Групповая социальная работа
С середины 30-х годов наибольшее внимание в групповой социальной работе уделяется взаимодействию членов группы, а также осуществлению совместных проектов. Дж. Вильсон так описал деятельность социальных работников в группах на раних этапах. “Люди, занимавшиеся деятельностью в группах в начале ХХ столетия, выискивали такие крупные социальные проблемы, как нищета, низкая заработная плата, слишком длинный рабочий день, плохие жилищные условия, антисанитария, коррупция, кастово-клановый принцип по отношению к людям. Они организовывали непосредственную помощь, чтобы накормить голодных, вылечить больных, а также создавали условия для культурной деятельности и отдыха. Осуществлялись программы социальных действий, чтобы смягчить или устранить выявленные социальные проблемы. К решению этих проблем привлекались лица как из привилегированных, так и угнетенных слоев общества”.
Дж. Вильсон так суммирует необходимые знания, которые должны иметь работники, осуществляющие групповую социальную работу, “Когда работник возлагает на себя обязанность работать с группой, он должен иметь максимальное понимание динамики трех составляющих: группы, отдельных людей, социальной обстановки. Он должен представлять допустимые рамки воздействия на поведение групп и людей. Важно знать, что все группы различны, поскольку люди неодинаковы, также не похожа и социальная обстановка в разных случаях. Необходимо, наконец, понимать, что цели каждой группы различны, хотя их деятельность может быть и аналогичной по характеру и организации”.
Многие лица, проводившие индивидуальную социальную работу, считали, что люди, осуществляющие работу с группой, просто “играют с детьми”, “танцуют”. “организуют загородные поездки” или “обучают художествам и ремеслам”. Профессиональные знания и опыт групповых работников получили признание только тогда, когда клиники и больницы включили в свою деятельность обслуживание групп. На Национальной конференции в 1935 г. Н.Бойд подробно рассказала о первом случае групповой работы с психическими больными. Она говорила об упражнениях, играх и танцах в одной из больниц Чикаго – весьма ценных, по ее мнению, видах жизнедеятельности, которые проводились как с легко возбудимыми, так и с апатичными больными. Аналогичные программы осуществлялись в исправительных школах и заведениях для умственно отсталых. Она утверждала, что умственно отсталые пациенты, с которыми проводили групповую работу, меньше ссорились, работали с большей охотой, бережливо относились к имуществу и реже пытались сбежать.
В 60-х годах Комитет по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников поставил следующие задачи в области групповой работы:
“Группы могут использоваться:
1. В исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов;
2. Для предупреждения дисфункций ( в случае такой опасности);
3. Для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;
4. Для утверждения личности;
5. В целях обучения и воспитания чувства гражданственности;
6. Для осуществления одной или всех этих целей одновременно состав группы может меняться по меретого, как изменяются потребности клиента”.
Эта шестикомпонентная типология помогает уточнить различия в групповой работе и предоставляет все возможности добиваться повышения по службе по мере профессионального совершенствования работника. В восстановительной группе руководитель выполняет роль учителя или тренера. В обучающих группах обычно требуются более сложные виды работы, включая групповое обсуждение. В группах по выработке навыков общения успех зависит от того, какую программу действий и посредничества предложит руководитель. В группах, обучающихся умению принимать решения, руководитель группы помогает излагать мысли и принимать решения по вопросам, касающимся деятельности группы, а также может выступать в защиту того или иного средства лечения. В терапевтических группах необходима оценка потребностей каждого члена группы, выбор тех из них, кто будет способствовать достижению целец данной группы.
Решающий шаг, который объединил индивидуальный подход и групповую деятельность, был сделан, когда практики социальных служб стали работать с клиентами индивидуально и в составе групп. Были организованы курсы и семинары для групповых работников по обучению методам индивидуальной работы и, наоборот, для обучения специалистов по индивидуальной работе методам групповой работы и, наконец, по обучению методам работы индивидуально и в малочисленных группах.