Индивидуальная социальная работа
Лидеры благотворительных обществ сыграли определенную роль в развитии индивидуальной социальной работы. Их концепция определяет индивидуальную социальную работу как “использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу”. В 1898 г. по инициативе Мэри Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии ( ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). К 1919 г. число таких школ в США достигло 17. В 1923 г. 13 из них стали факультетами при университетах. Студенты занимались без отрыва от работы, а учебная программа включала специальные темы для практической социальной работы в различных областях.
Изучение условий жизни семей. В плане социальной работы с семьей последняя рассматривается как социальная ячейка, посредством которой общество передает по наследству свои моральные, культурные и духовные ценности. При этом важен был дифференцированный подход в каждом отдельном случае. Осознание необходимости дифференцированного подхода также сказалось на работе с детьми. Внимание к индивидуальным особенностям становится столь же серьезным, как и внимание к условиям Среды.
Социальная работа в медицине. В 1905 г. в одной из бостонских больниц доктор Р.К.Кэбот в целях развития профилактической медицины ввел социальное медицинское облуживание. Обслуживание такого рода предоставлялось только амбулаторным больным. Работавшие в этой сфере — первоначально штат состоял только из медсестер — не хотели мириться с тем, что они занимают подчиненное положение. Социальная работа давала им возможность добиться “более четкого понимания любых психических и социальных условий, которые могли быть причиной нарушений умственного или физического характера у больного”, Сферой изучения и деятельности социальных работников в области медицины были личность, взаимоотношения между людьми и условия жизни в отдельных районах. Наиболее ценным в работе с людьми было то, что можно было поставить себя на место другого и постараться взглянуть на ситуацию объективно.
Социальная работа в школе. Начало того, что сейчас известно под названием “социальная работа в школе”, связано со строительством нескольких домов-сеттльментов в Нью-Йорке. Проект предусматривал обеспечение их приходящими учителями; в задачу последних входило создание таких условий для отдельных детей, которые давали бы им возможность усвоить школьную программу. Приходящий учитель имел дело прежде всего с теми детьми, кто не мог посещать школу в силу отсутствия необходимых знаний, дурного поведения, физических недостатков или других причин. После ознакомления с личными качествами ребенка приходящий учитель принимал необходимые меры для изменения социальных условий, чтобы добиться изменения ситуации к лучшему. Он полагался в своих действиях на методы индивидуальной работы.
Психиатрия и социальная работа. Сфера социальной работы, расширяя и охватывая различные виды практической работы, постоянно сталкивалась с проблемами психиатрии. И психиатры, и социальные работники рассматривали отдельного человека скорее как продукт окружающей Среды, нежели как независимый объект. Психиатрия вышла за стены больниц. Движение за психическую гигиену обратило внимание на значение отдельных факторов окружающей Среды для предупреждения и лечения душевных болезней. Если врач-психиатр должен был знакомиться с условиями жизни в данном районе, то в обязанности психиатра-социального работника входило изучение домашней обстановки и набюлдение за поведением больного в семье и в месте проживания. Социальная психиатрия проводила индивидуальную работу по изучению социального окружения пациентов, а также их умственного и физического состояния.
Использование концепции З.Фрейда укрепило убеждение в том, что изучение эмоций и психической жизни индивида является основной квалифицированной социальной работы. Клиники стали в большей степени заниматься общими вопросами психического здоровья и эмоционального состояния. Специализированные детские клиники принимали в штат социальных работников-психиатров, которые вскоре стали консультантами благотворительных организаций по оказанию помощи нуждающимся семьям и детям. Психологическая теория З.Фрейда подняла авторитет индивидуального подхода в социальной работе.
Подготовка и обучение кадров для социальной работы. В 20-х годах ХХ века эта деятельность все еще находилась в большой зависимости от усилий благотворительных организаций. При этом отдельные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе от одной области практической работы к другой. Кроме того, и сама работа по изучению индивидуальных условий жизни неблагополучных семей нуждалась в единой учебной программе.
В 1928 г. на Милфордской конференции были определены восемь общих аспектов индивидуальной работы:
1. Знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни.
2.Использование знания норм человеческой жизни и человеческого общения.
3. Ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении.
4. Применение общепринятых методов изучения и помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке.
5. Использование средств и ресурсов местной общины в социальном лечении.
6. Применение научных знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода.
7. Понимание философских основ, определяющих цели, этику и особенности индивидуального подхода в социальной работе.
8. Соединение вышеупомянутых аспектов в единой системе социальной работы.
Формулировки конференции применимы ко всем областям практической социальной работы, что позволяет объединить профессионалов, работающих в этой сфере, и одновременно они являются концептуальной основой для разработки программ профессионального обучения в области индивидуального подхода.
Государственные программы в социальной области. Они появились как следствие “Великой депрессии” конца 20- начала 30-х годов. Крупнейший в США экономический кризис, возникший в те годы , привел к принятию Закона о социальном страховании. Одним из основных авторов этого закона был работник благотворительной организации Г.Л.Гопкинс. Однако такого рода работников не хватало, чтобы справиться с последствиями экономического кризиса, к тому же многие из них уже не занимались неимущими. Тем не менее к работе по государственным программам привлекались некоторые специалисты указанных организаций ( в качестве администраторов, а также для непосредственной работы с детьми).