Влияние школы на процесс социализации личности. Ошибки школьного воспитания
Школы по-прежнему слабо ориентированы на “воспитывающее обучение”. В период обучения подросткам не прививаются необходимые навыки правильной самооценки поведения, не вырабатываются и не закрепляются установки против различного рода антиобщественных влияний и всевозможных неблагоприятных жизненных ситуаций. Педагоги нередко допускают различного рода ошибки, приводящие к конфликту (скрытому или явному) с подростком. В результате он или все больше замыкается в себе, или становится членом какой-либо неформальной группы сверстников, даже — лиц старшего возраста.
Для многих школьников характерны: отсутствие интереса к учебе, отрыв от коллектива, нежелание заниматься общественной работой. Однако в каждом конкретном случае следует с особым вниманием подходить к вопросу о том, что в данном случае является причиной, а что – следствием, так как нередко именно педагогические ошибки, неправильное отношение одноклассников и т.д. толкают подростка на путь аутсайдерства и правонарушений, а не наоборот.
Учебные заведения не стали центром внешкольной работы, организаторами досуга несовершеннолетних. Не достигнут необходимый контакт между ними и родителями и учениками, что также негативно сказывается на формировании и воспитании подростков. В силу инерции и ряда объективных факторов учебные заведения не всегда эффективно взаимодействуют с КПДН?.
Для трудновоспитуемых подростков характерно неустойчивое поведение с преобладанием индивидуалистических тенденций, которое чаще всего бывает обусловлено противоречивым воспитательным влиянием различных факторов или авторитетных для подростка людей, например, положительное воздействие школы, общества, коллектива сверстников и отрицательное влияние семьи, одного из родителей, старшего, высокоавторитетного друга и т.п. В связи с этим учителю важно не просто правильно оценить тот или иной поступок школьника, определить общую направленность его действий (коллективистическая или индивидуалистическая), но и найти их истоки, выявить факторы, которые помогли закрепиться нежелательным поступкам в устойчивые формы поведения.
Зачатки безнравственного поведения в школе чаще всего лежат в отрицательном и равнодушном отношении ученика к своим учебным обязанностям. Опоздание на урок, невнимание к указаниям учителя, небрежное выполнение его заданий влекут за собой неуспеваемость, осложняют взаимоотношение ученика с педагогом и классом. Поэтому так важно с первых дней обучения в школе сформировать у ребенка ответственное отношение к учебе, сохранить и закрепить авторитет учителя, углубить интерес к знаниям. В подростковом возрасте формированию этих качеств способствует уважительное отношение учителя к интересам и достижениям ученика, поощрения его желания продвинуться вперед, требовательная и доброжелательная оценка его успехов.
Работа по перевоспитанию трудных подростков предполагает социальные усилия педагога, направленные на регуляцию их отношений с учителями и одноклассниками, а нередко и с собственными родителями.
Ошибки школьного воспитания. Необходимым условием рациональной организации индивидуальных воспитательных воздействий на трудных подростков, результативной работы с проблемными (неблагополучными) семьями является установление правильных взаимоотношений с ними школы, учителей, классных руководителей.
Данные многочисленных исследований показывают, что у учителей зачастую складываются сложные отношения с трудными подростками и их семьями, что затрудняет процесс их перевоспитания, усложняет осуществление воспитательных воздействий. Неправильно сложившиеся отношения школы с трудными подростками – результат педагогического равнодушия, ошибок и просчетов в организации воспитательных процессов, отсутствия педагогической этики.
Работа с трудными подростками и проблемными семьями требует от учителей большого педагогического такта, выдержки, внимания, доброжелательности, оптимистической уверенности в конечном результате воспитательных воздействий. Раздражительность, подозрительность, жестокость в суждениях, недоброжелательность по отношению к таким учащимся положительных результатов не приносят, так как у ученика рушится вера в учителя, появляется равнодушие, озлобленность, цинизм.
Педагогическая этика в работе с трудными подростками предполагает организацию помощи им со стороны товарищей, создание вокруг трудного подростка атмосферы доброжелательности со стороны учителей, всего класса. Встречающиеся в практике постоянное подчеркивание учителями отрицательных черт трудного подростка усугубляет проявление трудностей успеваемости, так как такой подросток всегда чувствует себя виноватым, чужим среди товарищей. Часто учителя не уделяют должного внимания трудным детям, считая, что работа с ними нерезультативна и поэтому не стоит на них тратить время. Психологи и педагоги установили, что трудным учащимся на уроке уделяют меньше внимания, оценка их деятельности, поведения проходит, в основном, на уровне порицания, осуждения, упрека, угрозы, окрика, морализирования и т.п. С такими учащимися чаще говорят раздражительным тоном, допускают бестактность в оценочных суждениях об их успеваемости и дисциплине.
Подобные ошибки допускаются в работе с семьями трудных учащихся. Как показывают исследования, учителя недостаточно изучают проблемные семьи, не знают особенностей взаимоотношений между членами семьи, их идейно-нравственной направленности, интересов, устремлений, семейных традиций и т.п. Это и приводит к тому, что им бывает трудно установить контакты с родителями трудных подростков, объединить с ними усилия в организации воспитательных влияний на детей.
Следует учитывать, что для проблемных семей характерна педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей. Поэтому родители не всегда правильно реагируют на критические замечания учителей, тем более не всегда высказываемые в тактичной форме.
Высказывая неудовлетворенность тем или иным поступком трудного подростка, его неуспехами, следует говорить только о каждом конкретном случае и не делать из этого (как это подчас бывает, к сожалению) “глобальных” выводов: “Ты поступил так, потому что от тебя вообще ничего хорошего ожидать нельзя”, “Ты двойку получил закономерно, так как вообще ничего не знаешь и не способен ничему научиться” и т.п.
В работе с трудновоспитуемыми важно тонко и своевременно подмечать и поддерживать малейшие ростки исправления, само желание лучше себя вести, учиться. Если такой момент упущен, ученик вовремя не получает поддержки, он может на все махнуть рукой и больше таких попыток не предпринимать: “Все равно из меня ничего не получится”.
Работа с трудными требует постепенности – сразу исправиться, хорошо учиться, хорошо себя вести трудный подросток не может. Поэтому исходя из индивидуальных возможностей каждого трудновоспитуемого, учитель должен помочь ему поставить перед собой посильные задачи и добиться их выполнения. Постепенно такие задания усложняются.
Задача педагога состоит в организации правильного общения трудных подростков в классном коллективе. Очень важно, чтобы они подружились с теми ребятами, которые хорошо себя ведут и хорошо учатся, бывали у них дома, чтобы родители хороших учеников оказывали на трудных свое положительное воспитательное воздействие. Зачастую это требует проведения специальной разъяснительной работы с родителями о педагогической целесообразности такого общения их и их детей с трудным и его семьей.
Таким образом, успех всей воспитательной деятельности учителя можно обеспечить лишь на основе включения педагогически запущенных ребят в систему позитивных, эмоционально-положительных отношений подростка, в сферы формального и неформального общения, которые не противостоят, а взаимно дополняют и обогащают друг друга.