Кейнсианский и монетаристский подходы к социальной политике
Экономическая концепция Д. М. Кейнса, как мы видели, возникла в связи с Великой депрессией 30-х гг. и была направлена против классической теории, оказавшейся неспособной не только найти выход из этой депрессии, но даже объяснить ее.
Согласно классической теории, весь произведенный продукт полностью потребляется обществом за счет полученного дохода. Но такое допущение несостоятельно по той простой причине, что часть этого дохода идет также на сбережения и тем самым выпадает из общего потока доходов-расходов. Тем не менее, экономисты-классики полагали, что эти сбережения в конечном итоге также вкладываются в производство, так как населению выгодно получать за них проценты в банке, а последним — давать ссуды предпринимателям. Норма, или ставка, процента по этой идее выступает как регулятор стабильности производства и обеспечения полной занятости.
Кейнс и его последователи решительно отрицают соответствие между инвестициями предпринимателей и сбережениями населения, ибо они руководствуются разными целями. Поэтому колебания в инвестициях неминуемо вызывают колебания в уровнях реального производства, занятости населения и ценах на товары и услуги. Рост числа монополий и олигополии также препятствует свободной конкуренции, а следовательно, и рыночному регулированию. В этих условиях государство должно играть активную роль и проводить политику макроэкономического регулирования.
Основным средством стабилизации экономики кейнсианцы признают увеличение государственных расходов в период спада производства и сокращение их во время инфляции. Практика организации общественных работ и создания рабочих мест осуществлялась в США правительством Ф.Д. Рузвельта в период Великой депрессии до появления теории Кейнса. Что касается денежно-кредитной политики, то кейнсианцы не отрицают ее воздействия на экономику, но считают, во-первых, что она влияет на изменение объема производства опосредованно через изменение процентной ставки, а тем самым — инвестиции;
во-вторых, это воздействие гораздо меньше проявляется в период спада и депрессии.
Экономическая концепция Кейнса позволяет проводить более взвешенную и рациональную политику в социальной области, поскольку она «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе… Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами». Руководящее влияние государства должно быть ориентировано также на достижение социальной справедливости в обществе, ибо рыночный механизм возник как чисто экономический инструмент распределения, который отдает товар не тому, кто в нем больше всего нуждается, а тому кто в состоянии заплатить за него. Поэтому принцип социальной справедливости требует, чтобы государство позаботилось о таких людях путем осуществления разнообразных мер социальной защиты.
Монетаристский подход появился как альтернатива кейнсианству после того, когда его прогнозы об экономическом будущем после второй мировой войны не оправдались. Предсказанный кейнсианцами глубокий спад производства не наступил, зато усилились инфляционные процессы, связанные с непомерно быстрым ростом денежной массы. Поэтому монетаристы считают основным средством стабилизации экономики не регулирование государственных расходов, а проведение правильной денежно-кредитной политики.
По мнению монетаристов, увеличение государственных расходов приводит к дефициту бюджета, а это заставляет правительство обращаться за займами в банки. В результате этого увеличивается спрос на деньги, как следствие, повышается процентная ставка, а это в итоге приводит к уменьшению спроса на деньги для инвестиций и тем самым к уменьшению реального объема производства. Прибегая к займам на финансовом рынке, правительство вытесняет на нем частный бизнес и поэтому не способствует, а, напротив, препятствует стабилизации экономики.
Поэтому М. Фридмен решительно выступает против правительственного вмешательства в экономику. «Мы нуждаемся в том, чтобы ограничить правительственную власть в экономике и социальной сфере, дополнить и усилить первоначальный билль о правах человека — экономическим биллем». Многие монетаристы верят, что экономическая нестабильность порождается именно неправильным денежно-кредитным регулированием.
Так, например, кредитные учреждения вместо повышения процентных ставок могут снизить их и тем самым вызвать дальнейший рост инфляции. Чтобы избежать этого, Фридмен и его сторонники рекомендуют законодательно закрепить монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в том же темпе, что и валовый внутренний продукт (ВВП). Поскольку в развитых странах ВВП увеличивается обычно на 3-5%, то на такую же величину должно возрасти и денежное предложение. По своим идейным установкам монетаристы стоят значительно ближе к экономистам-классикам, так как верят во всесилие рынка как самодостаточного механизма регулирования экономики и поэтому решительно выступают против вмешательства правительства не только в экономику, но и социальную жизнь.
Такой подход значительно ограничивает возможности применения принципов монетаризма для проведения справедливой социальной политики, поскольку при этом все внимание концентрируется на финансовой стабилизации в ущерб остальным сторонам производственной и общественной жизнедеятельности.