Методологические основы определения, сущности социальной политики
Одной из основных сфер жизнедеятельности общества является социальная, под которой понимается целостное социальное (в узком смысле слова) бытие, где взаимодействуют социальные группы, индивиды, институты власти, общественные организации по поводу и в связи с социальным статусом человека, его ролью в общественной жизни, условиями жизнедеятельности, материальным благосостоянием и образом жизни.
Основное назначение социальной политики — создать условия, при которых социальные субъекты имели бы возможность самореализации своих сил, потенциала, энергии. Но это происходит в том случае, когда имеются реальные предпосылки, материальные ресурсы, финансовые источники для создания и формирования достойного человека жизненного статуса. Общество ограниченных возможностей сокращает рамки социального пространства проявления потенциала группы или индивида, минимизируя поддержку, заботу, стимулирование до пределов, ниже которых возникает опасность дестабилизации общества.
Существует много определений социальной политики. Но необходимо учитывать нечто общее, методологически важное при раскрытии сути этого общественного феномена: невозможность понять ее вне связи с категориями социальной сферы, социальных отношений, государства, политики вообще. Это позволяет определить границы, пространство социальной политики, ее назначение и функции.
Один из таких подходов связывает социальную политику с воспроизводством тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности, и стабильности общественной системы. При этом важнейшей задачей социальной политики считается достижение определенного уровня равновесия общественной жизни через ряд условий: предоставление государственных гарантий для предотвращения последствий голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.; перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного, достигнутого данной страной уровня жизни, и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность; регулирование образа жизни налогами, средствами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы в сочетании с репрессивными средствами.
Социальная политика призвана способствовать удовлетворению «здоровых» потребностей членов общества, ограничивать сферу неконтролируемости, незанятости, профессиональной негодности, реагировать на возникновение эпидемий, рост инфекционных заболеваний и т.д.
В конечном счете социальная политика представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Ее базовыми целями являются достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма в функционировании социальной системы. Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов, социальных групп и слоев, учитывать неизбежность «платы» (экономической, экологической и т.д.) за социальный прогресс. Она постоянно стоит перед выбором: удовлетворению интересов каких социальных групп отдать предпочтение на данном этапе, как установить баланс непосредственных и более отдаленных последствий принимаемых решений.
Таким образом, при разработке социальной политики неизбежно встает вопрос о социальных приоритетах, т.е. социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения. Этот выбор всегда протекает на фоне и под давлением борьбы за гражданские права, за удовлетворение социальных нужд и требований. Он происходит между различными направлениями повышения благосостояния и предполагает принятие решений: положению каких социальных групп следует уделить первоочередное или преимущественное внимание.
Высказанные тезисы позволяют понять суть и направленность социальной политики. Вместе с тем следует учесть одно обстоятельство: для подобного подхода характерно несколько расширительное толкование этого вида политики, когда вводятся понятия равновесия, стабильности, целостности, динамизма, образа жизни, зависящих прежде всего от политики вообще, в том числе экономической. Употребление же понятия социального развития без четкого определения его содержания не позволяет установить границы социальной политики.
Несколько иные аспекты отмечаются при определении социальной политики как целенаправленной деятельности государственных и общественных структур в социальной сфере общества, связанной с регулированием отношений основных социальных групп и общностей, согласованием их интересов друг с другом, а также с основными интересами и целями общества, оптимизацией процессов социальной дифференциации и интеграции, укреплением основ принятой в обществе системы социальной справедливости, реализацией личных свобод и прав граждан.
Несмотря на то, что здесь также дается понимание социальной политики в широком смысле слова, она связывается с понятиями справедливости, личных свобод и прав граждан, социальной дифференциацией. Такой подход позволяет точнее определить границы социальной политики.
Естественно, возникает вопрос о толковании социальной политики в узком смысле слова, ибо для общества небезразлично, в каком действовать масштабе и что требовать от государства как основного субъекта политики. Отталкиваясь от сложившейся практики, нетрудно заметить, что при определении социальной политики все чаще доминирует такой подход: это система государственных мер по поддержанию тех или иных общественных групп и слоев, которые в силу определенных обстоятельств оказываются в более трудном положении, чем другие, и не могут своими силами его улучшить, вырваться из тисков нужды, неблагополучия. При таком рассмотрении социальной политики ее пространство не безгранично, оно сужается только до рамок дифференцированной поддержки социально уязвимых слоев населения (пенсионеров, детей-сирот, инвалидов, студентов, бездомных, безработных, многодетных семей и пр.). Следовательно, государство связывает себя только определенными обязательствами, осуществляя социальную политику: она не для всех, а избирательна, имеет свой адрес. Не случайно сейчас в ходу термин «адресная помощь», воплощающий на практике принцип дифференциации, выборочности.
Сложилось и толкование социальной политики как деятельности и государства, и общественных организации по регулированию социальной сферы и социальных отношений, совокупности мер по обеспечению жизненно важных потребностей населения. В конечном счете, эффективность социальной политики в той или иной стране определяется тем, в какой степени улучшается жизнь человека, облагораживаются условия его труда и отдыха, быта, укрепляется здоровье, повышается сознательность и культура, совершенствуются межэтнические и межличностные отношения, соблюдаются декларированные права и свободы и т.д.
В этом определении обоснованно корреспондируется социальная политика и социальные отношения, хотя последнее понятие не раскрывается. А оно, как известно, употребляется в широком смысле (общественные отношения вообще) и более узком. Разница же принципиальна, ибо от толкования этого понятия зависит определение системы социальной политики, ее элементов и их взаимосвязи. Одно дело — направленность на всю совокупность отношений в обществе, и другое — на отношения, связанные с определенными, а не всеми сферами и отношениями, т.е. в более ограниченном объеме.
Интерес представляет концепция о различных измерениях социальной политики: экономическом, организационном, правовом, собственно социальном, культурологическом, экологическом, личностном. Соответственно этому выдвигаются объективные критерии, количественные и качественные характеристики социальной политики. Среди них приоритетное значение имеют: практическая реализация принципа социальной справедливости; учет социальных интересов различных групп людей, удовлетворение их рациональных потребностей; социальная защищенность населения, особенно его малоимущих и социально уязвимых слоев.
Социальная политика своими регулятивными функциями охватывает отношения между городом и деревней, людьми умственного и физического труда, различными нациями, народностями и этническими группами, между классами и внутриклассовыми слоями, профессиональными и половозрастными общностями, между государством и индивидом. Эти положения позволяют более четко представить объем социальных отношений, регулируемых под воздействием социальной политики, и понять ее элементы в совокупности и взаимосвязи как системы.
Принципиально важными видятся определения социальной сферы как объекта социальной политики и ее важнейшего субъекта — государства. Социальная сфера, по мнению ряда исследователей, охватывает систему социальных, социально-экономических, национальных отношений, связи общества и личности. В нее включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных групп и личности, условий их развития. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека — от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.
Изложенные положения уточняют понимание социальной сферы и социальных отношений и выводят на рассмотрение последних в аспекте «общество — общность — человек», что крайне важно для восприятия сути социального, а отсюда и объекта и содержания социальной политики.
Наконец, принципиальное значение для понимания сути социальной политики, ее системного характера имеет классификация социальных отношений как одной из форм социального взаимодействия, отличающегося широтой социальных связей и отношений. Таковыми являются: социально-групповые (классы, социальные слои, группы); социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры и др.); социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы и др.); социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные объединения); межличностные (личности).
Представленная общепринятая классификация позволяет воспринять социальную политику, направленную на регулирование социальных отношений, как сложный общественный феномен, в котором конкретно-исторически приоритетное значение могут приобретать те или иные грани, стороны. В идеале социальная политика должна быть комплексной. Ограниченное в своих материальных возможностях общество, особенно в переходный период, вынуждено постоянно корректировать свою социальную политику, исходя из самых острых бед и неблагополучия тех или иных слоев, групп населения, сужая рамки государственного социального воздействия — патернализма.
Заслуживает внимания такое определение социальной политики, где фиксируется социальная группа как объект воздействия государства через ее интересы и посредством их. При таком подходе социальная политика рассматривается как составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия.
Вместе с тем и это определение нельзя считать универсальным, так как объектом социальной политики объявляется социальная группа, ее интересы. Это правомерная трактовка, но несколько узкая, ибо из нее выпадает индивид в его социальном статусе. Разумеется, общность — это совокупность индивидов, но все же суть общности проявляется в групповой природе интереса, ориентации, других ценностей, групповом сознании. Социальная же политика на всех уровнях нацеливается на благосостояние человека.
Проведенный анализ различных подходов к определению сути социальной политики позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, ее объектом являются социальная сфера и социальные отношения, развивающиеся на основе взаимодействия личностного и группового социального статуса, межличностных и групповых связей, обусловленных содержанием и дифференцированным характером трудовой деятельности, имущественного положения, материального благосостояния, направленностью политических ориентации и другими факторами.
Во-вторых, это регулирующая деятельность государства и других субъектов, включая трудовые коллективы, общественные структуры, основанная на определенных принципах.
В-третьих, в фокусе социальной политики находится социальный интерес человека и группы, без удовлетворения и поддержания которого общество не может видеться благополучным. Отсюда одним из основных критериев социальной политики можно считать социальное самочувствие людей как реакцию на принимаемые государством меры по удовлетворению социального интереса.
Если считать, что речь идет об интересе, связанном с трудом, его оплатой, стимулированием, состоянием здоровья и возможностью удовлетворять такие жизненно важные потребности, как получение образования, приобретение профессии, получение достойной за свой труд оплаты, здоровье семья, быт, реализация духовных запросов, то становится понятным, сколь многообразен и сложен социальный интерес.
С учетом сказанного можно понимать социальную политику как политику государства и других институтов общества, объектом которой являются социальная сфера и социальные отношения групп и людей как элементов социума во имя удовлетворения и стимулирования их жизненных потребностей, смягчения негативных воздействий социальной среды.