Функциональные обязанности социального работника в учреждениях охраны материнства и детства
Функциональными обязанностями социального работника в учреждениях охраны материнства и детства являются:
- выявление и учет семей медико-социального риска;
- выделение из них семей высокого социального риска (семьи алкоголиков, наркоманов, детей-инвалидов, юных матерей, матерей-одиночек и др.);
- изучение потребностей данных семей в конкретных видах медико-социальной помощи;
- проведение всех видов патронажей (к беременным женщинам, кормящим матерям, к детям первого года жизни и др.), выявление факторов риска с последующей передачей этих сведений медицинским работникам;
- оказание содействия семьям в решении их социально-бытовых проблем, в том числе жилищных, материальных, условий труда, в устройстве детей в дошкольные учреждения, интернаты и др.;
- оказание консультативной, в том числе педагогической, психологической помощи семьям социального риска;
- проведение социально-правовой помощи (активное разъяс нение прав и обязанностей данных семей, а также социальных льгот, предоставляемых государством, и др.);
- организация и контроль за получением детьми раннего возраста бесплатного питания и лекарственного обеспечения, других льгот;
- оказание помощи семье в воспитании детей;
- проведение совместно с медицинским персоналом санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей, пропаганде здорового образа жизни;
- осуществление мероприятий по планированию семьи;
МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.). В структуре детской инвалидности преобладают: психоневрологические заболевания (более 60 %) — это умственная отсталость, другие психические заболевания; заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, другие органические повреждения центральной и периферической нервной системы). За последнее время, по данным государственного доклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации», отмечается рост врожденных уродств и заболеваний внутренних органов (до 20 %), заболеваний опорно-двигательного аппарата (9— 10 %), нарушений зрения и слуха (17 %).
У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальных функций.
Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервно-психического развития детей до 1 года (группа риска по развитию детского церебрального паралича); задержка умственного развития, которая в 30 —40 % случаев в последующем приводит к неуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождения срочной воинской службы.