Основные структурные элементы социальной сферы
Социальная политика в современном обществе — одно из главных направлений деятельности власти.
Исследование социальной сферы как объекта социальной политики предполагает выяснение ряда проблем, имеющих важное методологическое значение: структура социальной сферы, оценка ее состояния, взаимосвязь с другими сферами. Выбор адекватной концепции развития социальной сферы во многом детерминирует ее содержание и эффективность.
Сущностным признаком социальной сферы выступает то, что она выражает совместный, коллективистский характер жизнедеятельности людей, указывает на наличие связей, которые в силу общественного характера производственно-экономической деятельности объединяют их в нечто целое, единое, образуют то, что называется человеческим сообществом. Социальная сфера вбирает в себя все, непосредственно касающееся человека в процессе его совместной с другими людьми жизнедеятельности, — вопросы положения и места в обществе, условий и образа его жизни, формирования и реализации его разнообразных жизненных потребностей и способностей, развития личности. Социальными именуются и те качества человека, которые формируются в ходе его общения и взаимодействия с другими людьми и необходимы для жизни именно в обществе, — моральные качества, дисциплинированность, исполнительность, понимание общественного долга и готовности строить свое поведение в соответствии с его требованиями.
Таким образом, социальная сфера — это сложная система связей и отношений между различными элементами социума по поводу их социального статуса, равенства или неравенства в обществе.
Важнейшим элементом социальной сферы является социальная структура общества как сложная, динамично развивающаяся, достаточно противоречивая совокупность различающихся по социальным признакам людей и человеческих общностей с бесконечным разнообразием взаимоотношений между ними.
Другим элементом социальной сферы выступают условия жизнедеятельности людей и социальных общностей, создающие для них те или иные объективные возможности индивидуального и коллективного поведения на предмет удовлетворения своих жизненных потребностей. К основным условиям нормальной жизнедеятельности людей относятся обеспеченность работой, жильем, другими средствами к жизни, медицинской помощью, санаторно-курортным лечением, а также наличием фактических возможностей получения образования и использования культурных благ. Степень решенности такого рода проблем характеризует собой уровень благосостояния членов общества.
Важной проблемой при реализации социальной политики в рамках создания условий для нормальной жизнедеятельности является проблема равенства людей, человеческих общностей. Трудно идет человечество к ее разрешению. Если говорить о юридической стороне проблемы, то лишь в конце XVIII в. в отдельных государственных нормативных актах стали появляться положения, декларирующие равенство людей. Так в знаменитой Декларации независимости, 4 июля 1776 г. принятой единогласно всеми тринадцатью Соединенными Штатами Америки, провозглашалось: «Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью…». Обе французские Декларации прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг. начинаются с заявления — «Люди рождаются и остаются свободными и равноправными. Общественные различия могут иметь место лишь в случае их полезности для всех»; «Все люди равны по природе и перед законом». В Конституции Российской Федерации (п. 1 статьи 19) говорится — «Все равны перед законом и судом».
Своеобразную трактовку равенства людей дают современные иерархи православия в России. Так, митрополит Питирим, отталкиваясь от исконного смысла, заложенного еще Платоном в понятие политики (политика «как искусство жить вместе»), изрекает: «Священник — это тот же политик. Примирить банкира и нищего в одном приходе, чтобы в церкви они чувствовали себя равными детьми Божьими».
Так обстоит дело с декларируемым равенством людей в обществе. Что же касается их фактического равенства и особенно в реализации социальной политики, то здесь проблема равенства всех далека от разрешения, как и сотни лет тому назад.
Итак, условия жизнедеятельности людей, общностей, а также их состояние обязательно должны учитываться при формировании и проведении социальной политики. Условия и состояния решающим образом влияют на воспроизводство главного элемента социальной сферы общества — отношения между ее составляющими. Социальные отношения как между отдельными личностями, так и человеческими общностями являются особым предметом внимания при проведении социальной политики, поскольку человеческие отношения вообще являются приоритетным предметом любой политики: государственной, экономической, духовно-культурной и др. Варианты социальных отношений, или отношений между людьми по поводу их положения в обществе, социального статуса и его соотносимости с социальным статусом других людей и общностей, могут быть различны.
Сотрудничество — работа вместе, принятие участия в общем деле — наиболее предпочтительный для общества вариант социальных отношений. Он адекватен сущности общества, поскольку сотрудничество является, несомненно, самой непреходящей общечеловеческой ценностью, с помощью которой социум сумел выжить и обеспечить прогресс во всех сферах своего бытия. Сотрудничество — наиболее естественный для людей и наиболее благоприятный для общества вариант реализации разнообразных интересов, как личностных, так и общественных.
Сотрудничество в форме обсуждений проблем и вопросов, договоренностей, переговоров, соглашений, заключения обязательных к исполнению договоров — все чаще вытесняет из сферы социальных отношений привычные для политиков силовые, принудительные методы и способы разрешения споров, противоречий, конфликтов.
Другой вариант социальных отношений — конкуренция, соперничество, соревновательность. Общий смысл всех трех понятий состоит в мирной деятельности по достижению наилучших результатов на каком-либо поприще (стремление превзойти кого-либо в мастерстве, искусстве, качестве сделанного, произведенного). Удовлетворенность общества таким вариантом социальных отношений относительна. Если сотрудничество во всех своих формах благотворно для общества, то полезность конкуренции определяется, прежде всего, ее местом приложения.
Третий вариант отношений между людьми в социальной сфере -борьба. Оценки людей о месте борьбы в общественных отношениях противоречивы. «… Вражда (а значит, и борьба — В.Д.) — обычный порядок вещей, и …все возникает через вражду и заимообразное (за счет другого)». «Борьба …есть явление, из которого произошла совместная жизнь людей…» Но есть и другие оценки — «А Я говорю вам: не противься злому… А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»;
«…Для избавления людей от дурного устройства общества есть только одно средство — воздержание от насилия, причины бедствия, от личного насилия, от проповеди насилия, от всякого оправдания насилия». В промежутке между этими крайними точками зрения лежит широкая гамма взглядов, позиций о месте и роли борьбы в жизни людей.
Что касается социальной сферы, то здесь борьба возможна, если субъекты политики по тем или иным причинам не смогут выполнить своего прямого долга относительно обеспечения нормальных условий жизнедеятельности людей, не смогут удержать их в рамках состояний, исключающих конфликты между людьми и общностями.
Социальная сфера общества характеризуется еще одним показателем — социальной справедливостью. Это категория морально-правового и социально-политического сознания, главным содержанием которой является «понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Социальная справедливость содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.
Смысл, вкладываемый людьми в понятие «справедливость», кажется им чем-то само собой разумеющимся, пригодным для оценки всех условий жизни, которые они требуют сохранить или изменить. На самом деле понимание справедливости имеет конкретно-исторический характер и само зависит от этих условий. Как известно, справедливость греков и римлян допускала рабство, а справедливость европейских буржуа времен Великой французской революции (1789 г.) требовала устранения феодализма, признанного несправедливым. «Если нравственное сознание массы объявляет какой-либо экономический факт несправедливости… — писал Ф. Энгельс, — то это есть доказательство того, что факт сам пережил себя…».
Современные представления о справедливости предполагают то, что достоинство человека, определяющее его положение в обществе и права на пользование общественным богатством, заключается в его собственной общественно-полезной деятельности, а не в происхождении или обладании собственностью. В Российской Федерации это положение было закреплено в соответствующей статье Основного Закона страны — Конституции. К сожалению, в настоящее время такое понимание справедливости все настойчивей устраняется из общественного сознания и научного обихода, усиленно внедряется другое представление и о социальной полезности какой-либо деятельности,
и, соответственно, о социальном статусе личности, ею занятой. Так, например, при обсуждении проекта закона «О предпринимательстве» едва не было утверждено в качестве законного следующее положение «Основным критерием и мерой общественного признания общественной полезности деятельности является прибыль».
Очевидно, что субъекты социальной политики при ее проведении не могут игнорировать принципа социальной справедливости, ибо именно его требование, идея справедливости — воплощаемая или не воплощаемая в политике властей — всегда, во все времена была великой объединяющей силой в протестном движении.