Специфика социальных технологий в социальной работе

Научность понятийного аппарата во многом определяется его методологическим обоснованием. Если рассматривать социальные технологии как социологическое понятие, то, по справедливому мнению ученого С.Г.Фурдея, они являют собой вид социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

Анализ многочисленных определений, учет новейших подходов к теоретическому осмыслению содержания понятия «социальные технологии» позволяет, как нам представляется, предложить более универсальную его формулировку. Социальные технологии — это совокупность способов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия.

В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и традиционные (технологии прошлого опыта). Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др. Отдельные исследователи наряду с организационно-деятельными социальными технологиями выделяют и субъектные. В данном случае в роли предмета воздействия выступает социальный субъект, осуществля-1 ющий сам познание или деятельность.

С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.

Специфика социального воздействия на объект может определяться и уровнем общественных отношений. В этой связи довольно удачной является типология, предложенная профессором Л.Я. Дятченко. Он подразделяет социальные технологии на три группы: технологии макросистем или макротехнологии, включающие в себя региональные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы; мезотехнологии — технологии уровня города, населенного пункта, крупного трудового коллектива; микротехнологии, которые рассчитаны на небольшое объединение людей, общественные процессы на микроуровне, включая технологические процедуры самоорганизации, обеспечивающие рациональное использование личностного потенциала.

Ряд исследователей классифицируют социальные технологии по степени их практической включенности в организационный процесс технологической разработки и социального воздействия. Так, А.И.Пригожий среди социальных технологий выделяет: кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях; полевые, то есть полученные в реальной общественной среде.

В рамках учебного пособия нельзя проанализировать всю многовариантность классификации социальных технологий. Социальная сфера настолько обширна, что введение в научный оборот новых критериев порождает новые классификационные типы. Слабыми же сторонами классификационного разнообразия являются недостаточная универсальность и невключенность во многих случаях технологии социальной работы в целостную систему социальных технологий.

Как нам представляется, поиск более оптимальной ти-пологизации целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления универсальности самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий:

• правового обеспечения функционирования общества;

• политические технологии административно-властного регулирования;

• экономического функционирования общества, развития собственности;

• информационного обеспечения по средствам массовой информации, компьютерных сетей;

• духовно-культурного развития;

• обеспечения социального функционирования общества.

Технологии социальной работы в прямом смысле слова и есть технологии обеспечения социального функционирования общества. Ведь под социальной работой как особым видом социального воздействия понимается специфическая деятельность не только по обеспечению социальных прав граждан и оказанию социальной помощи нуждающимся, но и по регулированию отношений человека с коллективом, государственными структурами, по разрешению социальных конфликтов. В узко-профессиональном смысле слова под социальной работой понимается деятельность по оказанию социальной помощи нуждающимся с целью восстановления, сохранения или улучшения их способности к социальному функционированию.

В настоящее время в нашей стране идет процесс становления системы социальной работы преимущественно в узкопрофессиональных рамках этой деятельности. В перспективе же, как нам представляется, сферой деятельности социального работника, объектом его воздействия станут не только нуждающиеся в помощи, но и социальная сфера в целом.

Следует отметить, что социальная работа включает в себя три компонента: социальную работу как науку, социальную работу как цикл учебных дисциплин и социальную работу как вид профессиональной деятельности. Поэтому выделение технологий возможно в каждом из компонентов.

Когда социальная работа выступает в форме цикла учебных дисциплин, то ее технологии являют собой не только знания, но и умения информационного, обучающего характера. В учебном процессе по подготовке социальных работников, бакалавров и специалистов по социальной работе, образовательные технологии обусловлены государственными стандартами, программами, учебными планами, формами и методами обучения. В данном случае в качестве технологий выступают такие традиционные формы обучения, как лекции, практические, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование и др. Широкое развитие получают и инновационные формы образовательных технологий (рейтинговая система контроля знаний, тестовая проверка, коллоквиумы и др.).

Определяющим компонентом социальной работы является все же ее деятельная составляющая. Именно в социальной работе как профессиональной деятельности технологии выступают концентрированно и в форме систематизированных знаний, и в форме умений, и в форме практического опыта и реальной социальной деятельности.

Уже отмечалось, что социальную работу как деятельность можно рассматривать и в широком смысле слова, и в узко-профессиональном. В зависимости от этого выделяют и технологии практической социономии. В первом случае технологии социальной работы нацелены на все слои населения, на широкий спектр социальной сферы, на создание условий, позволяющих повысить жизненный уровень народа, уменьшить численность населения, нуждающегося в социальной помощи. Это направление носит стратегический характер. Во втором случае речь идет о технологиях социальной работы с нуждающимися слоями населения. Это технологии тактического характера, которые в настоящее время являются определяющими в российской системе социальной работы. Из-за сложностей в экономике у нашего государства пока не хватает средств для должного обеспечения функционирования стратегических, упреждающих технологий социальной работы. Государственная власть в социальной сфере вынуждена выступать сейчас преимущественно в роли пожарного, помогая лишь крайне нуждающимся. Выражением этой ориентации в системе социальной работы является концепция адресной социальной помощи. Таким образом, для успешного осуществления практической социальной работы, необходимо сочетать упреждающие технологии стратегического характера с технологиями тактической направленности. Например, для ослабления проблемы детской беспризорности недостаточно выработать и реализовать частные технологии оказания конкретной помощи бездомным детям. Важно разработать и осуществить технологии, направленные на снятие причин, ведущих к бездомности, на профилактику беспризорности.

В научной и учебной литературе довольно часто говорится о технологии социальной работы как совокупности технологий, это, как нам представляется, вполне приемлемо. Итак, технология социальной работы как вид профессиональной деятельности — это совокупность способов действий, направленных на восстановление, сохранение или улучшение социального функционирования объекта, а также на упреждение негативных социальных процессов, при возможном повторении (тиражировании) данной системы действий.

Технология социальной работы как учебная и научная дисциплина включает в себя общие технологические процедуры (общие технологии), важнейшие методы и частные технологические процедуры (частные технологии). Поэтому общие, частные технологии, методы и составляют предмет изучения дисциплины «Технология социальной работы».

Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, опеку и попечительство.

В состоянии научного осмысления находится проблема методов социальной работы. Опираясь на имеющиеся наработки в данном вопросе, можно выделить следующие важнейшие методы: организационно-распорядительный, социально-экономический, психолого-педагогический, социологический, коммуникативный, медико-социальный, этно-демографический, правовой, культурологический.

Частные технологии социальной работы в своей основе составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Массив частных технологий образует следующие технологические процедуры: социальная работа в сфере занятости населения с безработными гражданами; с лицами девиантного поведения; с семьями;

с лицами, страдающими психическими расстройствами и склонными к суициду; с инвалидами, гражданами пожилого возраста; феминологические технологии социальной работы; социальная работа с детьми и подростками; с молодежью; с малообеспеченными слоями населения; в решении социально-этнических проблем; с бездомными и беспризорными; с мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами; частные технологии социальной работы в армии и пенитенциарных учреждениях; социальная работа на производстве, по месту жительства и др.

Важнейшей задачей социальных работников, специалистов по социальной работе является внедрение в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и апробация, применение инновационных технологических процедур. В этой связи надо отметить, что не следует отождествлять традиционные технологии с рутинными. Последние характеризуются набором не только устаревших, но и неэффективных методов и средств социального воздействия.

Неотъемлемым элементом инновационных технологий социальной работы должна стать их ориентация на овладение клиентом способностей социального самообеспечения, социальной самозащиты.

В заключение следует отметить, что при разработке, апробации и внедрении социальных технологий в практической социономии целесообразно исходить не только из потребностей узко-профессиональной направленности социальной работы как действия по оказанию помощи нуждающимся, а также из стратегическо-перспективной социальной задачи установления взаимовыгодного паритета между отдельными гражданами и обществом в целом. Целью этого паритетного состояния должно быть улучшение уровня жизни. Не случайно многие авторитетные зарубежные ассоциации социальных работников (США и ряда других стран) видят главную задачу социальной работы в установлении взаимовыгодного взаимодействия между отдельными людьми и обществом, направленного на улучшение качества жизни граждан своих государств. В нашей стране процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности только разворачивается. Причем проходит он в трудных условиях кризисного состояния отечественной экономики. Однако и для нас главным ориентиром, главным критерием социальной работы является качество жизни всех россиян.

ЛИТЕРАТУРА

Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М. — Белгород, 1993.

Иванов ВА. Социальные технологии в современном мире. — М. — Н.Новгород, 1996.

Лекции по технологии социальной работы. В 3-х частях./ Под ред. Е.И. Холостовой Часть I. — М.: Социально-технологический институт, 1998.

Социальные технологии: Толковый словарь./ Отв. ред. Иванов В.Н. — Москва — Белгород, 1995.

Социология. / Под ред. В.И. Курбатова — Ростов н/Д,

1998.

Технология социальной работы. Часть I. Учеб. пособие для вузов (материалы для практических занятий)./ Под ред. П.Я. Циткилова — Новочеркасск — Ростов н/Д, 1998.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *