Формы подросткового аддиктивного и антисоциального поведения.

В решении профессиональных задач в борьбе с преступностью в настоящее время изменяются условия деятельности, возрастает ответственность всех служб, в том числе сотрудников подразделений органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН). Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, являются основными задачами для сотрудников ОППН (Закон РФ от 24 июня 1999 г. N 120), которые осуществляются в рамках Закона РФ от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Раннее выявление пограничных нервно-психических расстройств у подростков — важное условие их своевременной социальной адаптации и предупреждения у них асоциального (девиантного) и антисоциального (деликвентного) поведения. Важная роль в выявлении начальных проявлений аддиктивного и пограничного поведения у подростков отводится сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних. Именно они работают с категорией подростков, отнесенных в группу риска совершения ими правонарушений, первыми могут заметить отклонения в их психическом развитии и поведении.

Вместе с тем, особенно молодые сотрудники, направленные в органы внутренних дел после окончания гражданских учебных заведений, испытывают серьезные затруднения в связи с отсутствием опыта и специальных знаний в определении пограничных психических состояний у подростков. Специальная литература по данной проблеме, как правило, предназначена для врачей психиатров и сложна для практических работников ОППН, не имеющих медицинского образования.

Внимание читателей в пособии обращено на определение пограничных психических расстройств у подростков, и условий способствующих их развитию. Представленные в пособии ситуационные задачи для самостоятельной подготовки помогут повысить уровень теоретических знаний, способствуя формированию прочного алгоритма навыков и умений.

При составлении учебного пособия авторский коллектив использовал современную литературу и материалы собственных наблюдений по изучению более 2500 подростков Удмуртской Республики с аддиктивным и антисоциальным поведением, психопатиями, психопатоподобными состояниями и акцентуациями характера, которые наблюдались сотрудниками ОППН и психиатрической службой Удмуртской Республики.

Пособие предназначено для преподавателей и слушателей повышения квалификации юридических вузов, сотрудников подразделений органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, психиатрам-экспертам.

Учебное пособие является результатом практического опыта авторов в ходе взаимодействия с коллективами образовательных школ, кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии Ижевской государственной медицинской академии, сотрудников ОППН Удмуртской Республики. Полагаем, что работа принесет определенную пользу практическим работникам, преподавателям и слушателям института. Все замечания в адрес пособия будут восприниматься авторами с пониманием и благодарностью.

Юридическая и медицинская оценка возраста несовершеннолетних

Конституция и Гражданский, Уголовный кодексы РФ определяют возраст совершеннолетия в 18 лет. В этом возрасте лицо является в полной мере обладателем всех политических, социальных и имущественных прав. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, не может быть моложе 14 лет, а полная уголовная ответственность начинается после исполнения 16 лет (ч. 1, ст. 20 УК РФ). Подростки 14 — 16 лет могут быть привлечены к уголовной ответственности лишь за тяжкие преступления, а несовершеннолетним 16-18 лет могут быть инкриминированы все статьи УК РФ. При небольшой общественной опасности поступка (административный проступок) к ним могут применяться не пенитенциарные, а принудительно-воспитательные меры в специальных воспитательно-трудовых учреждениях.

Административной ответственности в полной мере подлежат подростки, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (Ст. 13 КоАП РСФСР). Это в целом соответствует положениям гражданского, семейного, трудового и уголовного законодательства Российской Федерации. Указанное правовое положение о возрасте несовершеннолетних связано со сложившимся представлением о естественной психической и социальной незрелости подростков, которая определяет их неспособность в полной мере осознавать как сложные законы общества и правила поведения, так и логически мотивировать свои поступки. А также недостаточное знание подростками правовых норм и, соответственно, умение ими пользоваться. Иными словами незрелость их волевых функций и неспособность адекватно прогнозировать последствия своих действий. Степень выраженности возрастной психической незрелости зависит от многих факторов, но при отсутствии психических нарушений и других причин связана с возрастом несовершеннолетнего. Таким образом, даже при нормальном психическом развитии несовершеннолетние в возрасте 14-18 лет являются ограниченно ответственными.

В понятии психиатра-эксперта подростковый возраст, будучи переходным этапом, от детства к достижению физической, психической и социальной зрелости, определяется влиянием мощных биологических и социально-психологических факторов. Половое созревание, сопровождается бурными нейроэндокринными пубертациями, может способствовать выявлению генетически обусловленных задатков как позитивного (одаренность в той или иной области и др.), так и негативного (личностные и психические аномалии) порядка. В подростковом возрасте происходит становление личности. Неустановившийся характер при определенных условиях может стать почвой, а нередко и причиной неожиданных реакций, неадекватного поведения и даже психических расстройств. Общие психологические особенности этого возраста (вне зависимости от пола) несут в себе черты полярности: ранимость и черствость, мечтательность и циничность, застенчивость и развязность, неустойчивость эмоционального фона с переходом от беспричинной грусти к буйному веселью. Биологические и психологические аспекты переходного возраста тесно взаимодействуют между собой. Половое созревание, вызывая появление новых ощущений, изменения внешнего облика, формирует новые отношения с ровесниками и взрослыми, определяет место подростка среди ровесников. Задержанный или ускоренный темп полового созревания может стать фактором, влияющим на становление характера, формирование системы отношений. По многим причинам физическое и социальное созревание не совпадают по времени. Это связано с длительным обучением, поздним получением профессии и, следовательно, экономической самостоятельности, инфантильно-гедонической настроенностью и проч. Диспропорция физического, психического и социального созревания ведет к психологическим конфликтам. Социальное непризнание, формализация деятельности общественных молодежных структур, отсутствие интимно-личностного контакта с близкими взрослыми усугубляют свойственную подросткам склонность к переоценке традиционных ценностей, приводят к кризису авторитетов, противопоставлению себя миру взрослых, разным формам отклоняющегося поведения, в частности аддиктивного и антисоциального. Из вышесказанного следует, что подростковый возраст весьма уязвим по отношению, как к биологическим, так и к социально-психологическим воздействиям.

Место и роль пубертатного периода в генезе психических расстройств весьма различны в каждом конкретном случае. Половое созревание со свойственными этому времени психологической и гормональной ломкой может быть главной причиной неадекватных форм реагирования и появления отклонений поведения, присущих именно подросткам. Иными словами, выступать в роли патогенетического фактора, то есть служить провоцирующим фактором и может выявить генетически обусловленные психические заболевания. Уязвимость подросткового возраста по отношению к неблагоприятным влияниям среды делает этот возраст предрасполагающим фактором к патологическим формированиям характера. Пубертатный период может вызвать обострение начавшихся в детстве психических заболеваний, то есть выступить в роли преципитирующего фактора, может определять картину и течение психического заболевания, «окрашивать” болезненные переживания, придавая им возрастное своеобразие. Кроме того, предъявляемые в этом возрасте новые сложные требования, как в школьной программе, так и в межличностном общении могут выявить скрытую личностную аномалию или интеллектуальную неполноценность.

Раннее выявление конфликтов играет первостепенную роль в возникновении психических отклонений, личностных аномалий и конфликтов играет первостепенную роль в возникновении алкоголизма, токсикомании, неврозов, аддиктивного и деликвентного поведения.

Основные формы нарушений поведения и границы их проявления у подростков можно представить в виде схемы.

Аддиктивное поведение и его формы

Аддиктивное (лат. addictio — уклоняющийся) поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс употребления того или иного вещества (алкоголя, психотропных, наркотических веществ и др.), изменяющего психическое состояние, привязанность к какому-либо предмету или участие в активности, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делают его беспомощным, лишают воли к противодействию аддикции.

Изменение настроения по аддиктивному механизму у подростков может быть достигнуто различными способами: с помощью приема алкоголя или одурманивающих веществ; участием в азартных играх, включая современные компьютерные игры; посредством сексуальной аддикции; перееданием или голоданием; длительным прослушиванием музыки, главным образом основанной на ритме; полным погружением в какой-то вид деятельности, забывая о своих других жизненно важных проблемах и обязанностях. Так, сексуальные аддикты отправляются в районы города, где они могут встретиться с лицами противоположного пола, ищущими приключений; алкогольные аддикты ищут ситуаций, в которых наиболее вероятно проведение времени с употреблением алкоголя; аддиктивные азартные игроки испытывают наибольшее удовольствие, участвуя в азартных играх. Даже само размышление на эти темы вызывает у аддиктов чувство эмоционального возбуждения, волнения, подъема или релаксации. Таким образом, достигается ощущение «контроля» над собой и ситуацией, чувство удовлетворения жизнью. Аддиктивное поведение создает иллюзию решения проблем, спасения от стрессовых ситуаций путем избегания последних. В этой особенности аддикции содержится большой соблазн: хочется идти по пути наименьшего сопротивления. Аддиктивный подход зарождается в глубине психики, он характеризуется установлением эмоционального отношения, эмоциональной связи с неодушевленным предметом или явлением. При формировании аддиктивного подхода происходит замена межличностного отношения проекцией своих эмоций на предметные суррогаты. Но на сознательном уровне аддикты используют для самозащиты механизм, который называется в психологии «мышление по желанию». Он заключается в том, что человек вопреки логике причинно-следственных связей считает реальным лишь то, что соответствует его желаниям, содержание мышления при этом, в свою очередь, подчинено эмоциям.

Формы аддиктивного поведения достаточно разнообразны, но их объединяет общее аддиктивное звено — стремление к искусственному изменению психического состояния, вызыванию субъективно приятных эмоций. Достижение изменения осуществляется путем обращения к определенным предметам или активностям. Существуют ли здесь определенные предпочтения? Все ли предметы, события, все ли виды активности могут стать аддиктивными? Теоретически да, но практически наиболее часто встречающиеся формы отражают специфические свойства предметов и активностей, которые «облегчают» использование их с аддиктивной целью. На первый план выступают вещества, обладающие способностью изменять психическое состояние. К ним относятся, например, транквилизаторы (лекарства, применяемые для снятия напряжения, успокоения, психической релаксации), снотворные, психотропные, наркотические средства и др., употребляемые обычно в больших дозах не по назначению врача. Алкоголь также относится к числу веществ, изменяющих психическое состояние, и поэтому обладает большой аддиктивной привлекательностью. К веществам, не обладающие способностью вызывать изменение психического состояния, аддикция развивается реже, для ее возникновения нужны эмоциональная психологическая проекция, участие функции воображения, использование вкусовых, осязательных и других ощущений. Выбор объектов аддикции зависит, естественно, от их доступности, а также этнокультуральных традиций. Кроме того, следует обратить внимание на особенность аддиктивного поведения: аддикты могут легко переходить от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому, сохраняя при этом основные аддиктивные механизмы. При этом переход от одной формы аддиктивного поведения к другой создает иллюзию исчезновения проблемы. Эта иллюзия очень опасна и может приводить к серьезным последствиям для подростка и общества.

Деятельность подростков проявляется в форме направленности личности, которые сформулированы по К.К. Платонову определяются в виде: влечений, желаний, интересов, идеалов, мировоззрения и убеждений. Потребности личности выражаются в мотивах, то есть непосредственной побуждающей деятельности. Схематически мотивация подростка представлена на рис.2.

При формировании аддиктивного поведения значительно страдают социальные и духовные потребности, а основополагающими формами поведения становятся органические и материальные. Человек превращается в гедоническое существо. Это ведет к формированию аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение, имеет динамику, т.е. определенное развитие, заключающееся в прогрессивном углублении нарушений в случаях, когда процесс не будет остановлен.

На первом этапе аддиктивного поведения, его исходная точка — переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущения драматизма, риска в связи с определенными действиями и фиксация в сознании этой связи. Здесь очень важна интенсивность переживаемой в таком случае эмоции. Например, подростки с алкогольным аддиктивным поведением достоверно чаще помнят первую встречу с алкоголем, чем лица без алкогольных проблем. Это объясняется интенсивным эмоциональным переживанием в первом случае и отсутствием такового во втором. Лица с развившимся в дальнейшем алкогольным поведением во время первой выпивки испытывали серьезное изменение психического состояния: в большинстве случаев чувство веселья, «взлета», «высвобождения» и т.д. Это состояние фиксировалось в памяти, и на основе этой фиксации развивалось аддиктивное поведение. Интересно, что развитие аддиктивного алкогольного поведения часто имело место и в тех случаях, когда первая встреч с алкоголем сопровождалась интенсивными переживаниями отрицательного содержания. Они также фиксировались в памяти, вызывали желание еще раз попробовать: вызовет алкоголь это или же другое состояние. Начало формирования аддиктивного поведения характеризуется, возникновением понимания, что существует определенный способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменять свое психическое состояние. Естественно, что подростки, испытывающие трудности в семье, в школе, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее становятся на путь аддикции, особенно при отсутствии поддержки со стороны близких и друзей.

Второй этап аддиктивного поведения характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения, которая зависит от ряда факторов: особенностей личности до возникновения аддикции, установок предшествующих аддикции, ценностей воспитания, культурного уровня, окружающей социальной среды, значимых событий в жизни, изменений привычного стереотипа, изменением состава семьи, заболеванием и др. Ритм аддикции на этом этапе коррелирует с фрустрациями и определяется порогом переносимости этих затруднений. В промежутках между аддиктивным поведением, подростки продолжают находиться в сфере прежних межличностных отношений. Они как бы идут естественным и искусственным (аддиктивным) путем. Постепенно аддиктивный ритм становится более частым, а естественные отношения с людьми отступают на второй план. Ситуации, вызывающие аддиктивную реализацию поведения подростков, становятся все более разнообразными: все, что вызывает душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта, провоцирует аддиктивное поведение.

На третьем этапе происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности. Учащение аддиктивного ритма у подростков приводит к тому, что он становится стереотипным, привычным типом поведения, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни. Иногда, у таких подростков под влиянием различных обстоятельств могут возникать периоды, когда аддиктивное поведение временно прекращает проявляться. Например, подростки с алкогольным аддиктивным поведением могут самостоятельно прекращать употребление алкоголя, столкнувшись с серьезными неприятностями в школе и дома. Однако если произошло формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, этот блок остается в психике и практически всегда возможно возвращение на рельсы аддиктивного ритма. Следует учитывать и возможность другого варианта — перехода на новую форму аддиктивной активности, что большинство окружающих долгое время не замечают.

Формирование аддиктивного звена как интегральной части личности сопровождается внутренней борьбой. Несмотря на наличие защитных механизмов, возникает чувство тревоги, неблагополучия. Анализируя такие состояния, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1990), пришли к заключению, что значение имеет ощущение «инакости», отличия от других, т.е. в жизни появляется тайна, формируется какая-то другая личность со своими особыми привычками, реакциями, интересами. Эта вторая личность во многом противоположна прежней: она не просто сосуществует с ней, но вытесняет и разрушает ее. Процесс характеризуется определенным раздвоением личности и внутренней борьбой. Выступает защитная реакция отрицания существующих проблем. Это внешнее отрицание (отрицание для других) может сочетаться с внутренним осознанием опасности. И тогда вступает в действие защитная реакция «для себя», она заключается в использовании формальной логики. Применительно к аддиктивному поведению это выглядит как объяснение своего поведения ссылками на различные внешние факторы и ситуации. Например, подростки с серьезными алкогольными проблемами, отрицая их наличие, нередко склонны объяснять свои неудачи плохими взаимоотношениями с учителями, родителями или невозможностью самовыражения. Формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности делает аддиктов невосприимчивыми к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Формально-логические умозаключения аддикта подчинены его эмоциональному состоянию и являются по сути дела оформлением в логической форме «мышления по желанию», направленного в данном случае на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности критического отношения к себе. Мотивация искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивной, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет актуальность. Алкогольного аддикта не беспокоит на определенном этапе то, что о нем думают его близкие. Однако он может внешне пытаться произвести впечатление, что он это переживает.

На четвертом этапе происходит полное формирование аддиктивного поведения. Аддиктивная часть личности подростка полностью определяет его стиль жизни, отношения с окружающими. Такое доминирование аддиктивного поведения функционирует как самообеспечивающая система. Подросток погружается в аддикцию, он окончательно отчужден от общества, изолирован, его внутреннее исходное «Я» разрушено, остается только внешняя оболочка. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с прежними друзьями и близкими людьми крайне затруднены даже на социальном уровне. На этом этапе доверие к аддиктам уже утеряно, их начинают воспринимать как неудачников. У подростков в этой стадии все более серьезной становится проблема общения с окружающими, нарастает одиночество. Для того чтобы лучше понять механизмы этого явления, вспомним, что все формы аддиктивного поведения предполагают разрыв с прежним общением, с миром реальных проблем, реальных людей с их заботами, надеждами, страданиями. Конечно, лица с алкогольным, наркотическим или другим аддиктивным поведением нередко объединяются в компании и коллективно употребляют алкоголь или наркотические, психотропные вещества. Однако они даже если и испытывают чувство взаимопонимания, то это чувство исчезает после окончания действия аддиктивных веществ и активностей и сменяется разочарованием и одиночеством. Как правило, у лиц с алкогольным аддиктивным поведением наблюдается во многих случаях следующая динамика. Вначале — выпивки в компании с получением удовольствия при совместном проведении времени в обществе людей, к которым испытывается симпатия. В последующем — разборчивость в отношениях с окружающими снижается, и лица находят себе случайных аддиктивных компаньонов с выраженными алкогольными нарушениями. И, наконец, стремление к общению во время выпивки вообще исчезает, и начинаются выпивки в одиночку.

Пятый — заключительный этап формирования аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение разрушает не только психику, но и биологические процессы, происходящие в организме. Особенно тяжелые изменения развиваются у лиц с наркотическим и токсикоманическим аддиктивным поведением, когда хронические интоксикации приводят к поражению органов и систем, возникновению истощения. Различные формы аддикции на заключительном этапе поражают преимущественно те или иные органы и системы: при аддиктивном переедании развиваются ожирение, нарастание массы тела, что в свою очередь приводит к сердечно-сосудистым расстройствам; алкогольное аддиктивное поведение часто приводит к серьезным заболеваниям печени, развитию цирроза. Общий стиль жизни подростков с аддиктивным поведением характеризуется пренебрежением правилами гигиены, отсутствием внимания к состоянию своего здоровья. Это находит на заключительном этапе выражение в возникновении тяжелых соматических и психических заболеваний.

Психологическое состояние аддиктов на заключительном этапе определяется в основном подавленностью или апатией. Это обусловлено, в частности, тем, что само аддиктивное поведение, процесс непосредственной реализации аддиктивных мотиваций уже не приносит прежнего удовлетворения, не вызывает столь желаемых выраженных изменений настроения. Возвратиться к прежним, доаддиктивным ценностям оказывается невозможным, так как здоровая часть личности и прежнее «Я», разрушена. Положение усугубляется разрывом с близкими, семьей, прекращением учебы. Они часто нарушают общественный порядок, законы, появляясь, например, в состоянии опьянения или наркотической интоксикации в общественных местах, попрошайничают, вымогают деньги у прохожих, совершают квартирные кражи. Преобладающее пониженное настроение может провоцировать у части аддиктов попытки совершить самоубийство. Такие попытки обычно не являются результатом длительных раздумий, а возникают импульсивно, внезапно, часто на фоне алкогольного опьянения. Спасенные после таких попыток аддикты на словах сожалеют о случившемся, однако, глубоко не переживают, и всегда существует риск повторения попытки суицида. Основные мотивы попыток совершить самоубийство на этом этапе: отчаяние, невозможность найти выход, чувство безысходности, изоляции и отчуждения от мира, одиночество.

Работа с аддиктами в заключительной стадии процесса очень трудна, так как с этими подростками почти невозможно установить эмоциональный контакт. Аддикты разучились эмоционально контактировать с людьми, исключают возможность взаимопонимания, избегают всего того, что носит доверительный характер.

Наблюдения за подростками с различными формами аддиктивного поведения позволяют выделить несколько особенностей, определяющих их поведение в межличностных отношениях:

  1. стремление говорить неправду, обвинять других, зная, что они невиновны;
  2. стереотипность, повторяемость поведения;
  3. зависимость;
  4. стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  5. скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  6. сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  7. внешняя псевдосоциабельность, сочетаемая со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  8. тревожность.

Аддиктам, прежде всего «фармакологическим», нельзя доверять, они часто говорят неправду, много обещают и не выполняют своих обещаний. Это касается, прежде всего, обещаний прекратить аддиктивное поведение. Обычные заявления: «это последний раз», «больше это никогда не повторится», «я уже все понял, осознал» и т.д. — повторяются бесконечно, но поведение в основном остается прежним. Необязательность представлена и в других вопросах. Вообще следует подчеркнуть, что с алкогольными, наркотическими аддиктами нельзя о чем-либо серьезно договариваться. В своих неудачах аддикты обвиняют всегда других.Все это свидетельствует о формировании у аддикта синдрома анозогнозии.

Особенности поведения подростков с аддиктивным поведением характеризуются стереотипностью, т.е. одни и те же образцы поведения повторяются, становятся как бы болезненным ритуалом. Поэтому, установив общие черты схемы, поведение аддиктов сравнительно легко предсказать. Значительно труднее, к сожалению, этот стереотип изменить, так как защитные реакции отрицания, рационализации являются серьезной помехой.

У подростков с аддиктивным поведением иногда обнаруживается такая черта, как зависимость. Зависимость проявляется нередко в виде подчиняемой мотивации приема алкоголя или других веществ, т.е. подчинения аддиктивного поведения давлению со стороны авторитетных подростков с аддиктивным поведением. Для большинства подростков характерны также пассивность, отсутствие самостоятельности. Такого рода аддикты обычно стремятся к получению поддержки со стороны «авторитетных» для них фигур среди тех же алкогольных, наркоманических аддиктов легко попадая под их влияние.

Нужно иметь в виду, что явления зависимости не всегда выступают в открытой форме и не видны на поверхности. Возможны и такие случаи, когда подростки с алкогольным аддиктивным поведением стараются внешне всячески подчеркнуть свою независимость, силу и мужественность. В обществе в течение длительного времени создавался имидж «сильного человека», к атрибутам которого относились курение, умение выпить с хорошей переносимостью алкоголя. Для ряда подростков употребление алкоголя и сейчас ассоциируется с мужественностью, причислением к «взрослым». Более глубокое изучение механизмов, лежащих в основе явления, показывает, что все эти лица крайне чувствительны к мнению о них в группе, членами которой они являются. Очень важно выглядеть сильным, соответствующим принятому имиджу самостоятельного, ничего не боящегося человека. Страшно «потерять лицо» в группе, оказаться «маменькиным сынком», «малолеткой» и т.д. Таким образом, здесь явления зависимости выступают в замаскированном виде, определяя во многом поведение в неформальной группе.

Лица с аддиктивным поведением стараются не брать на себя ответственность в принятии серьезных решений. Эта особенность проявляется в различных условиях, дома и на производстве. В домашней обстановке аддикты стараются, чтобы ответственные решения принимал другой член семьи.

Скрытый комплекс неполноценности проявляется в частых сменах настроения, неуверенности, избегания ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными. В то же время для них в ряде случаев бывает типичным развязное, брутальное поведение, они ставят себя в позицию превосходства перед другими, требуя всяческих привилегий или поблажек. Подростки любят рассказывать о себе таким образом, чтобы у слушателей возникал имидж их значимости. Комплекс неполноценности резко выступает при «фармакологических» формах аддикции в периодах окончания действия вещества, если к нему развились явления физической зависимости, особенно на фоне абстиненции, когда аддикты чувствуют себя физически больными, испытывают тревогу, подавленность. Подростки, страдающие алкоголизмом, могут испытывать во время абстиненции тревогу, страх, воспринимать искаженно реальную обстановку. Им нередко кажется, что окружающие их люди оскорбляют их. При этом иногда имеют место обманы восприятия — вербальные иллюзии, когда пациент искаженно воспринимает произнесенное слово или фразу.

Сниженная переносимость трудностей выражается в том, что аддикты стремятся к немедленному удовлетворению своих требований, желаний. В тех случаях, когда желания подростков не удовлетворяются, они в зависимости от конкретной ситуации проявляют два основных типа реагирования: реакцию раздражения и злости, эмоциональные вспышки, или немедленный уход от возникшего затруднения. Аддиктам несвойственно откладывать реализацию желаний: терпение — не для них! Объективные препятствия они считают специально сделанными для них, чтобы их как-то унизить. С этим связаны частые конфликты.

Социабельность лиц с аддиктивным поведением ограничена во времени и имеет поверхностный характер. Алкогольные, аддикты особенно активны в алкогольных компаниях, в ситуациях выпивки. У них имеется своеобразное чувство юмора (юмор казармы, алкогольный юмор), они хорошо рассказывают придуманные истории о своих достижениях, успехах. Вспоминая об отдельных неудачах, они используют их для обвинения других людей, много говорят о несправедливости, невезении, иногда о заговоре против них в связи с завистью, неблагодарностью. Кроме того, основной задачей правонарушений несовершеннолетних является предупреждение и коррекция социальной дезадаптации подростков, которые являются результатом неблагоприятногоразвития.

Тревожность как черта лиц с аддиктивным поведением наблюдается во многих случаях при различных формах аддикции. Прежде всего, следует подчеркнуть, что в кризисных, экстремальных ситуациях тревожность у аддиктов может отступать на второй план, и в то же время тревожность может проявляться в обычной жизни. Это ситуации межличностного общения, ситуации, которые требуют от аддикта проявления глубокой эмоциональной привязанности, на которую он не способен. Это одна из причин на первый взгляд парадоксальной ситуации, когда аддикты, познакомившись с человеком, пытающимся им помочь и проявляющим к ним добрые чувства, в ответ не только не выходят из аддиктивного поведения, но даже усиливают его. При этом они следуют формуле: «чем хуже, тем лучше» — с целью как можно быстрее покончить с появившейся эмоциональной проблемой. В таких случаях обычно происходит борьба мотивов: аддиктивная часть личности боится глубокой эмоциональной привязанности к человеку, оставшееся здоровое «Я» стремится покончить с аддикцией. В зависимости от выраженности аддикции, от предшествующего аддикции воспитания, влияния среды, наличия или отсутствия поддержки, квалифицированной помощи исход этой борьбы может быть различным.

Аддиктивное поведение, реализуемое с помощью различных веществ, изменяющих психическое состояние, получило широкое распространение. Круг употребляемых веществ включает наркотические и психотропные вещества, применяемые в дозах, превышающих терапевтические, а также препараты бытовой химии, органические растворители и др. Многие из применяемых с аддиктивной целью веществ чрезвычайно токсичны и вызывают необратимые и тяжелые поражения внутренних органов, головного мозга, что нередко приводит к смертельным исходам. Что заставляет подростков прибегать к употреблению всех этих веществ? Вначале любопытство, подражание лицам, уже имеющим опыт в употреблении этих веществ, затем происходит постепенное, порой очень быстрое формирование аддиктивного поведения, когда основными в жизни становятся аддиктивные мотивации. Остановимся подробнее на некоторых формах аддиктивного поведения, связанного с употреблением веществ, изменяющих психическое состояние.

Аддиктивное поведение в результате приема алкогоголя, наркотических (токсикоманических) и психотропных средств

Аддиктивное поведение у подростков, согласно А.Е. Личко (1979), включает знакомство с опьяняющими дозами в возрасте до 16 лет и регулярное употребление подобных веществ без признаков зависимости в старшем возрасте. Ранний (подростковый) алкоголизм и наркотинизм подразумевает развитие хотя бы первой стадии заболевания в возрасте до 18 лет. Основным признаком заболевания на данной стадии является индивидуальная психическая зависимость: прекращение приема спиртного вызывает чувство тревоги, напряженность, но без отчетливого физического дискомфорта. Эйфоризирующее действие алкоголя проявляется усилением агрессивности, причем алкогольные эксцессы провоцируются компанией, избытком свободного времени, доступностью спиртного в семье. Наряду со стертыми проявлениями абстиненции появляется ряд других признаков. Среди них, такие как угасание защитных рефлексов на передозировку, повышение толерантности и возникновение картины социальной дезадаптации. Обнаруживается перестройка иерархии мотивов личности: конструктивные, санкционированные обществом побуждения (учеба, интересы, спорт, хобби) утрачивают свою значимость. Большая часть времени уходит на поиск спиртного или наркотиков, в силу чего меняется, и окружение подростка — чаще вступает в группы, где принят стиль интенсивной алкоголизации; в общении превалируют алкогольные проблемы и тематика.

На втором этапе алкогольной болезни отчетливо обнаруживаются признаки физической зависимости от спиртного: перерыв в его употреблении вызывает выраженную абстиненцию. Она включает, помимо психических симптомов, явные соматические и неврологические нарушения. Обычно абстинентный синдром формируется спустя 1 — 1,5 года; в отличие от взрослых он характеризуется меньшей длительностью, наличием в постабстинентном периоде чувства разбитости, тревожности, обидчивости, склонности к раскаянию. Абстинентный синдром развивается одновременно с симптомом утраты контроля, изменением картины опьянения (вместо эйфории начинают превалировать дисфорические признаки, более выраженными становятся амнестические формы опьянения), приобретает неодолимый характер. На этой стадии обнаруживается существенное преобразование личности подростка, как правило, в сторону выраженной акцентуации с последующей психопатизацией по шизоидному, эпилептоидному, неустойчивому, истероидному и другим типам.

На стадии выраженного развития алкоголизма у подростков резко снижается переносимость спиртных напитков, появляются истинные запои, выписки «в одиночку». Все более значимыми становятся соматовегетативные проявления, а также нарастание парциального слабоумия. Изменения в характере носят налет постоянной раздражительности, озлобленности, дисфории, депрессии, тяжелые проявления пьянства влекут за собой стойкую социальную дезадаптацию: подростки забрасываю учебу, порывают связь с семьей, ведут паразитический образ жизни, их поведение все больше приобретает антисоциальную направленность.

Как развивается алкогольное аддиктивное поведение? Когда появляется непосредственная опасность его возникновения? Тогда, когда появляется новое отношение к алкоголю. Оно заключается в ощущении нужности его приема для достижения определенного желаемого эмоционального состояния. Употребление алкоголя перестает носить обсессивный характер. Возникает четкое осознание особых «возможностей», связанных с алкоголем, открывающих дверь в мир измененных интенсивных эмоций. Постепенно содержание мышления становится все более сконцентрированным на этих состояниях и, следовательно, на алкоголе как на веществе, прием которого позволит вызвать снова эти состояния. Эффект ожидания приобретает здесь большое значение, так как во многом предопределяет содержание переживаний во время опьянения.

Один из часто встречающихся эффектов алкоголя, входящий в структуру алкогольного аддиктивного поведения («кэф-эффект»), заключается в чувстве психологического и физического комфорта, своеобразной релаксации, безраразлично-созерцательному отношению к происходящему. Такое состояние обычно сопровождается усилением актуальности сиюминутных стимулов, что выражается в том, что разговор с участниками выпивки приобретает заостренный эмоциональный характер. Несколько усиливается воображение, сокращается дистанция общения, преобладает психическая пассивность. Состояние сопровождается отчетливым желанием удержать его как можно дольше, что оказывается возможным при употреблении последующих доз алкоголя.

Следующим эффектом, с которым связано развитие аддиктивного поведения, является транквилизирующее действие, заключающийся в способности алкоголя временно смягчать явления эмоционального напряжения, психологического дискомфорта. Необходимо, наконец, учитывать и способность алкоголя вызывать повышение настроения (эйфоризирующий эффект), чувство «взлета», беззаботности, повышенную самооценку, «розово-очковый» оптимизм.

Таким образом, все вышеуказанные эффекты могут приводить к развитию психической зависимости от алкоголя, способствовать формированию алкогольного аддиктивного поведения. В формировании алкогольного аддиктивного поведения имеют значение факторы, облегчающие развитие алкогольной зависимости. К ним относятся биологические, психологические и социальные факторы.

Формирование алкогольного аддиктивного поведения идет параллельно с изменением личности и ее связей с окружающим миром. Стираются индивидуальные различия в образе жизни, запросах, привычках, интересах, мотивах деятельности. Лица с алкогольным аддиктивным поведением по мере его прогрессирования становятся похожими друг на друга. Аддиктивная алкогольная мотивация становится главной в жизни, она временно объединяет алкогольных аддиктов в быстро формирующиеся с цепью выпивки и также быстро распадающиеся группы. Атмосфера пьющих компаний создает благоприятный фон для формирования алкогольного аддиктивного поведения. В компании таких же опьяненных людей подросток, принявший спиртное, ощущает более выраженную эйфорию, «жажду общения», испытывает «прилив сил» и т.д. Культ особого общения, «облегченного» действием алкоголя и принятыми нормами поведения в опьяневшей компании, притягивает к себе подростков, уже имеющих затруднения обычных контактов с людьми в связи с развивающимся аддиктивным поведением.

Таким образом, личность движется по пути все большего нарастания нарушений взаимоотношений с другими людьми, прежними знакомыми, друзьями, с одновременным принятием норм и правил «алкогольной субкультуры», что ускоряет развитие алкогольного аддиктивного поведения.

Длительный прием алкоголя в рамках алкогольного аддиктивного поведения приводит к развитию физической зависимости от алкоголя. Потеря контроля представляет собой невозможность остановиться, прекратить прием алкоголя после начальной дозы. Достаточно выпить рюмку алкоголя, чтобы сразу же возникло непреодолимое стремление к приему дальнейших доз, так как возникает вскоре чувство, что чего-то не хватает, становится «не по себе» и кажется, что достаточно еще немного выпить, чтобы «все стало на свое место», т.е. достигнут желаемый эффект. Однако прием следующей дозы алкоголя снова только на короткое время изменяет состояние, и нужно снова пить. Таким образом, при сформировавшемся симптоме потери контроля алкогольный аддикт не в состоянии ограничиться приемом доз алкоголя, соответствующих его толерантности, постоянно превышает их и напивается до состояния «полного бесчувствия», т.е. до развития очень тяжелого опьянения.

Абстиненция развивается на выходе из опьянения. Она выражается в плохом физическом состоянии. Характерны общая слабость, изжога, тошнота, боли в области желудка, груди, сердцебиение, дрожание всего тела. Беспокоит чувство тяжести в голове, все окружающее раздражает, особенно громкие звуки, шум, яркий свет, запахи. Характерны отвращение к еде, неприятный вкус во рту, жажда. Настроение снижено, иногда с оттенком тревожности или злобности.

На фоне расстройств, свойственных алкогольной абстиненции, имеется отчетливое стремление к приему алкоголя, что связано с желанием избавиться от неприятного состояния. Развитие алкогольного аддиктивного поведения сопровождается формированием психологической зависимости от алкогоголя, к которой в дальнейшем в связи с обменными нарушениями присоединяются явления физической зависимости.

Проиллюстрируем на примере. Подросток П., 16 лет. Из непьющей семьи. С детства был хилым, худеньким, медленно рос. В 7 лет из-за слабого физического развития не взяли в школу. Часто болел ангинами. Воспитание было необычным: нежный, ласковый отец и довольно суровая мать. В младших классах под постоянным контролем отца учился удовлетворительно. Отличался трусливостью, дружил с мальчиком, который его защищал. Когда ему было 10 лет, скоропостижно скончался отец. Не прошло и полгода, как на его глазах погиб под автомашиной его друг-защитник. Обе смерти пережил довольно легко. С 13 лет резко изменился: не слушал мать, стал грубым, забросил учебу, прогуливал школьные занятия. Сдружился с физически сильным второгодником, тот втянул его в компанию выпивающих подростков. С ними стал охотно и часто пить вино «для веселья». Раз-два в неделю являлся домой пьяным. Чтобы оторвать от компании, мать отправила его в другой город к родственникам. Учился там в 8 классе. Не найдя себе собутыльников в школе, завел знакомства среди уличных подростков, стал выпивать с ними. Возвращенный обратно матери, «совсем сорвался». Все время стало тянуть на выпивки, искал любую случайную компанию, где можно было распить вино. Для опьянения стала требоваться все большая доза спиртного — выпивал уже по бутылке вина в один прием. Исчез рвотный рефлекс при передозировке. Попал в вытрезвитель. За антиобщественное поведение осужден и направлен в колонию. Данный клинический случай ярко демонстрирует роль микросоциальной среды на формирование аддиктивного поведения у подростка.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *