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, зачастую испытывающими сложные психологические проблемы или находящимися в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с данной концепцией социальный работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального. Для социального работника важно не только учитывать внутренний мир и среду обитания клиента, но и осознавать, что его задачей является усвоение клиентом общепринятых норм, стандартов поведения и превращение их во внутренние мотивы деятельности.

В социальной работе, даже на уровне индивидуального случая, необходимо понимание, что важнейшим признаком нормального состояния социальной системы является равновесие всех ее составляющих, при этом решающее значение придается процессам регулирования, средствам социального контроля за этим состоянием, призванным уберечь общество от нежелательных конфликтов, резких перемен и т.п.

Среди различных концепций в области социальной работы необходимо также назвать ситуационный анализ в социальной работе. Наибольший интерес представляет теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии в ходе процесса объединения и после него, с появлением синдрома “потери идентичности”, характерного не только для новых федеральных земель ФРГ, но и для всего центрально-восточноевропейского региона в связи с переходом к рыночной экономике.

Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство.

Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В середине XIX века она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов:

— самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

— индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

— привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

Основой для социальной работы является также такой принцип социальной политики, как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами. Государство “ищет” в общественном секторе свободных носителей по реализации социальных программ и только при отсутствии таких инициатив создает государственные учреждения. При наличии нескольких общественных предложений или проектов государственные ведомства социальной защиты проводят конкурс программ и финансируют наиболее перспективные.

Со временем приемы и формы работы изменялись, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.

Сегодня наблюдаются попытки объединения всех данных концепций в единую теорию на основе холономных и синергических подходов.

В основе данных подходов лежит некий универсальный паттерн науки, который достоверно отражает согласно единым принципам и законам явления материального мира, мира человека и общества. Теория систем, теория процессов, принципы синергетики направлены на создание новой парадигмы науки, где нет картезианско-ньютоновского деления знания на естественнонаучное и гуманитарное.

Р.Рамзей разрабатывает новые принципы для социальной работы на основе синергетической концепции Фуллера. Под синергией Фуллер подразумевал общий охват количественных и качественных связей, которые могут быть постигнуты в данной системе. В основе его концепции лежит представление о том, что у природы существует одна наиболее экономичная система координат, минимальная структура, принципы которой и закономерности характерны для всех систем любого феноменологического ряда. Такой системой, по его мнению, является тетраэдр.

Основная идея для социальной работы представлена той же закономерностью, которая раскрывается в следующей логике и характерна для всех систем как мира природы, так и общества. Если знать поведение некоторых составляющих его частей, то возможно открыть наличие других частей и предсказать их поведение.

Данный методологический подход к воздействию и взаимодействию позволяет прежде всего для социальной работы отойти от ее основополагающих принципов “личность — среда” и “среда — личность” и выбрать в качестве нового рабочего подхода принцип “ я и другие”.

Такая установка, согласно теории Фуллера, позволяет сосредоточиваться не на одной связи или доминанте, поскольку это противоречит естественным объективным системам, а как минимум на шести, которые необходимо учитывать при построении концепций и системы объяснения и понимания феноменологического ряда.

Тетраэдр как система взаимосвязи социального работника и клиента становится в этом случае моделью описания процесса помощи. В этой связи социальная работа выступает в качестве промежуточного звена, позволяющего налаживать связи человека с миром, не отдавая предпочтения ни личности, ни среде, что наблюдалось раньше в теоретических подходах в социальной работе.

Таким образом, можно выделить следующие традиции в осмыслении теоретических проблем зарубежной социальной работы.

Во-первых, этико-терапевтическая традиция, опиравшаяся на осмысление разноообразных форм благотворительности.

Во-вторых, психодинамический подход (психоанализ, бихевиоризм), который вырос на признании того, что морально-терапевтическая традиция, благотворительность, привнесла в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, того, что базировалось лишь на здравом смысле. Это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регулирования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья.

В-третьих, социолого-ориентированный подход (марксистско-социологический), привлекший внимание к социально-организационным факторам теоретико-методологического обоснования социальной работы. В США в этот период развиваются теории социального администрирования и планирования, разрабатываются программы борьбы с бедностью, обосновываются преобразования на уровне общин, местного самоуправления, формируются оптимальные модели социальной работы в Швеции, Канаде, Франции, а затем в Германии, Японии, Сингапуре, Южной Корее.

В четвертых, системный подход как методология теории социальной работы ( холономный, синергический ). Возрастание роли системности в теории социальной работы, ориентация ее на целостный подход усилили стремление к радикальному реформированию общественного устройства, практики социальной работы. При этом обычно провозглашалась, обосновывалась необходимость существенных социальных перемен, обеспечения целостности, гармоничного развития человека и общества в обществе, коллективе.

В качестве примера можно привести теоретическую, исследовательскую и образовательную деятельность профессора Х. Сведнера, нашего современника, которая оказала существенное влияние на распространение системных, философско-гуманистических представлений о социальной работе не только в Швеции, но и в других скандинавских странах, в Западной и Восточной Европе, в Японии и Китае, где он побывал и где известны его труды. Очевидно, что авторитет, активная научная преподавательская деятельность Х. Сведнера способствовали усилению позиций, развитию системного направления в теории социальной работы, которое он обогатил философско-гуманистическими и социокультурными ориентациями.

Дальнейшее становление социальной работы как научной теории пошло по четырем основным направлениям:

теория индивидуальной работы;

теория групповой работы;

теория общинной работы;

теория социального администрирования и планирования.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *