Предметное поле социальной работы
Исследовательское поле социальной работы включает прежде всего понятие социальной проблемы. Шведские ученые Линдхолм и Аскеланд (1981), Берглинд (1988) показывают, что для поиска генезиса идей в области социальной работы необходимо дифференцировать различные стороны социальной работы. Эта дифференциация может быть представлена и подходами к социальной работе как к практическому знанию, к социальной работе как к теоретическому знанию с практической ориентацией и к социальной работе как к чистой науке.
Являясь агентом социальных перемен, социальная работа направлена на то, чтобы гармонизировать индивидуальное и
общественное бытие человека в его системных связях с социумом, изменить нежелательное, в общественных отношениях и общественном устройстве на желательное, то есть устранить, по возможности, то, что, как правило, называется социальной проблемой. И здесь встает в полный рост сакраментальный вопрос о самой природе социальной проблемы. Что является ее первопричиной: человек или общество?
Этот вопрос является предметом исследования для целого ряда общественных наук, и, в первую очередь, социальной философии и социальной антропологии, а также социологии. По этому необходимо обозначить границы исследования данной проблемы в свете теории социальной работы.
Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что теория социальной работы имеет общие границы в исследовании социальных проблем с социологией, с социально-философской антропологией, социальной психологией, политической антропологией, политологией и рядом других общественных наук, с которыми можно найти, по крайней мере, две точки соприкосновения.
Общими для всех этих дисциплин является:
— стремление исследовать социальные проблемы как таковые и на основе теоретических выкладок дать, исходя из своего арсенала специфических методик, рекомендации по осуществлению социальных перемен.
В данной статье ограничимся рассмотрением проблемы общего и особенного теории социальной работы и социологии.
Как для социологии, так и для социальной работы как научной дисциплины постоянный интерес представляют две взаимопересекающиеся переменные величины. Это взаимосвязь между теорией и практикой, с одной стороны, и причины и типология социальных проблем, с другой.
Исследуя рамки этих переменных величин, можно выявить общее и особенное во взглядах авторов-классиков, а также определить типологию агентов социального действия. Предлагаем проследить проявление этих тенденций развития научной мысли в работах некоторых известных теоретиков и практиков социальной работы.