Словарь по этике социальной работы
Нравственные знания — это основы знаний об этике, морали, в том числе и в области профессиональной деятельности. Но знания могут на практике не использоваться или использоваться частично, поэтому важно иметь сформированные нравственные убеждения.
Нравственные убеждения — это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения являются более высокой ступенью развития личности, сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном принятии как единственно правильных и возможных.
Профессиональная этика — наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности.
Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
Терпимость (толерантность) — моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей.
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение — “вчувствование” в переживания другого человека. Способность к эмпатии во многом определяется способностью социального работника поставить себя на место клиента.
Этический кодекс социального работника — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятый ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и служащий стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.
Моральная норма — общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Можно говорить об общих нормах профессиональной морали ( например, требование бять гуманным, добрым, объективным и т.п.) и частных нормах, конкретизирующих общие (например, честность в отношениях с клиентом и т.п.);
Моральные правила — конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, постоянно обогащаются по своему содержанию.
Принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности:
- Уважение к индивидам и группам, являющимся объектом исслдования
- Честность и открытость
- Добровольность участия клиентов в исследованиях
- Необходимая и достаточная информированность клиента о целях, ходе и результатах исследования
- Конфиденциальность
- Контроль за ходом исследования
- Использование результатов исследования исключительно на благо клиента
Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Долг внутренне закономерно связан с ответственностью.
Этикет (от фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Принцип гуманизма — уважение к человеку, признание достоинства его личности, доброжелательное к нему отношение. Этот принцип воплощается в таких требованиях к поведению социального работника, как вежливость, тактичность (чувство меры), внимательность, чуткость и точность.
Конфиденциальность. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является конфиденциальной информацией, и клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте можно сообщать третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем. Однако не исключены ситуации, когда социальный работник может стать обладателем информации о совершенном его клиентом преступлении или других действиях, влекущих за собой ответственность. В этом случае социальный работник должен руководствоваться не столько принципом конфиденциальности, сколько своим гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной конкретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб общественным интересам и общественной морали.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, её развитие, нормы и роль в обществе.
Мораль – система норм, принципов, требования, ценностей; одна из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.
Альтруизм – нравственный принцип, приписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им.
Менталитет – некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него. Чаще всего менталитет понимают как совокупность представлений, воззрения, чувствований общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды; особый психологический уклад общества, влияющий на историю и социальные процессы.